Авторизация


 

Судный день. Конкуренция по правилам и без

Как формируется и из чего состоит цивилизованный рынок инновационной продукции? Что является смыслом и целью НИОКРа и собственных инжиниринговых разработок компаний – участников рынка высокотехнологичной и наукоемкой продукции? Той самой, где формируется настоящая прибавочная стоимость, о создании которой так печется руководство страны, стимулируя развитие этого сектора. Прежде всего это защита от внутренней экспансии и от недобросовестной конкуренции на таком рынке.

Возможность защиты своих собственных разработок, главного конкурентного преимущества компании, как один из механизмов возврата инвестиций на вложенный капитал – главное условие и характерная примета цивилизованного рынка, условие, которое должно дать структурным рынкам толчок к развитию технологий. Никто не будет вкладываться в технологию, и никто не будет заниматься разработкой новой продукции из чистой любви к искусству, если за это никто потом не будет платить.


Как в свое время сказал Билл Гейтс, если никто не будет платить за Basic, то никто не станет писать хорошие программы. Потому что их бессмысленно разрабатывать – это не приносит денег.


Патентное право в России только еще делает свои первые шаги. Как человек учится ходить? Падает и встает. Но встав, делает свой следующий шаг, на радость всем окружающим. Окружающими для патентного права в России являются участники рынка, которые ждут становления законодательной базы как правил и регулятивных функций рынка. А еще все ждут прецедента, ждут первого законного решения о защите патентных и авторских прав в России.


Таковое решение скоро может и должно быть принято как факт действующего законодательства на территории РФ. Таким прецедентом может стать решение по иску холдинга «Теплоком» к компании «Термотроник», суть которого – использование ответчиком запатентованного технического решения истца.


Пока суд да дело, «Термотроник» сделал попытку лоббирования своих интересов через НП «Метрология энергосбережения», на последнем заседании которого был поднят вопрос о том, чтобы признать все технологии, используемые при производстве счетчиков, «общепринятыми техническими решениями», которые не нуждаются в защите патентом.


Но надо сказать, что указанный иск не первый случай, когда «Термотроник» оказался участником разбирательств, связанных с авторскими правами, патентами и интеллектуальной собственностью. До этого они зарегистрировали патент на техническое решение, используемое ООО «Интелприбор», который, понятное дело, обратился в палату по патентным спорам при Федеральной службе по интеллектуальной собственности и сумел аннулировать патент «Термотроника». «Интелприбору» удалось доказать, что запатентованные «Термотроником» решения – это не что иное, как копия уже давно используемых «Интелприбором» технологий.


Что в таком случае обсуждают входящие в НП участники рынка? Некие новые правила игры, по которым все патенты «Теплокома», «Интелприбора» и других компаний могут оказаться аннулированными? Это что-то наше, отечественное и самобытное? Этакая изюминка на фоне свода правил и регулирования рынков стран – участников ВТО или казус? Подобное решение, если таковое будет принято, будет восприниматься и означать, что и пеший, и леший сможет использовать чужие технические решения при создании своих устройств. НП пока не дало никакого заключения, но занялось разработкой «проекта политического решения».


По данным «Теплокома», ежегодные инвестиции холдинга в инжиниринговые разработки превышают 5 млн. евро. Компания не скрывает, что собирается защитить свое право на интеллектуальную собственность. Поскольку, не являясь благотворительной организацией, как и любой другой участник рынка, должна зарабатывать на своих инвестициях. Это – понятная и честная конкуренция и здравый смысл.


Чтобы компания вкладывалась в НИОКР, нужно, чтобы НИОКР принес деньги, принес прибыль. Чтобы НИОКР принес деньги, нужно стойкое патентное право, которое защищает интересы компании как от прихода внешних конкурентов, так и от «терминаторов-термотроников», которым закон тоже писан, но пока для них не работает. Это важно понять и принять хотя бы потому, что патент – это уверенность компании в завтрашнем дне инвестиций, сделанных в НИОКР и в выпуск инновационной продукции.


Есть компании, которые применяют патентное право, есть те, кто обходится без него. Но это добровольный выбор каждого, притом что закон, что бы о нем ни говорили, существует и действует. И в рамках этого закона в РФ, как в любом другом правовом государстве, должен развиваться рынок и должны действовать компании – участники этого рынка. Почему никого в мире не удивляет, что «Самсунг» заплатил компании «Эппл» порядка миллиарда долларов за то, что нарушил их патентное право? Но почему-то, как только это происходит у нас в России (в исковых требованиях «Теплоком» требует изъять и уничтожить все оспариваемые устройства – всего несколько тысяч штук стоимостью около 30 млн. рублей), все начинают вдруг задумываться: а возможно ли патентование, нужно ли оно, несет ли оно благо или вред? Зачем это нам? Оно нам надо? Почему это необходимо? Вопрос можно свести к абстрактному, если его задать так: почему компании-лидеры могут позволить себе НИОКР и вообще занимаются этим? Развивая эту тупиковую мысль, можно сказать, что сегодня, конечно, в рамках одной из отраслей мы снова видим новый прецедент, когда законы пишутся и переписываются под желание каких-то определенных компаний вместо того, чтобы компании действовали в рамках поля существующего законодательства. Почему если офсайд, если вне игры, тогда свисток? Почему если нарушение правил, то пожалуйте на скамейку штрафников? И это нормально, как и любая нормальная законотворческая деятельность. Если судья ошибся, то это не только «судью на мыло», но и разбирательства в судах высшей инстанции, но все равно дело будет решаться в суде, а не на трибунах. Так везде в мире и в футболе, и в хоккее, везде, где есть правила и закон. Почему дело и законное право компании, обладающей патентом и обратившейся в суд с иском о защите своих прав, у нас в России начинают переводить в поле обсуждения и массовых волнений, когда обсуждать-то, в принципе, нечего. Есть закон.


Напомним, что «Энергополис» в июньском номере писал о серьезном конфликте на рынке приборов учета тепла, возникшем между тем же «Теплокомом» и другим производителем, «Взлетом» (см. «Энергополис», № 6 (70), «Борьба по правилам и без»). «Взлет» тогда в качестве приема конкурентной борьбы избрал черный пиар, сделав заявление о некорректной работе продукции «Теплокома» и о том, что якобы его счетчики можно взломать. Новый патентный скандал с участием «Термотроника» и «Интелприбора» вполне можно расценивать как косвенное продолжение противостояния лидеров рынка, чья суммарная доля составляет 70%.


Так или иначе, но что бы ни происходило в каком бы то ни было сегменте отрасли, у нас у всех есть закон, и он один для всех. И в рамках этого закона должны и будут приниматься все решения. Волнения волнениями, пиар пиаром, а закон будет действовать так, как положено. И в рамках этого закона будут приниматься судебные решения, и они уже будут нести какой-то результат. Да будет так. А «Энергополис» об этом напишет. 

рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.