Авторизация

 

ТЭК России. Итоги–2012: Новое министерство и иные точки концентрации власти

ТЭК России. Итоги–2012: Новое министерство и иные точки концентрации властиПодходит к концу 2012 год. Для топливно-энергетического комплекса России, как, впрочем, и для многих других отраслей, он был примечателен в первую очередь приходом в профильное министерство новой управленческой команды. Не обошлось и без крупных сделок, сложившихся и несложившихся, а также очередных изменений правил игры. «Энергополис» обобщил основные события, которыми запомнится уходящий год.

Новая метла?

Александр Новак был назначен министром энергетики 21 мая 2012 года. Прежний руководитель ведомства Сергей Шматко был отправлен в отставку и чуть ли не единственный оказался не у дел – официальных сообщений о его назначении так и не последовало.

Решение утвердить на эту должность бывшего замминистра финансов удивило и насторожило весь сектор, ведь опыта работы в ТЭК у Новака не было, да и среди многочисленных предполагаемых кандидатур эта фамилия не называлась ни разу. Однако министр, по мнению нескольких собеседников журнала, с самого начала задавал участникам отрасли правильные вопросы.

За прошедшие полгода командой Минэнерго было сделано немало правильных заявлений. Так, прозвучали предложения постепенно менять налоговый режим для нефтедобывающей отрасли, переходя от НДПИ к НДД. В электроэнергетике ведомство готовит изменения в правила работы оптового рынка электроэнергии и мощности, планирует увеличить конкуренцию на розничном рынке электроэнергии, предоставив потребителям возможность заключать прямые договоры с генераторами. Озвучены обещания изменить систему рынка генерации электроэнергии – здесь инвесторы ожидают запуска программы «ДПМ-штрих», по примеру существующих договоров на поставку мощности, и ее распространения на модернизацию энерго-объектов. Планируется решить проблемы перекрестного субсидирования и «последней мили», полностью пересмотреть подходы к формированию тарифов для сетевых компаний. Первые результаты этой работы Минэнерго хочет получить уже в следующем году.

Однако основная проблема российского ТЭК заключается в наличии нескольких центров власти – примером этого может быть наличие сразу двух комиссий по ТЭК с совершенно разными взглядами на отрасль. Переход куратора отрасли Игоря Сечина в «Роснефть» также не мог не отразиться на ситуации. В результате Мин-энерго по-прежнему зачастую выступает не центром принятия решений, а исполнителем приказов, принятых в других ведомствах и кабинетах. И отрасли не хватает реального регулятора.

2013 год станет показательным для Министерства энергетики. Если заявленные цели будут достигнуты, а обещания выполнены, то можно будет говорить о реальных изменениях в отрасли, умении новой команды ставить и решать долгосрочные задачи. Если же топливно-энергетический комплекс по-прежнему будет управляться штучными решениями руководителей государства, тогда говорить о стабилизации ситуации и повышении привлекательности не придется.

ТЭК России. Итоги–2012: Новое министерство и иные точки концентрации властиОчередная энергетическая доктрина

23 октября на заседании президентской комиссии по ТЭК обсуждалась доктрина национальной энергетической безопаснос-ти. Владимир Путин сообщил, что документ, призванный обеспечить надежность поставок энергоресурсов потребителям, инновационность развития ТЭК, повышение энергоэффективности всех отраслей экономики и цивилизованный доступ отечественных экспортеров на внешние рынки, будет утвержден в ноябре 2012 года.
Однако на момент написания материала судьба документа оставалась неясной. 29 ноября источник в Минэнерго пояснил, что документ был подготовлен еще в начале месяца и «в настоящее время находится на утверждении в Администрации президента». В начале декабря источник рассказал, что доктрина подписана на высшем уровне, однако в нее будут вноситься правки. К 9 декабря на сайте президент.рф документ размещен не был, поиск по сайту в разделе «Документы» по запросам «доктрина», «безопасность» и тэгу «энергетика» не дал результатов.

Энергобезопасность – это основа стабильного роста экономики и промышленности. Поэтому такой документ, безусловно, нужен, хотя тут возникает вопрос: неужели в уже существующих генсхемах и энергостратегиях есть столько пробелов, что для их заполнения требуется создать отдельный многостраничный талмуд?

Другой вопрос, не будет ли доктрина дублировать уже существующие стратегические документы. Главным принципом становления энергетической безопасности в современном мире должны стать новые технологии, с ними, не секрет, в нашей стране сырьевой экономики туго. Задел, наработанный в Советском Союзе, постепенно сходит на нет, и нужно развивать то, что во всем мире носит гордое имя «инновации». Специально для этого были созданы технологические платформы, в том числе четыре – в энергетике, три – в сфере нефтегазопереработки и добычи полезных ископаемых. Они оформлены соответствующими нормативными документами, работают совместно с Академией наук и отраслевыми институтами. Именно их задача – развивать новые технологии. И нужна ли для этого специальная доктрина – непонятно.

ТЭК России. Итоги–2012: Новое министерство и иные точки концентрации властиРоссийский электросетевой гигант

Тема объединения ФСК и Холдинга МРСК будоражила умы энергетиков на протяжении долгого времени. Сообщения о том, что правительство намерено передать межрегиональные распредсетевые компании под управление ФСК ЕЭС, появились весной 2012 года. В мае планы реструктуризировать электросетевой комплекс путем передачи под управление либо объединения двух компаний подтвердил Игорь Сечин, исполнявший в тот момент обязанности вице-премьера по ТЭКу.
На протяжении нескольких месяцев госорганы обсуждали различные схемы воссоединения сетевых активов. В июле был подписан договор о передаче ФСК функций единоличного исполнительного органа Холдинга МРСК. Рассматривался также вариант полного слияния компаний на базе специально создаваемой в структуре «Роснефтегаза» «Национальной сетевой компании». Бывший замминистра энергетики Виктор Кудрявый предлагал расформировать ФСК, передав сети напряжением до 500 кВ региональным МРСК, а сети более высокого напряжения – «Системному оператору». Эта схема восстанавливала конфигурацию советского производственного объединения «Дальние электропередачи».

В итоге 22 ноября президент Владимир Путин подписал указ «Об открытом акционерном обществе «Российские сети». Новая структура была образована на базе Холдинга МРСК с внесением в уставный капитал сетевого монстра находящихся в федеральной собственности 79,55% акций ФСК ЕЭС.

Одновременно президент поручил правительству в течение одного месяца подготовить ряд документов: стратегию развития новообразованного гиганта, проект акционерного соглашения между РФ и «Российскими сетями», определяющего порядок участия представителей новой структуры в органах управления ФСК, а также проект федерального закона о внесении изменений в законы «Об электроэнергетике» и «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период», предусматривающий «возможность обеспечения контроля РФ над организацией по управлению ЕНЭС путем прямого или косвенного владения Российской Федерацией долей в ее уставном капитале не менее 50% плюс одна акция». В течение трех месяцев будут внесены изменения в постановление Правительства РФ «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», предусматривающие создание организации по управлению электросетевым комплексом РФ. В этот же срок ведомства разработают и утвердят стратегию развития электросетевого комплекса РФ, а также план-график издания нормативных правовых актов.

Основными целями объединения электросетевых компаний были заявлены сдерживание роста тарифов на электроэнергию на уровне инфляции, синхронизация инвестиционных программ и повышение уровня подготовки к отопительному сезону. Глава ФСК Олег Бударгин отмечал, что этот шаг позволит «вести четко скоординированную работу по модернизации электросетевого хозяйства, оптимизировать работу по эффективному развитию распредкомплекса, что, в свою очередь, будет способствовать планомерному снижению потерь при передаче электроэнергии».

Однако есть ли необходимость в объединении компаний для выполнения вышеперечисленного – большой вопрос. У ФСК и Холдинга МРСК разная деятельность, разные клиенты. Различия в задачах определяют разность всего остального – проводов, технологий и даже программных комплексов, занимающихся моделированием систем. По мнению опрошенных аналитиков, этот шаг не решит основных заявленных проблем, в частности, роста и непрозрачности системы образования тарифов, «перекрестки» и договоров «последней мили». «Вопросы остаются: либо надо утверждать единый тариф, но тогда проблема «последней мили» будет замылена и спрятана, либо надо придумывать, как передавать деньги от ФСК к распредсетевой компании. Для конкретной распредсетевой компании уход крупного потребителя через отказ от «последней мили» может быть большой проблемой, обернуться потерей до 40% отпуска», – говорит эксперт Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Игорь Ряпин.

Причин для реализации объявленной схемы может быть несколько, считает руководитель направления «Электроэнергетика» Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Джек Нюшлосс. «В первую очередь чьи-то личные амбиции. Вторая причина – предположение, что за счет объединения удастся стандартизировать и синхронизировать программы развития электросетевого комплекса, время проведения ремонтных кампаний, техполитику и т.д. Но нужно ли для этого их объединять – хороший вопрос. Это все можно сделать без всякого объединения, если разумно подойти к вопросу».

Еще одной возможной причиной объединения, по мнению г-на Нюшлосса, является плохое управление или одной, или обеими компаниями. «Но тогда от того, что их объединят, точно станет хуже, – это не метода улучшить управление. Следующая версия – что таким образом легче влить государственные деньги в отрасль. Я могу предложить еще по меньшей мере несколько способов вливания государственных денег: докапитализация, выкуп акций, просто вложить средства в акционерный капитал. Вот теперь объясните мне, зачем это делается», – задается вопросом Джек Нюшлосс.

ТЭК России. Итоги–2012: Новое министерство и иные точки концентрации властиСамая большая «Роснефть»

Крупнейшим событием в нефтяной отрасли можно считать сделку по выкупу «Роснефтью» ТНК-ВР у ВР и AAR. Гос-компания заплатит 17,1 млрд. долларов наличными и 12,83% своих акций за 50% ВР, еще за 28 млрд. долларов будет приобретено 50% у AAR. Кроме того, ВР покупает у «Роснефтегаза» (является основным акционером «Роснефти») 5,66% ее акций. Таким образом, доля ВР в акционерном капитале российской компании составит 19,75%. Окончательное обязывающее соглашение с AAR по покупке 50% акций ТНК-ВР может быть подписано уже в декабре. Сделки планируется закрыть в первом квартале 2013 года.

Свою точку зрения о соглашении «Роснефти» с концерном AAR озвучил экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, сообщают СМИ. По его мнению, это была легализация активов, незаконно изъятых у его компании ЮКОС. Такого же мнения придерживаются и эксперты: присутствие крупного западного инвестора в капитале придаст госкомпании некий международный статус и признание. То есть шаг этот является положительным в первую очередь с точки зрения имиджа.

Есть и другие выгоды, причем для обеих сторон. После приобретения ТНК-ВР «Роснефть» встанет в один ряд с крупнейшими по совокупной добыче углеводородов компаниями в мире, а также повысит свой технологический уровень. BP сможет получить доступ к российскому шельфу – раньше эту возможность блокировал AAR. Также «Роснефть» сможет активно привлекать ВР к участию в более сложных проектах, в частности касающихся трудноизвлекаемой нефти.

В этой сделке есть и определенный риск, отмечает аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. «У «Роснефти» увеличится долг, компания будет обладать крупнейшим долгом среди всех российских публичных компаний. Примерное отношение долга к EBITDA будет порядка 2. Конечно, это увеличивает зависимость «Роснефти» от цен на нефть – этот показатель также будет максимальным среди российских компаний», – говорит он.

ТЭК России. Итоги–2012: Новое министерство и иные точки концентрации властиКругом Газпром

Одним из важнейших событий в газовой сфере в 2012 году можно назвать запуск второй ветки «Северного потока». Вторая нитка газопровода, соединяющего Россию и Германию, была введена в эксплуатацию 8 октября – аккурат на следующий день после юбилея Владимира Путина.

Запущенный в прошлом году «Северный поток» уже сегодня обеспечивает почти четверть потребностей Европы в топливе. Общая мощность двух веток составляет 55 млрд. куб. м газа в год. На очереди – третья и четвертая нитки. По словам руководителя Газпрома Алексея Миллера, «соответствующий меморандум будет подписан в 2013 году». Кроме того, проектом заинтересовалась компания ВР, выразившая желание построить ответвление от газопровода до Великобритании.

У разводящих газопроводов, которые будут подключаться к «Северному потоку», до сих пор нет статуса трансъ-европейских сетей. Это создает проблемы для полной загрузки, отмечает начальник отдела ИК «Универ капитал» Дмитрий Александров. «В инвестпрограмме самого Газпрома нет планов по 100%-ной загрузке уже имеющихся мощностей в ближайшее время как минимум до 2014 года. Намерение делать ставку на трубы и на европейском направлении понятно с операционной точки зрения, но с чисто финансовой это скорее негатив, потому что газификация грозит стать излишней. А постоянный рост инвестиционного денежного потока, по крайней мере в сегменте транспорта, который не увеличивает объем продаж, но при этом требует дополнительных затрат, для компании нежелателен», – говорит Дмитрий Александров.

По его мнению, существенным плюсом является стремление Газпрома реализовывать все эти проекты совместно с крупными европейскими партнерами, которые в итоге будут гарантировать сбыт. «Это даст возможность привлекать их для разработки месторождений, налаживать с их помощью контакты с конечными потребителями в Европе, расширять мощности по хранению газа», – уверен Дмитрий Александров.

Эксперты также расценивают «Северный поток» как символ провала отношений России с Украиной. Последняя стремительно теряет доходы от ввода новых газовых мощностей, Россия же вкладывает миллиарды долларов в новое строительство вместо того, чтобы использовать имеющиеся активы.

ТЭК России. Итоги–2012: Новое министерство и иные точки концентрации властиКонстантин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности

– К сожалению, в России отношение к стратегическим документам – как к необходимости, – отмечает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, – зачастую они создаются просто потому, что что-то подобное существует и в других странах. Однако выполнять их никто не собирается. Ни один из существующих документов, будь то Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, нефтяные или газовые программы, не стал «дорожной картой» для преобразований и изменений. Поэтому, что бы ни было написано в итоговом документе, самый главный вопрос – кто это все будет реализовывать? И зачем государство обманывает само себя, если дается задание написать документы действительно стратегические, но возникают сомнения даже в том, что кто-то их до конца дочитает, не говоря уж о том, чтобы исполнять, – удивляется Константин Симонов.

ТЭК России. Итоги–2012: Новое министерство и иные точки концентрации властиВладимир Скляр, аналитик ИГ «Ренессанс Капитал»

– 2012 год, во всяком случае его первая половина, ознаменовался значительным снижением прибыльности для всего сектора в силу того, что произошло снижение цен на оптовом рынке и была введена политика сдерживания роста тарифов: их плановое увеличение было смещено на 1 июля 2012 года. При этом расходы росли теми же темпами, что и ранее. В результате компании не успели перестроиться под новую парадигму функционирования сектора, когда прибыль не растет и расходы надо удерживать на том же уровне. EBITDA по отрасли снизилась в зависимости от сектора от 30 до 50%.
Во втором полугодии ситуация немного исправилась. Тем не менее можно с уверенностью говорить, что в 2012 году электроэнергетика свою прибыльность, к которой вернулась было в 2009–2010 годах, потеряла.

При этом инвестиции продолжали расти – и в генерации, и инвестпрограммы ФСК и МРСК увеличились. Поэтому компании много занимали, очень сильно возрос уровень долга, для некоторых компаний он стал критичным – например, для энергетического сектора Газпрома. У ФСК соотношение долга к EBITDA составляет 2,5. Конечно, это не предел, можно говорить об уровне 3–3,5, но тем не менее это значительная долговая нагрузка.

Для инвесторов история выглядит удручающе: падение прибыли, увеличение инвестпрограмм, отрицательный денежный поток. Изменится ли это в следующем году – вопрос. Большинство компаний ожидает сохранения той прибыльности, которая была продемонстрирована в 2012 году, то есть ее увеличения не будет. Это естественно. Для ФСК и Холдинга МРСК рост тарифов составит 9,5–10% с 1 июля 2013 года, примерно на этот же уровень вырастут операционные расходы. Для генерации выручка растет на чуть большую цифру, сопоставимую с увеличением стоимости газа. Соответственно, прибыльность того, что уже есть, останется на том же уровне на горизонте 2–3 лет.

Дальнейшее увеличение прибыльности сектора напрямую зависит от возможности улучшить контроль над операционными расходами и повысить эффективность. Смогут ли это сделать компании сектора? Иностранные точно смогут, а государственные – неизвестно. Пока что у них это не очень получается.

ТЭК России. Итоги–2012: Новое министерство и иные точки концентрации властиВиталий Крюков, аналитик ИФД «Капиталъ»

– Одно из самых важных событий 2012 года – концептуальное понимание в правительстве того, что налоговый режим в отрасли должен постепенно меняться и налогообложение должно переноситься с валовых показателей – выручки, добычи – на показатели прибыли, как это делается в мире. Осталось воплотить это понимание в реальные документы, и это станет стимулом для инвестиций в сложные проекты.

Кроме того, в ближайшие месяцы должно быть окончательно сформировано новое законодательство по шельфу и трудноизвлекаемой нефти. Об этом в предыдущие годы не говорилось в принципе, и это тоже будет стимулировать инвестиции. Все это – фундаментальные изменения.

При этом необходимо, чтобы налоговый режим был стабильным, не менялся каждый год, иначе компании не будут вкладывать свои деньги в развитие отрасли. Если эти факторы будут выполнены – четкий налоговый режим с фокусом на прибыль, а не выручку плюс его последовательность и стабильность на много лет вперед – можно сказать, что в этом плане этот и следующий год могут быть переломными.

ТЭК России. Итоги–2012: Новое министерство и иные точки концентрации власти
Дмитрий Александров, начальник отдела ИК «Универ капитал»

– Самыми значимыми – не на сегодня, но на перспективу – я считаю действия «Роснефти»: ее СП с «Итерой», приобретение «ТНК-ВР» и подписание договора с «Интер РАО» о будущих поставках. С одной стороны, это можно рассматривать как конкуренцию «Новатэку», но это вторично. Ведь по большому счету это создание еще одного крупного игрока, сопоставимого уже сейчас по объему добычи с «Новатэком» – совокупная добыча «Роспан Интернешнл» (входит в «ТНК-ВР»), «Итеры» и собственной добычи «Роснефти» составляет около 45–50 млрд. куб. м в год. Это создает очень хорошие предпосылки к тому, чтобы в ближайшие годы мы увидели полную либерализацию внутреннего рынка, а также ликвидацию монопольной позиции Газпрома по доступу в трубу.

Скорее всего, со стороны «Роснефти» будет усиливаться давление на Газпром, и, по крайней мере на внутреннем рынке, это будет очень мощный аргумент для того, чтобы независимые компании могли увеличить объемы прямых поставок потребителям. Хотя, конечно, Газпром будет сопротивляться до конца, и главным индикатором этого является реплика Владимира Путина о том, что вопрос разрешения на самостоятельный экспорт сжиженного природного газа «Новатэку» нужно будет согласовывать с Газпромом. То есть пока что в сфере экспорта будет действовать агентская схема, через Газпром.

ТЭК России. Итоги–2012: Новое министерство и иные точки концентрации властиАндрей Листовский, генеральный директор Фонда энергетического развития

– Из важных событий 2012 года – уточнение генеральной схемы: вышла версия, очищенная от избыточных станций. Затем был интересный транссибирский проект – энергомост Сибирь–Урал–Центр, о котором было заявлено на конференции в Красноярске Корпорацией развития Красноярского края. Этот проект предполагает строительство генерирующих мощностей в Сибири и по линии постоянного либо переменного тока переброску выработанной энергии на Урал и далее в центральную часть России. Заявлена высокая бюджетная эффективность проекта. При инвестициях около 450 млрд. рублей дисконтированный эффект превышает 1 млрд. рублей. Из нормативных актов я бы выделил уточнение правил розничных рынков, вышедшее летом этого года. Появились ограничения для сбытовых компаний, в частности, прибыль, полученная от финансовых дел, должна распределяться на потребителей, а не просто оставаться в сбытах, как было раньше. Тем самым перераспределился денежный поток, и часть средств напрямую получают потребители. Уточнялись правила оптового рынка – расчет мощности, работа с КОМ, а также правила работы вынужденной генерации.
рейтинг: 
  • 0
теги: Путин
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.