Энергосервис на сегодняшний день – один из наиболее привлекательных инструментов для сокращения издержек в сфере энергопотребления. Основным для заказчика стимулом применения этого инструмента является отсутствие финансирования.
Чрезмерно высокая энергоемкость российской экономики и современные технические возможности создали ситуацию, при которой финансовые риски при реализации энергосервисного контракта готовы брать на себя энергосервисные компании.
Кому нужен энергосервис
Энергосервисный контракт начинается с обследования – энергоаудита – объекта на предмет эффективности внедрения энергосберегающих технологий. Для отдельных категорий предприятий энергоаудит является обязательной процедурой. Именно законодательное требование к его проведению стало основой для выявления потенциальных объектов для внедрения энергосервисных контрактов, заложило основу для рынка энергосервиса в России.
В то же время обязательный энергоаудит, который проводится в рамках исполнения требований федерального закона № 261, не может дать полной картины энергопотребления исследуемого объекта. С одной стороны, требования закона довольно жесткие и позволяют получить регламентируемый объем информации об энергопотреблении исследуемого объекта. С другой стороны, эти же самые требования мешают проведению энергетического обследования: они ограничивают глубину выполнения работ и, соответственно, результат. Иными словами, закон определяет лишь достаточные процедуры энергоаудита, тогда как возможности энергообследования гораздо шире.
Вторая категория энергоаудита – это энергетические обследования объекта в целях выявления экономического потенциала проведения энергосберегающих мероприятий или заключения энергосервисного контракта. Данные, полученные в результате проведения такого аудита, являются основой для построения экономической модели энергосервисного контракта, поэтому в рамках обследования собирается максимально исчерпывающая исходная информация об энергопотреблении объекта. То есть такие исследования гораздо глубже, чем обязательный аудит, поскольку именно от них зависит прибыль энергосервисной компании. Так как мы специализируемся на энергосервисе, нашей компании интересен энергоаудит именно как подготовительный этап энергосервисного контракта.
Сегодня среди наших клиентов преобладают бюджетные организации, не имеющие возможности самостоятельно финансировать энергосберегающие мероприятия, но одновременно имеющие директиву о снижении энергопотребления. Энергосервис в этой ситуации для них является наиболее эффективным решением. Сейчас мы активно работаем над проектами в сфере городского освещения, где имеется большой потенциал для сокращения потребления электроэнергии. Образовательные учреждения, муниципальные здания – это тоже наши клиенты. Еще одной достаточно крупной сферой нашей деятельности являются объекты транспортной инфраструктуры. Городское хозяйство, коммунальная инфраструктура – это тоже потенциально интересная сфера для энергосервиса.
Что же касается заводов, промышленных предприятий и т.д., то это в основном частные компании. Они, во-первых, не имеют указания сверху об обязательном снижении энергопотребления. Во-вторых, они, как правило, могут самостоятельно профинансировать проведение энергосберегающих мероприятий, не прибегая к схеме энергосервиса. Поэтому такие клиенты для российского рынка энергосервиса большая редкость, хотя единичные случаи заключения энергосервисных контрактов, и довольно крупных, с промышленными предприятиями, конечно, есть.
Кто оплатит аудит?
Энергоаудит как подготовительный этап энергосервисного контракта имеет свои особенности. Первый вопрос – это финансирование обследования. Существует вероятность, что данные энергоаудита станут основой для отказа от заключения энергосервисного контракта – в случае, если внедрение энергосберегающих технологий не получит экономического обоснования. Поэтому заказывать дорогостоящее обследование заказчик не всегда готов. Первичное обследование обычно оплачивает энергосервисная компания. Хотя впоследствии себестоимость энергоаудита может быть включена в сумму энергосервисного контракта, то есть в любом случае собственные средства заказчика для оплаты обследования не привлекаются.
Таким образом, все риски первичного обследования берет на себя энергосервисная компания. Чтобы не вкладываться в обследование каждого потенциально интересного объекта, она составляет опросник для заказчика, который позволяет без специальных процедур определить потенциал объекта для проведения энергосервиса. Определяющее значение на этой стадии обследования имеет опыт энергосервисной компании – именно от него зависит точность данных, полученных в результате первичного опроса, на основании которых будет принято решение о проведении обследования. У нас, например, опросник состоит из общего блока вопросов, потом идут специализированные отраслевые вопросы, в конце эксперты составляют индивидуальные вопросы для отдельного объекта.
На основании данных опросника принимается решение о проведении полноценного энергетического обследования, которое реализуется уже с применением специализированных технических инструментов: люксметров, анализаторов, тепловизоров, фотооборудования и т.д. На этом этапе необходимо провести как можно больше замеров. Например, при исследовании системы городского освещения определяется не только расход электроэнергии светильниками, но и исследуются схемы улиц, схемы расположения осветительных установок, типы щитового оборудования, измеряется ширина шага световых опор, мощность используемого оборудования и еще множество различных параметров. Одновременно тщательно анализируется финансовая документация по оплате за энергоресурсы за прошлые периоды.
Анализ данных исследования позволяет составить экономическую модель энергосервисного контракта, от которого зависит прибыль энергосервисной компании.
Экономия без вложений
Впрочем, отдельные объекты могут добиться экономии по оплате энергоресурсов и самостоятельно – без проведения обследований и внедрения сложных технических решений. Сегодня многие организации оплачивают потребление ресурсов по нормативам потребления. Как показывает практика, эти нормативы зачастую завышены. Более того, без приборов учета потребитель оплачивает и ресурсы, которые даже не дошли до объекта, – энергопотери на этапе поставок. Эти издержки должны ложиться на сетевые организации, но по факту их включают в счета конечных потребителей. Таким образом, если в организации или на предприятии не стоят приборы учета потребления, можно без проведения специальных обследований, только за счет установки специализированных счетчиков, сократить коммунальные расходы. В отдельных случаях экономия составляет 8–10%.
Кроме того, элементарное внедрение общей культуры энергосбережения может давать ощутимые результаты. Выключение света, экономное использование воды, закрытие дверей в зимнее время года и т.д. приводит к существенной экономии. Подобные меры эффективны на предприятиях с большим числом сотрудников.
Три проблемы энергосервиса
Несмотря на то что энергосервисные контракты являются оптимальным инструментом внедрения энергосберегающих технологий, пока на пути развития этого рынка есть множество барьеров. Условно проблемы рынка энергосервисных услуг можно поделить на три группы. Первая – это законодательная база. Основой для развития рынка энергосервиса послужил федеральный закон № 261, который и сейчас является ключевым документом, регламентирующим отношения сторон в рамках энергосервисных контрактов. С учетом того что сам рынок в России существует всего три года, недостаточность правовой базы вполне естественна. В частности, регламент взаимодействия заказчика и исполнителя не совсем проработан. Нет четких определений зон ответственности участников энергосервисного контракта. Все эти барьеры сейчас энергосервисные компании вынуждены преодолевать самостоятельно.
В то же время и у госструктур, и у частных компаний есть общее видение ситуации, понимание важности энергосервиса для снижения энергоемкости российской экономики. Поэтому в данный момент идет активная доработка законодательной основы и можно ожидать, что в ближайшие полтора-два года в законодательство будут внесены поправки, достаточные для нормального функционирования энергосервисного рынка.
Вторая глобальная проблема – недостаточность знаний рынка об энергосервисных услугах. На сегодняшний день энергосервисный контракт в России – явление больше экзотическое, чем обыденное. Если с понятиями «энергосбережение» и «энергоэффективность» рынок знаком, то сфера энергосервиса пока для подавляющего большинства потенциальных заказчиков остается непонятной. Энергосервис – долгосрочный проект с высокими рисками, поэтому схема его реализации предполагает высокий уровень ответственности каждой из сторон – как исполнителя, так и заказчика. Объяснить заказчику принципы энергосервиса, обосновать экономическую модель контракта, убедить его взять на себя обязательства в рамках контракта – зачастую именно это является непреодолимым барьером на пути заключения договора. На первый взгляд, такие несложные процедуры, как грамотная эксплуатация оборудования, своевременное информирование исполнителя о работе установок, своевременная отчетность, своевременная оплата коммунальных платежей, для заказчика являются настоящей проблемой. Высокий уровень ответственности за их несвоевременное исполнение отпугивает заказчиков. Отчасти это является следствием недоработок правовой базы, отчасти связано со сложной структурой самого энергосервисного контракта. Впрочем, сейчас энергосервис активно поддерживает государство, призывая бюджетные организации к повышению энергоэффективности, в том числе и через этот инструмент. Поэтому постепенно грамотность рынка в плане инструментов энергосбережения повышается.
Собственно, государственный интерес к энергосервису и формирует основную группу заказчиков. Как правило, это бюджетные организации, проводившие обязательный энергоаудит. Именно этим организациям и предлагается внедрение энергосберегающих технологий через энергосервисные контракты. Вторая группа заказчиков – компании и предприятия, осуществляющие закупки энергосберегающего оборудования. С покупкой отдельных технологий таким заказчикам предлагается установить дополнительное оборудование в рамках энергосервиса. Также поиск клиентов осуществляется в рамках PR-мероприятий: на тематических форумах, выставках, семинарах. Четвертая группа потенциальных заказчиков приходит по рекомендациям бывших клиентов.
В любом случае с заказчиками проводится большая работа для разъяснения всех нюансов энергосервиса. На сегодняшний день, пожалуй, наиболее сложно при заключении энергосервисного контракта именно убедить клиента в том, что ему это необходимо.
Третья проблема энергосервиса – финансирование. Составляющие проблемы те же – новизна рынка и недостаточность правовой базы для регулирования отношений в рамках контракта. Привлечением средств занимается исполнитель – энергосервисная компания, и здесь есть множество трудностей. Для российского банковского сектора энергосервис достаточно рискованный рынок. Во-первых, это долгосрочные вложения: срок энергосервисного контракта может составлять от четырех до семи лет и более. Во-вторых, это отсутствие опыта: рынок только формируется, и по-настоящему опытных игроков фактически нет, что является дополнительным фактором риска. В-третьих, это сложное прогнозирование тарифной политики, на которой строится экономическая модель энергосервисного контракта. Например, заморозка тарифов естественных монополий в 2014 году вряд ли была ожидаема. Такие «подарки» непредсказуемы, особенно в долгосрочной перспективе. Для банков все это является дополнительными рисками, которые учитываются при принятии кредитного решения.
Как следствие, банков, готовых кредитовать энергосервис, немного. А те, что есть, предъявляют дополнительные требования. Например, обязательное условие получения кредита – это высокий уровень финансовой устойчивости энергосервисной компании: ее платежеспособность, наличие надежных поручителей или обеспечений. Также неотъемлемым условием предоставления кредита является частичное финансирование проекта собственными средствами исполнителя. Готовность рисковать своими деньгами показывает кредиторам и инвесторам уверенность исполнителя в экономической эффективности проекта.
Все вышеописанные сложности формируют и структуру игроков на рынке энергосервиса.
Кто есть кто
Как уже было сказано выше, российский рынок энергосервиса очень молод, в то время как сами энергосервисные контракты долгосрочны. Поэтому пока выделить лидеров рынка невозможно. Игроков, так или иначе заявляющих о себе как об энергосервисной компании, на российском рынке около ста. Действительно оказывающих энергосервисные услуги – порядка сорока. Около десяти компаний заключили более двух энергосервисных контрактов.
Поскольку финансовые требования весьма жесткие, а схемы реализации контрактов достаточно сложные, игроков со стороны на рынке практически нет: с нуля эту деятельность начать не представляется возможным. Поэтому энергосервисом занимаются компании, так или иначе имеющие отношение к этой сфере деятельности. Основная группа энергосервисных компаний – это продавцы энергоаудита. У них есть опыт проведения энергообследований и зачастую опыт проведения энергосберегающих мероприятий. К этой группе, в частности, относится и ЗАО «Энергокомплекс-Инжиниринг». Вторая группа игроков – производители энергосберегающего оборудования, предлагающие внедрить свои продукты в рамках энергосервиса. Третья группа – дочерние компании энергетических предприятий. Курс государства на энергоэффективность рано или поздно приведет к сокращению потребления энергоресурсов, поэтому поставщики сегодня сами пытаются заработать на энергосбережении. В результате в структуре крупных энергетических предприятий появляются подразделения, занимающиеся энергосервисом. Последняя группа игроков, самая малочисленная, – это дочерние структуры финансовых организаций.
Рынок энергосервиса в России находится практически в зачаточном состоянии. Однако потенциал энергосбережения российской экономики чрезвычайно высок. В частности, в Стратегии экономического развития страны до 2020 года стоит задача снизить энергоемкость ВВП на 40%. Возможности для снижения энергопотребления есть, законодательная база в сфере энергосбережения постепенно формируется, поэтому рынок энергосервиса имеет большой потенциал для развития.
Немного примеров и статистика
ДепТЭХ проводил энергоаудит в рамках исполнения федерального закона № 261. Однако после проведения обязательного энергоаудита заказчику было предложено провести на исследуемых объектах ряд мероприятий по оптимизации энергопотребления. В частности, было рекомендовано внедрить автоматизированные системы управления освещением, организовать индивидуальные тепловые пункты с дежурными режимами отопления. Также было сделано, к сожалению пока для России экзотическое, предложение об установке на крышах объектов заказчика солнечных батарей для питания систем освещения. Все предложенные мероприятия в итоге были реализованы. В результате экономия по разным видам ресурсов составила от 20 до 40%. Все системы сейчас функционируют и продолжают экономить средства заказчика.
При проведении энергообследования всегда особое внимание уделяется финансовой документации. Так, при анализе счетов за энергоресурсы за прошлые периоды в рамках проведения энергоаудита больничного комплекса были выявлены существенные переплаты. Комплекс был оборудован современными приборами учета, однако платежи больница осуществляла по старому договору, основанному на нормах потребления. Расход энергии в больнице был существенно ниже, и это фиксировалось счетчиками, но показания никто не снимал – приходили счета, сформированные по старому договору, которые больница добросовестно оплачивала. Таким образом, отсутствие энергоменеджмента привело к завышению расходов. Подобные проблемы характерны для государственных учреждений, которые в обязательном порядке осуществляют определенные мероприятия по энергосбережению, однако далеко не всегда могут в полной мере воспользоваться их результатами. Аудит в данном случае позволил это обнаружить, в результате чего расходы на энергообследование окупились моментально.
Стоит подчеркнуть, что энергоаудит не приводит к энергосбережению – обследование лишь позволяет определить точные данные по энергорасходам и выявить возможности для снижения энергопотребления. Так, в рамках энергообследования метрополитена в одном из городов России родилась программа по энергосбережению, которая представляла целый комплекс мер, направленных на оптимизацию энергопотребления. Объем программы был оценен в 300 млн рублей. Несмотря на внушительные инвестиции, программа была признана экономически обоснованной – предложенные энергосберегающие мероприятия были приняты к реализации.
ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ
В 261-м ФЗ определен перечень организаций, для которых проведение энергоаудита является обязательным. В списке шесть категорий, но можно упростить классификацию до четырех.
Первая – организации бюджетной сферы. По предварительным оценкам, на сегодняшний день обязательный аудит провели 90% таких организаций.
Вторая – организации с государственным участием. Обязательный энергоаудит провели всего 3%.
Третья – ТЭК и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности. Из этой категории организаций обязательный энергоаудит провели около 9%.
Четвертая – крупные потребители, траты которых на энергоресурсы превышают 10 млн рублей в год. Обязательный энергоаудит провели 3%.
Несмотря на законодательные предписания, бизнес, как видно, не торопится с проведением энергоаудита. Если бюджетные организации проводят обследования в соответствии с указаниями, то бизнес, в том числе и государственный, за три года действия закона в направлении повышения энергоэффективности продвинулся недалеко. Дополнительным способом воздействия на госкомпании в плане проведения энергоаудита может стать жесткий контроль инвестиционных программ. В частности, предлагается не принимать инвестпрограмму, если в ней не предусмотрены мероприятия по энергоэффективности.