Авторизация


 

Дорожная карта до контрольной закупки

«Дорожная карта», то есть поэтапный план мероприятий с указанием целевых показателей и сроков, была разработана в рамках реализации Национальной предпринимательской инициативы (НПИ), направленной на улучшение инвестиционного климата в стране. НПИ была инициирована президентом РФ Владимиром Путиным. «Дорожные карты» по ключевым направлениям, связанным с ведением бизнеса, утверждены распоряжениями Правительства РФ. В настоящее время их одиннадцать. В качестве контрольных показателей успешной реализации «дорожных карт» выбраны показатели рейтинга Doing Business Всемирного банка, а также индикаторы конкурентной среды OECD PMR и индикаторы предпринимательской активности New Business Density.

Национальная предпринимательская инициатива – первый в российской истории государственный проект, в котором ключевая роль отводится не представителям федеральных органов власти, а предпринимательскому сообществу. Заместитель руководителя рабочей группы по реализации «дорожной карты» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», координатор направления по энергетике всероссийского предпринимательского объединения Клуб лидеров Сергей Пикин отмечает, что благодаря этому состоялась «рабочая группа с большой буквы Р». С самого начала, а реализация «дорожной карты» началась в 2012 году, для работы в группе активно приглашали предпринимателей, представителей федеральных органов власти и сетевых компаний. «Ранее все совещания носили эпизодический характер, и только благодаря «дорожной карте» нам удалось выстроить системную работу, в которой предпринимателям отведена главная роль», – отмечает Сергей Пикин.

Если говорить о конкретных показателях, зафиксированных в карте, то количество этапов технологического присоединения к сетям для потребителя должно сократиться с десяти до пяти; время на прохождение всех этапов по получению доступа к энергосети – с 281 дня до 40 дней, а затраты на получение доступа к энергосети с 1852% должны снизиться до 25% от внутреннего валового продукта на душу населения к 2018 году, то есть в 74 раза.

На текущий, 2014 год в качестве целевого ориентира заявлено семь этапов, 180 дней и стоимость в 1121% от внутреннего валового продукта на душу населения, а это более 4,5 млн рублей за типовой объект мощностью 140 кВт.

До конца года все необходимые нормативные акты должны быть законодательно утверждены. Проверка качества принимаемых решений также доверена бизнес-сообществу.

По некоторым направлениям уже удалось добиться опережения целевых показателей «дорожной карты». «Мы превысили планы по снижению сроков присоединения к сетям, добились снижения стоимости присоединения в целевом виде уже сейчас через подписанный президентом РФ федеральный закон», – перечисляет Сергей Пикин. Однако остается несколько крайне болезненных вопросов, по которым не удается найти компромиссных решений. В частности, речь идет о несоблюдении сроков присоединения или выделении земельных участков для прокладки необходимой инфраструктуры. Еще одна сложность – взаимная ответственность потребителей и сетевых компаний. Одни должны вовремя подключить, а другие – начать потреблять энергию, чтобы избежать выпадающих доходов у сетей.

КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА

4 декабря прошлого года Владимир Путин на заседании Экономического совета при президенте РФ поручил Клубу лидеров совместно с общероссийскими объединениями предпринимателей проверять на практике эффективность мер по снижению административных барьеров в сферах таможенного администрирования, строительства, энергетической инфраструктуры, регистрации собственности и юридических лиц.

В качестве инструмента был выбран метод контрольной закупки. Предприниматели из регионов тайно проверяют работу государственных структур по трем показателям: количество процедур, их стоимость и время прохождения. Этот метод эффективнее опросов предпринимателей и даже рейтинга Всемирного банка, так как он также составляется на основе опросов.

Для осуществления технологического присоединения к энергосетям во всех случаях необходимо пройти пять процедур: подача заявки; заключение договора на технологическое присоединение; выполнение работ; проверка выполнения технических условий и составление актов выполненных работ; заключение договора энергоснабжения. Примечательно, что это на две процедуры меньше целевых значений «дорожной карты». Среднее время, необходимое для осуществления технологического присоединения к энергосетям и прохождения всех пяти процедур (по 18 завершенным подключениям), составляет 180 дней. Наименьшее количество времени (90 дней) для подключения объекта с присоединяемой мощностью 50 кВт по одному источнику энергоснабжения потребовалось в г. Перми. При этом временные затраты в г. Москве для подключения объекта с присоединяемой мощностью 200 кВт по двум источникам электроснабжения составили 270 дней, что соответствует нормативам.

Однако по пяти объектам в Москве нарушения нормативных сроков этапа выполнения работ составили от месяца до полугода.

Во всех субъектах, в которых завершена процедура технологического присоединения, не выявлены нарушения со стороны сетевой компании по установлению стоимости технологического присоединения. Полученные показатели опережают целевые значения показателей «дорожной карты».

Итоги первой контрольной закупки в области энергетики прокомментировал председатель Клуба лидеров Артем Аветисян. «С одной стороны, достигнутые результаты даже лучше целевых показателей. Например, при техприсоединении объекта мощностью до 150 кВт необходимо пройти всего пять процедур, хотя «дорожной картой» предусмотрено семь, – говорит глава бизнес-союза. – Но в данном случае мы столкнулись с другой проблемой – слабой информированностью предпринимателей о созданных для них возможностях, а именно: беспроцентной рассрочке при оплате стоимости по договору; возможности временного присоединения, не дожидаясь окончания работ по договору на постоянное присоединение; возможности выбора принципа расчета стоимости договора; возможности заключения договора энергоснабжения до окончания выполнения работ по технологическому присоединению. Сотрудники сетевой компании в центрах обслуживания клиентов не говорят заявителям о наличии указанных возможностей».

Контрольная закупка выявила ряд конкретных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели при технологическом подключении. «В Москве по пяти объектам из девяти нарушение нормативных сроков этапа выполнения работ составило от одного до шести месяцев, что вызвано несвоевременным началом проектных и, как следствие, строительно-монтажных работ. В основном задержки вызваны несвоевременным заключением договоров между МОЭСК и подрядными организациями. Но на наш взгляд, бизнес не должны волновать взаимоотношения сетевой компании с ее подрядчиками, ему нужно подключиться в срок. В связи с чем предлагается усилить контроль со стороны сетевой организации за сроками осуществления указанных работ на объектах», – говорит Артем Аветисян.

Так как процедура подключения к электросетям занимает длительный срок – от полугода и больше, анализ проводится на основе промежуточных результатов, собранных после завершения каждого этапа. В настоящее время уже готовы результаты контрольных закупок в четырех городах. К концу года к ним добавятся еще как минимум восемь городов.

Контрольные закупки выявляют не только явные нарушения со стороны энергетических компаний в виде, например, превышения нормативных сроков, но и проблемы, связанные с отказом информировать потребителей о введенных поправках, а зачастую и просто их дезинформированием. Например, на последнем этапе технологического присоединения (заключение договора энергоснабжения) при взаимодействии со сбытовой организацией в Москве были выявлены случаи неправомерного взимания платы за дополнительную проверку приборов энергоучета. Еще год назад с подобной проблемой сталкивалось большинство опрошенных в Москве (71%). Несмотря на отмену обязательной оплаты проверки приборов учета, при заключении договоров с потребителями некоторые сотрудники сбытовых компаний об этих правках умалчивали либо навязывали проверку как дополнительно оплачиваемую консультационную услугу. Для юридических лиц стоимость таких «консультаций» может достигать 60 тыс. рублей. Благодаря активной работе бизнес-сообщества со структурами власти и освещению проблемы на всех уровнях в данной ситуации наметился существенный прогресс. В начале этого года о взимании платы сообщили только 25% опрошенных.

«Пользуясь случаем, еще раз хочу проинформировать предпринимателей, что при заключении договора энергоснабжения никаких оплат в сбытовую организацию производить нет необходимости. Этот заключительный этап технологического присоединения должен осуществляться бесплатно», – напоминает Артем Аветисян.

Контрольные закупки выявляют не только нарушения, но и своеобразные обычаи делового оборота в вопросах электроснабжения. Например, согласование с электросетевой компанией схемы внешнего и внутреннего электроснабжения для потребителей с присоединенной мощностью энергопринимающих устройств до 150 кВт законодательно отменено. Однако большинство потребителей (78%) до сих пор продолжает предоставлять подобные схемы электросетям для согласования. При этом самой сетевой компанией ни в одном случае эта документация не была затребована. Почему? В большинстве случаев заявители по собственной инициативе согласовывают с сетевой компанией схемы внешнего и внутреннего электроснабжения для обеспечения безопасности при выполнении технических условий со своей стороны. Это своего рода гарантия того, что проверка электросетями выполнения заявителем технических условий пройдет успешно.

СЕРГЕЙ ПИКИН
Координатор направления по энергетике всероссийского предпринимательского объединения Клуб лидеров

«Благодаря «дорожной карте» нам удалось выстроить системную работу, в которой предпринимателям отведена главная роль»
















АРТЕМ АВЕТИСЯН
Председатель всероссийского предпринимательского объединения Клуб лидеров

«Предприниматели из регионов тайно проверяют работу государственных структур»
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.