17 июня 2011 года президент Дмитрий Медведев на Санкт-Петербургском экономическом форуме заявил о возможности расширения границ Москвы, создания столичного федерального округа и переноса госучреждений за традиционные границы города. 1 июля он поручил мэру Москвы Сергею Собянину и губернатору Московской области Борису Громову подготовить предложения по изменению границ. Год проекту «Большая Москва».Инициатива Дмитрия Медведева, получившая название «Большая Москва», с самого начала и до сего дня оценивается не более чем пиар-ход, получивший с легкой руки чиновников размах реального проекта. И, если это рассматривать именно как пиар-ход, тогда получается, что он был не самый успешный и плохо подготовленный. А если это рассматривать как проект и зерно этого проекта в идее переезда чиновников из Москвы в область, что тоже выглядит сомнительным, тогда получается, что ничего не получается, но уже все есть. Проявляемые исполнителями по этому проекту темп, скорость и рвение впечатляют. И виной этому и те, кто были за, и те, кто вроде был против, но все равно оказались за, – чиновники. Они у нас знают только, что «начальник всегда прав», и любое его действие всегда встречает их глубокое одобрение.
Меньше чем через месяц после первого упоминания «о возможности расширения границ», 11 июля 2011 года, главы Москвы и Подмосковья представили главе государства карту, в соответствии с которой территория столицы вырастала на 144 тыс. га (в 2,4 раза). Москва получала земли в секторе между Варшавским и Киевским шоссе, ограниченном дугой Большого кольца Московской железной дороги, но без крупных городов. Прошел еще месяц, и 18 августа Сергей Собянин обнародовал уточненный план: Москва должна выйти на границу с Калужской областью, получая уже 160 тыс. га и ряд крупных населенных пунктов.
2 сентября президент создал рабочую группу по расширению границ Москвы и переезду за МКАД госучреждений во главе с тогдашним главой своей администрации Сергеем Нарышкиным, и проект получил новый импульс ускорения.
7 и 8 декабря столичный и подмосковный парламенты ратифицировали соглашение о новых границах, и Москве отошли не 160 тыс. га, как планировалось, а 148,8 тыс. 27 декабря соглашение было одобрено Советом Федерации. В общей сложности к столице перейдет 21 муниципальное образование, в том числе два городских округа – Троицк и Щербинка, а также 19 городских и сельских поселений, входивших в Подольский, Ленинский и Наро-Фоминский районы Подмосковья. Также к Москве отходит часть территории Одинцовского и Красногорского районов Подмосковья, а к Подмосковью – участок в Куркино площадью 1,4 гектара, где располагается центр МЧС по Московской области.
1 января 2012 года новые территории официально вошли в состав столицы, а на Старый Новый год, 13 января, столичные власти объявили конкурс на разработку концепции развития Большой Москвы, позволяющей переселить за МКАД 2,5 млн. москвичей и органы власти, а также сократить на 1 млн. количество рабочих мест внутри города.
Изменение границ произойдет 1 июля 2012 года, до этого срока объявляется переходный период.
Прошел год, такой особый год, выборный. Для проекта «Большая Москва» он прошел в спешке, которая простительна при ловле блохе, но больше напоминавшей забег голых в баню. Выборы прошли. Всех выбрали и назначили. И на фоне того, что сегодня вновь избранная и назначенная власть, имея дело с конкретным бюджетом и с конкретными доходами, потихонечку спускается с небес на землю, на землю Подмосковья или Большой Москвы, федеральные чиновники не хотят за МКАД. И депутаты Госдумы, и сенаторы отказываются от переезда на присоединенные к Москве территории. Это лишь помарка на поле плана, но характерная такая помарка. Согласившиеся год назад на предложение Медведева чиновники сейчас активно предлагают альтернативы территориям Новой Москвы. Основная площадка, которую парламентарии предлагают вместо земель за МКАДом, – яблоневый сад на Кутузовском проспекте, напротив парка Победы.
Исходя из площадей, которые сейчас занимают наши российские парламентарии, это порядка 144 тыс. кв. м, исходя из их потребностей, площадь нового парламентского центра может составить до 300 тыс. кв. м. Стоимость, включая монтажные работы, инфраструктурное обеспечение и т.д., по самым скромным подсчетам, может составить порядка 14 млрд. рублей. Что дешевле: Подмосковье или Москва? Безусловно, в первом случае это будет, наверное, несколько дешевле благодаря стоимости земельного участка. Но кто ответит, а зачем это вообще? Вообще все?