На совещание по тарифообразованию в жилищно-коммунальном хозяйстве президент Путин позвал министра регионального развития Игоря Слюняева, руководителя Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергея Новикова и свою помощницу Эльвиру Набиуллину, которую попросил с собой захватить квитанции на оплату ее собственной московской квартиры. Читая квитанции, Путин отмечал, что в октябре Набиуллина заплатила за коммунальные услуги в Москве 3900 рублей, в ноябре – 4900 рублей, в декабре – 5100 рублей, в январе – 5400 рублей. «А в Питере как?» – поинтересовался президент. «Похуже, – призналась помощница. – Вот одна чем-то похожая квартира: 3900 рублей, 3780 рублей, а потом сразу 12 570 рублей». И тут началось совещание…
Началось оно с того, что Слюняев стал докладывать собравшимся о росте платы за ЖКХ: «В 2012 году тарифы мы поднимали дважды: 1 июля и 1 сентября. Первого июля мы подняли тарифы на газ на 15%, на электроэнергию – на 10%, на 6% на тепло и на воду. С 1 сентября мы подняли тарифы на тепло и на воду еще на 6%. 1 сентября 2012 года было принято Постановление правительства № 354, которое разделило на две части платежи граждан: на общедомовые расходы и на платежи собственников».
У нынешнего роста тарифов несколько причин, объяснял Слюняев президенту. Первая – регионы самостоятельно устанавливают нормативы на потребление, которые могут даже в одном регионе существенно различаться. Вторая – с 2012 года плата за тепло может взиматься не в целом по году, а только в осенне-зимний период, но в этом случае плата за коммунальные услуги осенью и зимой выше.
«По логике никакого роста платежа эта мера не должна была дать, но дала», – заключил министр. Ему бы тут и замолчать, но он продолжил про предельный уровень тарифов, которые власть регулирует и законодательно устанавливает и платежи граждан. «Так вот, как показывает практика, взаимосвязи между регулированием тарифов и реальной платой граждан не существует».
«Слушайте, что вы мне рассказываете?» – перебил президент выступление Слюняева. Путин прервал Слюняева, потому что не понял, почему тарифы повышали в июле и сентябре, а в январе еще что-то подскочило.
«Граждан это совершенно не интересует. Игорь Николаевич, о чем вы сейчас говорите? Если не существует, значит, должна существовать. Ведь люди, когда приходят платить, им вот такая платежка приходит. В Петербурге в некоторых районах [квартплата] на 40% выросла. Вот они, платежки. Идите и объясните людям, почему они в январе или в декабре, в ноябре должны были платить такие деньги, а в январе, феврале – вот такой скачок. И это в Петербурге, в некоторых районах. А в Мурманске, вы говорите, в отдельных муниципалитетах на двести с лишним процентов. С ума сошли, что ли?»
Как установить взаимосвязь между регулируемым тарифом и конечным платежом, подсказал руководитель ФСТ: «Прекратила действовать норма закона, позволявшая ограничивать не просто административным образом, а на уровне нормы права рост платежей граждан», – сказал Новиков и предложил вернуть в законодательство норму роста конечного платежа. На том и порешили.
Путин то ли попросил собравшихся, то ли приказал им остановить неконтролируемый рост тарифов на ЖКХ и установить предельную планку – 6% в год в среднем по стране.
Под конец заседания президент похвалил министров за правильные предложения, но пожаловался, что до сих пор «порядка нет»: «Очень хорошо, и эти предложения являются правильными. Порядок наведите, и как можно быстрее. Понятно? Все то, что вы говорите, правильно. Только порядка нет. От того, что вы говорите, до реальной жизни, между двумя этими категориями – большая разница. Платеж должен быть экономически обоснованным и социально справедливым. <...> Когда люди видят, что там нет никакой справедливости, а есть только воровство и чванство чиновников, то, уверяю вас, оценка всей работы и муниципалитетов, и республиканских властей, или краевых, или областных, да и федеральных будет соответствующей и будет правильной. Прошу как можно быстрее навести здесь порядок».
Президент Владимир Путин:
«Нам нужны не точечные, сиюминутные решения, латание дыр, а долгосрочные системные решения, нацеленные на то, чтобы люди получали качественные коммунальные услуги по приемлемым и понятным ценам.
Мы бубним, бубним все по поводу повышения качества, а мало что меняется.
В прошлом году начали менять регулирование в этой сфере и внедрять механизм разделения платежа на индивидуальную часть и общедомовые нужды. Что получилось? Во-первых, чего хотели добиться: хотели добиться того, чтобы в платежках указывалось не только что было потрачено людьми на личное потребление в конкретной квартире, а сколько необходимо заплатить за использование ресурсов на нужды дома – скажем, мытье полов, подъездов, отопление и так далее. И этот шаг в первую очередь должен был обеспечить прозрачность механизмов формирования тарифов.
Что по факту получилось? Во-первых, начался очень быстрый рост тарифов, причем в отдельных вопиющих случаях – двух- и трехкратный рост, в том числе из-за чего – из-за переноса на конечного потребителя всех издержек. А что такое «конечный потребитель» в данном случае? На граждан. На граждан просто начали переносить все издержки, включая потери в сетях или потери, связанные с нелегальным подключением. Граждане-то здесь при чем, жильцы-то здесь при чем? Это управляющая компания тогда, органы власти должны искать и исключать такие проявления. Граждане же не могут это взять на себя, а платить должны. И это в условиях, когда ни у управляющей компании, ни у поставщиков нет стимула даже такие потери снижать, а люди, которых обязывают платить за некачественную услугу, просто оказываются загнанными в угол».
Владимир Путин на совещании по вопросам улучшения качества жилищно-коммунальных услуг. 4 февраля 2013 года, Сочи
Андрей Агафонов