Существующая система теплоснабжения в подавляющем большинстве населенных пунктов России нуждается в масштабной реконструкции и модернизации. Мы попытались разобраться, какой вклад вносят госструктуры в решение этих проблем, на примере ОАО «ЭГТС», расположенного в г. Энгельсе (Саратовская область).
Для значительной части населения нашей страны неоспоримым является то, что сфера ЖКХ в настоящее время стала источником повышенной социальной напряженности и отраслью, требующей незамедлительного проведения широкомасштабных инвестиционных вложений для реконструкции и модернизации инфраструктуры, которая была создана еще в 60–70-е годы прошлого столетия. Только по предварительным экспертным оценкам, более половины существующих котельных подлежат замене или срочному капитальному ремонту, в некоторых городах на утечки в магистральных сетях приходится до 22% общих потерь тепловой энергии, поставляемой абонентам, также значительные потери возникают в распределительных сетях в силу их изношенности и высокой аварийности. Отсутствие полноценного учета и контроля за потреблением энергоресурсов генерирующими и теплосетевыми компаниями, нестабильность государственного тарифного регулирования, отсутствие единой схемы теплоснабжения во многих населенных пунктах – это лишь часть накопленных проблем, которые требуют срочного и компетентного разрешения на государственном уровне.
Летом 2011 года компания «Каскад-Энерго» заключила договор генерального подряда и энергосервисный контракт (ЭСК) c ОАО «ЭГТС» (г. Энгельс), что стало отправной точкой в развитии энергосервисной деятельности ГК «Каскад» в Саратовской области. В течение 2011–2012 годов, в ходе выполнения 1-го этапа инвестиционной программы были построены и реконструированы семнадцать блочно-модульных котельных, три крупных центральных тепловых пункта (ЦТП) и около 3 км теплотрасс. Была создана современная диспетчерская служба, в состав которой вошли три аварийные бригады на случай возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах теплоснабжения города Энгельса. В рамках подписанных контрактов объем инвестиционных затрат на модернизацию ОАО «ЭГТС» составил полмиллиарда рублей, в будущем планируется вложить еще свыше одного миллиарда, однако в силу проблем государственного регулирования тарифов в теплоэнергетике прогнозируемый срок возврата инвестиций превышает 7–9 лет, что чрезвычайно осложняет дальнейшую реализацию взятых на себя инвестиционных обязательств. Вряд ли подобные вложения можно объяснить коммерческой выгодой, но развитие и реконструкция таких социально ориентированных предприятий, как ОАО «ЭГТС», представляется для руководства ГК «Каскад» стратегическим направлением в долгосрочной перспективе.
На наш взгляд, дальнейшее совершенствование государственного тарифного регулирования, учитывающего экономически обоснованные затраты того или иного предприятия, а не только усредненные нормативы, является объективно необходимым и очень важным. Кроме того, в рамках Федерального закона №190 «О теплоснабжении» должен быть разработан лаконичный метод тарифного регулирования, учитывающий прогнозируемый возврат инвестиционных затрат в течение не более 7–8 лет. Поэтому сейчас именно метод доходности инвестированного капитала при установлении тарифа на тепловую энергию является одной из самых обсуждаемых тем среди многочисленных специалистов ЖКХ и представителей как исполнительной, так и законодательной ветвей власти. С высокой долей уверенности можно сказать, что от принятия той или иной нормативной модели регулирования тарифов напрямую зависит не только дальнейшая судьба огромного количества предприятий теплоэнергетики, находящихся по факту в предбанкротном состоянии, но и стабильная работа отрасли в целом в среднесрочной перспективе. Эффективное участие государственной власти помогает в решении многих существующих проблем в сфере энергоснабжения, это урегулирование финансовых вопросов, внесение поправок в существующие законодательные акты, выделение земли под необходимые объекты. Но вопрос по тарифному урегулированию до сих пор остается открытым.
Дополнительным резервом в решении насущных проблем, стоящих перед предприятиями теплоэнергетики, является создание условий для обеспечения тотального контроля за потреблением топливно-энергетических ресурсов, а также поставляемой тепловой энергией и ГВС потребителям (как физическим, так и юридическим лицам) в системе автоматизации учета. В качестве примера эффективности аналогичных систем представляется интересным опыт внедрения современной системы диспетчеризации в ОАО «ЭГТС», когда только за первый отопительный период 2011/2012 года была получена реальная экономия потребления газа в котельных в размере 4,5%, а объем закупаемого у ОАО «ВоТГК» тепла удалось снизить на 2,5% в натуральных единицах.
Сегодня очень важен комплексный подход в решении ключевых проблем ЖКХ и теплоэнергетики, так как стратегия на модернизацию этой важнейшей для жизнедеятельности страны отрасли может быть реализована при условии окончательной доработки нормативно-законодательной базы, регулирующей данный вид деятельности, а также наличия определенных экономических стимулов для привлечения высокопрофессиональных компаний-инвесторов, обладающих фактически подтвержденными финансовыми и производственно-техническими возможностями. Ведь это является не только важным шагом в обеспечении стабильного функционирования теплового хозяйства сегодня, но и незаменимым вкладом в будущее.