О строительстве объектов возобновляемой энергетики в России ведется немало споров. Сторонники утверждают, что ВИЭ современны, экологичны, и вообще, сколько можно закрывать глаза на развитие новых технологий? Вон вся Европа давно заставлена ветряками и гелиостанциями. Противники апеллируют к дороговизне как технологий, так и вырабатываемой электроэнергии, отсутствию погодных условий для полноценного функционирования ветровых и солнечных установок, а также наличию огромного количества ресурсов для традиционной генерации.
По последним планам Минэнерго, «к 2020 году мощность генерации на основе возобновляемых источников должна составить 6 ГВт, что потребует 516 млрд рублей инвестиций» (об этом сообщил министр энергетики России Александр Новак в рамках выступления на WEC-2013). Но действительно, стоимость электроэнергии из ВИЭ в разы дороже, чем из традиционных (в среднем 7–9 рублей за кВт·ч против 1,2–3,8). Закладывать такие деньги в тарифы для потребителей – значит вызвать их резкий рост в дополнение к уже имеющемуся букету причин для такового. В рамках обсуждения мер по поддержке ВИЭ участники рынка посчитали, что оплата развития возобновляемой энергетики через рынок мощности повысит стоимость последней на 85 млрд рублей к 2020 году (речь идет о комплексе мер по поддержке ВИЭ, согласно которому проекты проходят конкурсный отбор, и те, которые обеспечат наименьшие затраты и локализацию производства части оборудования, получат право на заключение договора на поставку мощности). Таким образом, развивать альтернативную энергетику имеет смысл только там, где по каким-то причинам она экономически эффективнее традиционной генерации.
Россия относится к числу стран с высоким объемом дизельной генерации, сконцентрированной в регионах с децентрализованным энергоснабжением. Рост стоимости топлива и расходов на обслуживание дизельных энергоустановок создает все большую нагрузку и на региональные бюджеты, и на балансы энергокомпаний, и на кошельки потребителей. Снизить ее позволяют когенерационные установки и источники возобновляемой энергии. Эксперты оценивают объем эффективной мощности на изолированных территориях на уровне 500 МВт. «РусГидро» в 2012 году оценивала потенциал развития ВИЭ в таких энергорайонах в 1 ГВт и отмечала, что этого недостаточно для локализации производства оборудования на территории России. Окупиться такой источник энергии может за 8–10 лет.
В России уже имеются собственные разработки, позволяющие в два раза снизить расход дизельного топлива и обеспечить круглосуточную подачу электроэнергии в труднодоступные поселки, говорит директор Ассоциации предприятий солнечной энергетики Антон Усачев. «Одним из экономически эффективных и технологически простых решений является комбинированная дизель-солнечная генерация с автономным режимом работы. К примеру, 60-киловаттная солнечная установка в комплекте с дизельными генераторами мощностью 40 кВт позволяет ежегодно экономить свыше 1,8 млн рублей и круглосуточно обеспечивает поселок электроэнергией. Подобный проект был реализован компанией Авелар совместно с Физико-техническим институтом им. А. Ф. Иоффе в Республике Алтай на территории поселка Яйлю», – рассказывает он.
Одним из крупнейших игроков в сфере развития генерации на изолированных территориях является сейчас «РАО ЭС Востока». Вот официальные данные: компания частично заместила дизельную генерацию энергией возобновляемых источников более чем в десяти поселках Республики Саха (Якутия) и Камчатского края, реализовав ряд проектов в области солнечной, ветровой и биоэнергетики. В рамках программы развития ВИЭ холдинг планирует внедрить 60 МВт мощностей «зеленой» энергетики к 2016 году, а к 2020 году довести этот показатель до 120 МВт. По оценкам компании, экономия за счет уменьшения использования дорогостоящего дизельного топлива в изолированных энергорайонах должна составить более 2 млрд рублей. Таким образом «РАО ЭС Востока» намеревается стать одним из ведущих игроков российского рынка генерации на основе ВИЭ.
Ранее заместитель генерального директора по стратегии и инвестициям «РАО ЭС Востока» Алексей Каплун сообщал, что на Дальнем Востоке работают свыше 500 дизельных электростанций общей мощностью более 670 МВт. «Суммарное потребление дизельного топлива в ДФО оценивается в 254 тыс. тонн –это около 9 млрд рублей в нынешних ценах», – говорил он на Международном форуме по возобновляемой энергетике REENFOR 2013.
Себестоимость одного киловатт-часа в удаленных районах Дальнего Востока в силу дороговизны закупки и доставки дизельного топлива может составлять до 30 рублей, пояснили «Энергополису» в пресс-службе. Топливо может идти до места назначения более двух лет. А использование ВИЭ позволяет снижать его потребление и, следовательно, топливную составляющую в тарифе, что в конечном итоге приведет к сдерживанию его роста. То есть при помощи этих технологий компания добивается реального экономического эффекта: несмотря на то что большинство объектов ВИЭ работает в полную мощность меньше года, уже сейчас видно, что благодаря этим вводам удалось добиться снижения потребления дорогостоящего дизельного топлива. Согласно предварительным расчетам, четыре солнечные станции в Якутии и два объекта ветрогенерации на Камчатке позволят экономить на дизельном топливе более 17 млн рублей в год.
Сложность заключается в том, что на данный момент не вполне проработан вопрос возврата инвестиций, и по каждому отдельному случаю приходится договариваться отдельно. «Необходимы корректировки нормативно-правовой базы, фиксация долгосрочных параметров регулирования для подобного рода деятельности. Для строительства объектов мы стараемся использовать собственные средства, мы ведем переговоры с финансовыми институтами по условиям привлечения финансирования. Это может быть кредит, товарный кредит, лизинг и иные формы сотрудничества. В рамках взаимодействия могут быть проработаны схемы привлечения финансирования под реализацию первого пула проектов», – рассказал представитель компании.
«РАО ЭС Востока» планирует строить новые объекты возобновляемой энергетики. Летом компания подписала соглашение с правительством Республики Саха (Якутия) о строительстве в поселке Батагай солнечной электростанции мощностью 4 МВт, а также договорилась с правительством Камчатки о возведении семи ветро-дизельных комплексов в регионе. «На Дальнем Востоке ВИЭ имеют экономический смысл как раз только на изолированных территориях. В зонах «большой» энергетики они не выдержат ценовой конкуренции с крупной генерацией. Для нас альтернативная энергетика – это прежде всего способ снижения издержек, поэтому неэффективных установок просто ради самих установок мы себе позволить не можем», – пояснили в пресс-службе.
По мнению Антона Усачева, такого рода проекты имеют большой потенциал внедрения и в других регионах с высоким уровнем инсоляции и существенным объемом дизельной генерации: в Забайкальском крае, Республиках Бурятия, Тыва, Приморском крае, Омской и Томской областях. Однако масштаб внедрения подобных решений зависит от политической воли на местах и эффективности моделей их реализации. Наиболее простым и понятным механизмом могут быть энергосервисные контракты, которые компания – интегратор этих решений заключает с регионом и структурой, отвечающей за эксплуатацию дизельных энергоустановок. Кроме того, масштабирование технологий приведет к их удешевлению, что поможет открыть источникам возобновляемой энергии дорогу в массы.