Авторизация


 

Александр Чуваев: Реформа рынка тепла решит накопленные отраслью проблемы

Александр Чуваев: Реформа рынка тепла решит накопленные отраслью проблемы

Исполнительный вице-президент корпорации Fortum, глава дивизиона «Россия» Александр Чуваев считает реформу российской электро­энергетики, прошедшую в 2008 году, практически завершенной. Большая часть обещаний, которые были даны при ее проведении, выполнена. Однако даже сами ее организаторы понимают, что за пределами реформы остался значительный сектор энергетики и ее неотъемлемая часть – теплоснабжение.

Сегодня правительство пришло к пониманию, что в этой отрасли необходимо переходить на современные, рыночные рельсы.

Сектор хронически недоинвестирован, объем накопившихся проблем огромен. Это автоматически означает неприемлемо высокий риск аварийности, что для такой северной страны, как Россия, является вопросом национальной безопасности, а также колоссальные потери и издержки, которые несет отрасль и которые оплачиваются как потребителями, так и производителями тепла.

По оценке Комиссии по развитию ЖКХ при Госсовете РФ, данной в прошлом году, отрасли нужны огромные инвестиции – более 6 трлн рублей. Привлечь эти средства возможно только при условии реформирования сектора, перевода его на нормальные экономические рельсы.

Модель рынка тепла, которая сейчас обсуждается на экспертном и регуляторном уровне, содержит несколько принципиальных элементов.

Начать необходимо с назначения единой ответственной организации для работы с потребителями – ЕТО (Единая теплоснабжающая организация), которая отвечает за качество, надежность и бесперебойность теплоснабжения. ЕТО призвана оптимизировать систему теплоснабжения, сократить неэффективное потребление и потери, а также осуществлять оптимальную загрузку, снижая тем самым стоимость тепла для потребителя.

Сейчас, когда производство и транспортировка тепловой энергии в большинство муниципальных образований искусственно разбиты между несколькими участниками, найти крайних при возникновении проблем в качестве теплоснабжения невозможно. Кроме того, благодаря существующим законодательным лазейкам сектор страдает от высокого уровня неплатежей. Монополизации бояться не нужно: теплоснабжение по определению естественная монополия, по крайней мере в части тепловых сетей.

Далее. Новая модель рынка тепла – это переход к формированию справедливой, экономически обоснованной цены для потребителей по методу «альтернативной котельной», которая бы отсекала неэффективные источники теплоснабжения и позволяла бы сторонам самим договариваться о ценах в пределах оговоренного уровня.

При ограничении цен на тепловую энергию уровнем «альтернативной котельной» потребитель получает прозрачный механизм ценообразования, при этом в данных условиях поставщик тепла финансово и профессионально состоятелен и простимулирован производить долгосрочные инвестиции в систему, что работает на повышение надежности и эффективности теплоснабжения.

Если применять метод «альтернативной котельной», который определяет предельную справедливую цену, безусловно защищающую конечного потребителя, то окажется, что большая, по нашим расчетам, часть населения страны уже платит выше этой цены. Это происходит в муниципалитетах с неэффективным оборудованием, где затратным методом уже раздули расходы и тарифы выше справедливого уровня «альт­котельной», а также в некоторых крупных городах.

Минэнерго предлагает новую модель, в рамках которой тариф для таких потребителей будет заморожен с одновременным привлечением инвесторов в подобные системы теплоснабжения. Для меньшей части населения, у которой сейчас тарифы ниже уровня «альтернативной котельной», их нужно плавно довести до справедливого уровня.

Если оставить другие методы регулирования, то в тех муниципалитетах, где цена уже выше «альткотельной», продолжится их раздувание дальше по RAB-методу, индексации или «затратам плюс». Мы против метода RAB-регулирования в тепле. Мы уже видели, что с ним творилось в электросетевом комплексе. И что мы получили в итоге? В результате реализации инвестпрограмм сетевых компаний вводились объекты, коэффициент полезного использования которых не превышает 10–20%, а они должны были быть загружены на 100%. Доля сетевой составляющей в тарифах для потребителей достигает 40% и более, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 20–25%. Если оставить старые методы регулирования на выбор наравне с «альткотельной», то стоимость будет расти бесконечно, а у потребителя не будет никакого ориентира для определения справедливой цены. Мы против допущения развилки. Законопроект будет работать только если цена «альткотельной», которая является справедливой, будет предельной для всей страны без исключений.

Разумеется, переход не может быть одномоментным – он займет 3–5 лет, и это нормально. Главное, чтобы принятые правила игры не менялись – это даст основу для инвестиций в отрасль. Я хочу подчерк­нуть, что большинству потребителей не грозит рост тарифов, для них они, наоборот, заморозятся. Это важная политическая и экономическая задача – защитить потребителя, привлечь в отрасль инвестиции, стимулировать энергоэффективность, умерить аппетиты организаций, добивающихся чрезмерных тарифов.

Сегодня, к примеру, мы сталкиваемся с тем, что тарифы между соседними населенными пунктами различаются в 1,5–3 раза. В частности, в одном из крупных городов на Урале тариф за 1 Гкал составляет примерно 1000 рублей, а всего в 7 км от его административной границы, в городе-спутнике, он превышает 1600 руб./Гкал. Таких примеров огромное количество, поэтому необходимо изменить модель рынка тепла в России. Это позволит участникам рынка самим договариваться о цене на тепло и других условиях на коммерческой основе, но под контролем государства и в пределах тарифа «альткотельной». Сейчас многие поставщики тепла готовы договориться с крупными предприятиями-потребителями о льготных условиях, чтобы они не уходили на собственные источники теплоснабжения, но закон не позволяет им этого сделать.

Еще один немаловажный шаг в реформе теплоснабжения – повышение платежной дисциплины. В рамках законопроекта по теплу есть хорошие предложения – отключать неплательщиков или выставлять судебные иски против его собственности. Если ты собственник, то ты несешь ответственность за свою собственность. Если ты не можешь ее содержать, надо уходить и арендовать более доступный вариант. Любой исполнитель коммунальных услуг, ТСЖ, ЖСК или управляющая компания, работают по поручению собственников жилья, которые и должны нести ответственность за работу такой компании. На сегодняшний день имеется обширная практика, когда исполнители коммунальных услуг накапливают долги, потом банкротятся либо вовсе исчезают.

Наши предложения базируются прежде всего на опыте европейских стран, в первую очередь скандинавских, и бывших союзных республик. Собственник жилья должен полностью отвечать за содержание своего жилья, у нас есть понимание конкретных мер, которые позволят поменять существующий ныне порядок. Почему-то не заплатить в супермаркете за продукты недопустимо, и все знают и принимают, что это может повлечь за собой довольно серьезные последствия. Но чем же отличается плата за тепло или иные коммунальные услуги?

Тем более что в результате реформы «средний счет» потребителя, как мы полагаем, не должен измениться – этому будут способствовать внедрение новых принципов, современных технологий и повышение эффективности. Наш опыт позволяет сравнивать ситуацию в теплоснабжении в России и на Западе в схожих климатических условиях. В Скандинавии уровень потерь в сетях в три раза ниже, чем у нас. Если предпринять все описанные шаги в комплексе, развивать когенерацию, внедрить стопроцентное оприборивание, проблемы ЖКХ и теплоснабжения будут решены окончательно, а сама тема перестанет быть предметом обсуждений правительства и губернаторов, спустившись до того уровня, на котором она и должна быть по определению, – до уровня взаимоотношений производителя и потребителя.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.