Что позволит сделать проекты в важнейшей сфере окупаемыми.
Накануне очередного заседания нашего Энергоклуба, посвященного вопросам российского теплоснабжения, заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова дала журналу «Энергополис» эксклюзивное интервью по этой важнейшей сфере нашей жизни.
– Светлана Юрьевна, что, на ваш взгляд, можно сказать об изменениях, которые должны были быть учтены при формировании Энергетической стратегии на период до 2030 года? Каковы перспективы развития теплоснабжения в рамках новой стратегии? Ведь известно, что общая цель энергетической политики – максимально эффективно использовать энергетические ресурсы и весь энергетический потенциал для устойчивого роста экономики и качества жизни населения страны.
– Стратегия ставит достойные цели, но не раскрывает методы их достижения. В такой монопольной сфере деятельности, как теплоснабжение, практические результаты достигаются только после введения конкретных механизмов в действующие нормативные акты, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти.
Конструкция, заложенная в 190-й ФЗ «О теплоснабжении», до сих пор не заработала из-за отсутствия ведомственных нормативных актов ФСТ, Мин-
энерго, Минрегиона, Ростехнадзора. В то же время предпринимаются попытки внесения существенных изменений во взаимоувязанную систему, которая еще не заработала.
– Считается, что основные проблемы лежат мертвым грузом в области тарифообразования на тепловую энергию и коммунальные услуги. Согласны ли вы с тем, что методика расчета тарифа на подключение к сетям теплоснабжения должна исходить из экономической обоснованности тарифов на услуги организаций коммунального комплекса?
– Вопрос в том, что понимать под экономической обоснованностью? Приняты «Основы ценообразования в теплоснабжении», но методики ФСТ только разрабатываются и начнут действовать с 2014 года. В их отсутствие цена для потребителя определяется множеством нормативных актов и на разных уровнях власти, без необходимой координации.
Вопросы горячего водоснабжения вообще вынесены в Закон «О водоснабжении». Сегодня для маленькой котельной, снабжающей теплом и горячей водой три дома, невозможно разобраться, какой котел каким законом регулируется. Управляющие компании, используя нестыковки законодательства, часто вообще перестают платить за горячую воду.
– Много споров вызывают долгосрочное тарифное регулирование, двухставочный тариф, нетарифное регулирование через новые нормативно-правовые акты. Считаете ли вы, что использование данного тарифа выгодно как теплоснабжающей организации, так и потребителю? Ведь среди основных проблем, которые могут возникнуть при введении двухставочного тарифа, специалисты выделяют: отсутствие определения понятия тепловой мощности; отсутствие правовых норм, устанавливающих порядок определения (установления) тепловых нагрузок потребителей; отсутствие формул расчета (определения) платы граждан за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения; неурегулированность ряда методических вопросов, связанных с расчетом и применением данных тарифов.
– Это как раз те вопросы, на которые федеральные органы исполнительной власти давно должны были ответить. Только двухставочный тариф позволит нам обеспечить перевод котельных в пиковый режим работы совместно с ТЭЦ, что даст огромную экономию без существенных капитальных затрат. Введение платы за мощность приведет к массовому снижению потребителями заявки на величину потребляемой мощности и выявит большие резервы для подключения новых потребителей.
– Если говорить о проблемах оценки эффективности деятельности организаций, то можно ли отнести к их числу большое количество ТСО, низкую оснащенность приборами учета тепловой энергии, воды, топлива, плохую налаженность раздельного учета затрат по видам деятельности, недостаток квалифицированного персонала?
– Да, конечно. Но есть и измеряемые параметры. Это, во-первых, процент потерь энергии и теплоносителя в тепловых сетях. Во-вторых, удельная повреждаемость. И в-третьих, недоотпуск тепла.
– Сейчас стоит достаточно сложная задача модернизации ныне существующей системы в рамках весьма жесткой концепции реформирования энергетики. Постепенно все распределительные сети крупных городов переходят от энергетических компаний в ведение МУП, а после – частных инвесторов. Как вы думаете, наличие единого хозяина сдвинет ситуацию с мертвой точки?
– В условиях рыночной экономики одного хозяина обеспечить невозможно. Нельзя заставить передавать собственность. К тому же существуют некоторые элементы конкуренции между крупными и мелкими теплоисточниками, ТЭЦ и котельными.
Законом введена «единая теплоснабжающая организация» для обеспечения координации всех участников рынка теплоснабжения, чтобы потребителю не надо было разбираться, кто за что отвечает.
– Существует мнение, что проблема всего российского теплоснабжения заключается не в централизованной системе, а в не совсем эффективной распределительной сети. Вы согласны с этим?
– Распределительные сети являются неотъемлемой частью централизованных систем теплоснабжения, проблемы решаются только при комплексном подходе, учитывающем взаимовлияние всех элементов.
– Однако стоимость модернизации и прокладки новых теплосетей такова, что нецелевых средств, полученных через повышенные тарифы, едва ли хватает на поддержание теплоцентрали в рабочем состоянии. А целевые инвестиции на данные нужды энергетики получают крайне редко. Что делать?
– Основная задача – создать стимулы для выявления резервов снижения издержек и энергетических потерь как в отдельных элементах, так и в системе целиком. Только учет этих эффектов, включая экономию, получаемую в смежных системах электро-, водо-, газоснабжения, а также энергосбережение у потребителей позволят сделать проекты в теплоснабжении окупаемыми.
– Каким образом строить новую систему теплоснабжения: модернизировать существующую сеть теплоцентралей или внедрять малые персональные котельные, обеспечивающие теплом отдельные дома или кварталы?
– А на эти вопросы должны ответить специалисты при разработке схем теплоснабжения с учетом особенностей каждого поселения. Вопрос в том, чтобы было обеспечено высокое качество разрабатываемых схем и найдены действительно оптимальные варианты.
Сегодня муниципалитеты предпочитают сэкономить на разработке, а потом тратят в сотни раз больше средств на строительство ненужных энергообъектов.
– Светлана Юрьевна, интересно услышать ваше мнение о долгосрочном тарифном регулировании и двухставочном тарифе.
– Использование двухставочного тарифа в теплоснабжении необходимо, иначе мы никогда не разберемся, какие мощности нам сегодня необходимо содержать, какие у нас лишние, какие неэффективные. Мы должны наконец уйти от «тринадцатых платежей» в году, когда теплоснабжающая компания и регулятор ошиблись с оценкой, сколько тепла будет потребляться в течение года.
Полагаю, что двухставочный тариф – это даже не тариф за мощность, а плата за гарантированную поставку теплового ресурса. То есть оплатил, знаешь, что тебе одна гигакалория на жилой дом обязана быть поставлена. Какое конкретно количество ресурсов потребил уже в качестве сожженного топлива, электроэнергии и так далее – это вторая ставка – плата за энергию.
Только так мы сможем разобраться, сколько же нам мощностей нужно для того, чтобы заниматься теплоснабжением. Кроме того, плата за мощность может быть постоянной в течение всех двенадцати месяцев и характер ее может быть постоянным в течение двенадцати месяцев. А оплата за потребленную энергию может быть переменной, и, таким образом, жильцы смогут влиять на потребляемое количество.
Беседу вел Сергей Рогожук