Авторизация

 

«Умный» город под ключ

Сегодня города занимают ключевые позиции в экономической, политической, культурной и общественной жизни стран. Модернизация городов, инвестиции в инфраструктуру и экологию, развитие энергоэффективных технологий – это не просто модный тренд, а осознанная необходимость. Эксперты уверены: если мы не сделаем города «умными», через сорок лет жить в них станет в два раза хуже, чем сейчас. О том, как «умнеют» города по всему миру и насколько это перспективно для России, мы беседуем с президентом компании Schneider Electric в России и старшим вице-президентом по странам СНГ Жаном-Луи Стази.


– Жан-Луи, Schneider Electriс занимает заметное место среди мировых компаний-лидеров, занимающихся проблемами создания «умных» городов. Как происходит процесс реализации подобных проектов?


– На сегодняшний день можно сказать, что благодаря проектам нашей компании уже «поумнели» более 200 городов, в том числе свыше ста в Америке и около сорока в Европе.


Мы в основном занимаемся проблемами снижения энергопотребления, рассматривая комплексный подход к нескольким системам: энергопотреблению, потреблению воды, снижению потерь в электросетях. Такой комплексный подход, с одной стороны, позволяет сделать город пригодным и удобным для жизни, а с другой – повышает его инвестиционную привлекательность для инвесторов, желающих построить «умные» здания и снизить затраты на содержание городской инфраструктуры.

– За счет чего и какими средствами это делает Schneider Electriс?


– Задача решается в первую очередь при помощи программного обеспечения, которое объединяет управление всеми технологическими процессами. В «умном» городе хорошо развиты системы обратной связи с потребителями, а с помощью программного обеспечения производятся сбор и обработка данных по потреблению электроэнергии, газа, воды, тепла, других ресурсов. Так, Schneider Electric разработала модульную архитектуру Smart City, благодаря которой возможен обмен данными между системами и обеспечение городских властей информацией, позволяющей как выбирать насущные приоритеты, так и составлять «дорожные карты» для устойчивого развития города на много лет вперед.


В Лондоне наши системы управления транспортом, водоснабжением и водоотведением позволяют предупреждать чрезвычайные ситуации при наводнениях, вычислять утечки воды, обеспечивать локализацию этих утечек и их устранение, обеспечивая непрерывность работы транспортной инфраструктуры. Только представьте себе: в центре города прорвало систему водоснабжения, часть города оказывается затопленной. Кто-то звонит кому-то, вызывает аварийную службу, тут же ведомства пытаются выяснить, в чьей компетенции труба. Как вы понимаете, происходит аврал и неразбериха. А теперь представьте, что есть технология, которая может справиться с этой проблемой. Из центра управления поступает точная информация, где именно произошла авария, на место немедленно отправляются специалисты. Одновременно отправляется уведомление в полицию и в ДПС, чтобы они вовремя среагировали и перенаправили транспорт на другие улицы. Есть разница?

– Что способствует развитию «умных» технологий в мегаполисах?


– Развитию таких технологий способствуют, конечно же, экономические факторы: рост цен на энергоресурсы и постепенное истощение легко извлекаемых запасов. Жители Европы давно почувствовали это на себе, наверное, поэтому возобновляемая энергетика и энергоэффективная инфраструктура там так востребованы. В России в последние годы это также становится актуальным: тарифы на энергию растут, цены на газ выходят на принцип равнодоходности, инфраструктура основных городских фондов требует все больших вложений.


Кроме того, для каждого города есть свой собственный специфический стимул становиться «умным». Часто это нехватка какого-то конкретного ресурса, обу-словленная местными природными или климатическими условиями. Для городов, расположенных в пустыне, это нехватка пресной воды, для мегаполисов – чаще всего транспортный коллапс и плохая экология.

– Можно ли при помощи технологий Smart City решить проблему пробок в Москве?


– Нашей компанией в свое время разрабатывалась «умная» система управления транспортом, которая уже работает в таких городах, как Мадрид и Сан-Паулу. Эти города соотносимы размерами с Москвой, и транспортная проблема в них очень похожа на ту, которая существует в вашем городе.


Однако каждый город абсолютно уникален. Сказать, что, внедрив одну систему, мы решим все проблемы, это неправильно. Есть еще ряд факторов. Мы считаем, что при управлении транспортом главное – заинтересовать рядового потребителя, то есть предоставить доступный сервис жителям города по оперативному представлению информации о пробках. Житель не только может получать необходимую информацию, но и участвовать в размещении информации. Для нас умный и активный горожанин – главная цель. Без умных жителей город не может стать «умным».

– Жан-Луи, как вы оцениваете экономический эффект от внедрения «умных» технологий в городскую среду?


– Результатом работы «умной» инфраструктуры достаточно быстро становится до 30% энергосбережения и до 15% сокращения потерь воды. Время передвижения по городу сокращается примерно на 20%. Согласитесь, для жителя современного мегаполиса это существенно. Кроме того, происходит сокращение выбросов CO2 и снижение уровня загрязнения воздуха, качественная инфраструктура повышает безопасность и создает новые рабочие места, происходит решение экологических и социально-экономических проблем.


«Умный» город также может окупиться благодаря получению дополнительных доходов – например, от продажи информации, поступающей от «умных» систем, или за счет существенного снижения эксплуатационных расходов после модернизации системы в рамках энергосервисных контрактов.


Технологии «умных» городов упрощают жизнь людей. Мумбай, Шанхай, Йоханнесбург, Москва и Буэнос-Айрес могут через 20 лет превратиться в монстров. Хорошая новость заключается в том, что есть технологии, позволяющие решить эту проблему сейчас.

– Кто должен стать инициатором создания «умной» инфраструктуры: власть, бизнес или сами жители?


– Здесь очень важны совместные усилия. Стороны должны постоянно находиться в диалоге для поиска взаимовыгодного решения. Исходя из своего опыта, мы можем сказать, что участниками проектов совершенствования городов обычно являются представители власти – от муниципального до федерального уровня, частные инвесторы, архитекторы и девелоперы. Жители дают направление развитию: их мнение и объективные запросы являются основой для принятия решений. Конечно, развитие инфраструктуры должно проходить с участием государства, государственных инвестиций и государственных гарантий для инвесторов. Здесь может широко применяться механизм госудаственно-частного партнерства.


Наверное, вы согласитесь, что никто не откажется жить лучше, удобнее, комфорт-нее, нежели живет сейчас. Возникает вопрос, что мешает «поумнеть» всем городам. Предвосхищая его, назову основные препятствия для создания «умных» городов. Они лежат в финансовой и организационной плоскости. Задумайтесь: в каждом городе выстроена своя сложная цепочка производства и распределения ресурсов. Как я уже говорил, для успешного создания «умной» инфраструктуры все заинтересованные стороны должны с самого начала находиться в диалоге – от властей до архитекторов и инвесторов. И этот диалог должен быть долгосрочным, что само по себе непросто.


Также нужно понимать, что финансирование такого проекта – это не только капитальные затраты, но и эксплуатационные расходы, траты на дальнейшую модернизацию, необходимость возврата инвестиций и так далее.


Поэтому для нас каждый проект «умного» города – это создание новой инновационной бизнес-модели финансирования. А раз создание «умного» города – это комплексная и долгосрочная работа, то ее финансирование также должно быть построено на долгосрочной основе. Без сомнений, вся эта работа должна проходить с участием государства, государственных инвестиций и государственных гарантий для инвесторов.


– Но «умный» город – это не только централизованное управление и «умные» сети. Как быть с домами, зданиями и сооружениями, на которые падает до 40% потребления энергии?


– Централизованное управление всеми процессами жизнеобеспечения и охраны дома возможно внедрить практически в любом здании. В зависимости от состояния объекта, возраста, теплоизоляции может варьироваться цена и сроки. Но по нашему опыту могу сказать, что вложения окупаются за 3–7 лет. Кстати, эти технологии все более востребованы у российского бизнеса. Например, владельцы супермаркетов, гипермаркетов быстро перебираются в энергоэффективные здания, потому что видят двойную пользу: снижаются издержки на 15–20% и появляется статус энергоэффективной компании, что сегодня становится важным для создания имиджа.


В этом году наша компания представила на российском рынке систему SmartStruxure™, позволяющую осуществлять мониторинг, управление и оптимизацию работы инженерных систем здания. В процессе эксплуатации это приводит к сокращению операционных расходов на энергоносители и обслуживание систем.

– Есть ли у Schneider Electric успешные проекты внедрения «умных» технологий в России?


– В России мы интенсивно работаем над созданием интеллектуальных сетей в Сочи и Иркутске. Мы строили интеллектуальные дома в Москве и в Екатеринбурге. Причем это не только офисные здания, но и гостиницы и больницы, которые оборудованы нашими системами. Россия для нас перспективный рынок. Здесь, по сравнению с Европой, энергоэффективные технологии только входят в повседневную жизнь. Города растут, и развивается инфраструктура. Большинство оборудования, которое находится в зданиях, достаточно старое. В то время, когда строились дома, таких технологий, как сегодня, не было.

 

Я думаю, что в ближайшие два-три года в России должны появиться города с «умной» инфраструктурой. Инициатив по их созданию становится все больше, и отрадно видеть, как растет активность городских властей в этом вопросе. Мы, со своей стороны, готовы развивать сотрудничество в этом направлении и наращивать свое присутствие в России.
Интервью подготовила Анна Наконечная

рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.