Дата-центр (от англ. data center), или центр обработки данных (ЦОД), – это специализированное здание для размещения серверного и коммуникационного оборудования и подключения абонентов к каналам сети Интернет. Начиная с 2007 года компании – строители ЦОД пришли к осознанию необходимости повышать энергоэффективность дата-центра.
Какие, на ваш взгляд, произошли значимые события и изменения на отечественном рынке ЦОД за последние несколько лет? – Начиная с 2007–2008 годов и к настоящему моменту компании – строители ЦОД пришли к осознанию необходимости повышать энергоэффективность дата-центра. В последнее время широко стали применяться системы энергообеспечения и энергоохлаждения, позволяющие создавать наиболее эффективное оборудование с целью экономии электроэнергии и, соответственно, повышения качества электроснабжения. В результате этого энергоэффективность стала основным трендом на российском рынке дата-центров. В то же число входит масштабируемость и модульность системы. Это особенно важно для коммерческих центров обработки данных, где нагрузка может постепенно нарастать, соответственно, система единовременно должна обладать возможностью увеличения собственной мощности.
Кроме того, следует помнить, что российский рынок ЦОД принял на себя западную модель развития. В течение короткого времени наряду с компаниями – строителями дата-центров активно стали появляться различные некоммерческие сообщества, борющиеся за энергоэффективность и предлагающие свои взгляды на развитие технологий. Производители не могут не учитывать мнение подобных организаций, соответственно, экологическая безопасность оборудования стала такой же самостоятельной тенденцией развития рынка, как и энергоэффективность.
– Кто, по вашему мнению, составляет основной сегмент строителей дата-центров в России?– На данном этапе развития отрасли сегмент компаний – строителей ЦОД достаточно широк и представлен как небольшими, так и глобальными игроками. Delta Electronics сотрудничает с наиболее известными из них: «Крок», «Техносерв», «Ай-Теко», «Астеросс» и другие.
Откровенно говоря, в настоящий момент количество коммерческих компаний, предлагающих услуги по созданию дата-центров, настолько велико, что это привело к настоящему буму строительства отечественных центров обработки данных. Компании, располагающие штатными инженерами, проектировщиками и другими специалистами по проектированию ЦОД, полностью берут проект в самостоятельное исполнение и, соответственно, также самостоятельно делают выбор в пользу оборудования того или иного вендора. Естественно, все решения согласовываются с заказчиком, но в основном разработка проекта и процесс строительства уходят на аутсорс.
– Могли бы вы выделить основную проблематику на отечественном рынке дата-центров? В мире?– В качестве основных проблем, с которыми сталкиваются отечественные компании, необходимо выделить выбор помещения для ЦОД и выделение электроэнергии. Обычно здание, которое выбирают под строительство ЦОД, – это либо здание, доставшееся компании по наследству, либо арендуемое помещение, требующее кардинальной и капитальной переделки. В некоторых случаях ситуация складывается таким образом, что капитальный ремонт выбранного здания обходится дороже, чем строительство нового. Также не всегда есть возможность получить достаточное количество электроэнергии, например, с двух независимых подстанций, либо это требует огромных капиталовложений.
Касательно мировых масштабов сразу хочу отметить, что российский рынок ЦОД отстает от, например, американского рынка в среднем на 7–10 лет. Это означает, что в ближайшие 5–6 лет мы столкнемся с теми проблемами, которые уже сейчас решают американские компании – строители ЦОД. Основная проблема американского рынка дата-центров – это непосредственно переизбыток самих центров обработки данных и недостаточное количество клиентов для их покрытия. В связи с этим многие проекты закрываются, часть переезжает. К тому же наши крупные компании, например почтовые и поисковые сервисы Yandex и Mail, начинают строить свои собственные ЦОД. Подобный переход формируется в настоящую тенденцию, и я уверен, что крупные компании будут и дальше инвестировать в строительство собственных ЦОД.
– Каким образом, на ваш взгляд, можно обеспечить максимальную энергоэффективность дата-центра стандартной структуры? Расскажите, пожалуйста, подробнее, за счет чего это можно сделать.– Первое, на что необходимо обратить внимание, – это обеспечение энергоэффективности малосерверного оборудования. Через решение этой задачи компании – производители серверных систем стремятся самостоятельно создавать более энергоэффективные серверы и снижать зависимость дата-центра от мощности источников бесперебойного питания, дизельных электростанций и систем охлаждения.
Безусловно, второй по важности вопрос заключается в процессе охлаждения, занимающего до 40% мощности работы центра обработки данных стандартной структуры. Существующие технологии с порогом от 1 МВт и выше для маломощных дата-центров нерентабельны. Соответственно, в дальнейшем активно будет развиваться система Free Cooling – технологии будущего, которые позволят применять системы охлаждения при минимальных мощностях.
Кроме того, очень много слов говорится о динамических возможностях использования источников бесперебойного питания. В России сейчас нет достаточно квалифицированных специалистов в этой области, также как нет показателей успешности процесса применения на российском рынке. Компании в Европе и США обладают опытом использования динамических ИБП, который традиционно перейдет и к нам, но пока нет данных о целесообразности и экономической выгоде использования данных систем. На сегодняшний день динамические ИБП могут рассматриваться только в качестве возможных источников электропитания для ЦОД мощностью от 1 МВт и выше.
– И, в завершение нашей беседы, перечислите, пожалуйста, основных конкурентов Delta Electronics.– Основными конкурентами Delta Electronics на российском рынке ИБП, как и прежде, остаются APC и Emerson. С точки зрения инженерной инфраструктуры это такие компании, как Rittal и Contec.