Во многих странах мира идет процесс ускоренного перехода к новой технологической платформе глобальной энергетики. Важнейшее место в ней займут возобновляемые источники энергии (ВИЭ) с предполагаемой долей не менее 30%. Обусловлено это тем, что мировая экономика требует все больше энергии, а запасы ископаемых видов топлива, на которых основана традиционная большая энергетика, небезграничны. К тому же рост их стоимости усугубляется еще и тем, что достигшее колоссальных размеров использование углеводородов наносит ощутимый вред окружающей среде.
Многие участники Третьего Международного форума Института Адама Смита «Российская электроэнергетика: финансирование и инвестиции», который проходил в Москве в конце ноября прошлого года, отмечали, как часто в докладах выступающих звучала аббревиатура ВИЭ. «И это очень положительная тенденция, – сказал старший советник по программе развития возобновляемых источников энергии в России Международной финансовой корпорации Алексей Жихарев. – На прошлом, втором форуме на сессию, посвященную ВИЭ, собралось человек пятнадцать, и особого интереса к теме у людей не наблюдалось».
Первый шаг сделали регионыПрограмма развития возобновляемых источников энергии в России ставит целью в течение пяти лет сформировать позитивный инвестиционный климат, который бы помог стимулировать развитие ВИЭ. Алексей Жихарев вспоминает, с каким скептицизмом и непониманием относились некоторые коллеги из энергетической отрасли к его участию в данной программе. Теперь старший советник отмечает совсем другую тенденцию: «Даже те люди, которые еще год назад очень аккуратно относились к этому вопросу и комментировали, что в ближайшие десять лет развитие ВИЭ не будут иметь серьезного воплощения в России, поменяли свое мнение. Может быть, они где-то в глубине души и продолжают сомневаться в положительном исходе событий, но, по крайней мере, понимают, что этот процесс неизбежен, он будет рано или поздно реализован в России».
Программа предлагает посмотреть на ВИЭ не как на очередной инновационный модный проект или некий хайтек, а со стороны решения уникальных проблем, которые характерны как для отдельных регионов, так и для отдельных сфер экономики. Это прежде всего замещение неэффективных экологически грязных станций, это локальное снижение себестоимости. Конечно, речь идет о тех регионах, где наблюдается серьезный дефицит в электроэнергии, где в ближайшее время не предвидится централизованного энергоснабжения, а потому для решения вопросов жизнеобеспечения там используют привозное топливо. Это относится в первую очередь к энергообеспечению северных, труднодоступных и удаленных районов, не подключенных к общим сетям, где проживают более 10% россиян. В целом «северный завоз» оценивается в 7 млн. тонн нефтепродуктов и 23 млн. тонн угля. При этом топливо доставляют водным, автомобильным и даже воздушным транспортом. Такое топливоснабжение обходится стране в 500 млрд. рублей ежегодно. А себестоимость производства электроэнергии в некоторых регионах превышает даже 50 рублей за кВт·ч, а тепла – 3000 рублей за 1 Гкал. Эти огромные затраты и делают применение технологий ВИЭ коммерчески привлекательным.
Именно поэтому в последнее время возрастает интерес к «зеленым» технологиям со стороны руководителей ряда регионов: Мурманской области, Камчатки, Якутии, Бурятии, Алтайского края. Среди факторов, которые обусловили этот интерес, – рост цен на традиционное топливо. Тут не надо даже залезать на сайт Госкомстата, чтобы увидеть: только за один последний год топливо в России подорожало более чем на 50%. Другой фактор – энергосбережение. Так, в Оренбургской области в нескольких фермерских хозяйствах установили ветряные электростанции. За счет их работы значительно снизилось потребление электроэнергии в сети.
В России есть немало и других примеров развития и ветро-, и био-, и геотермальных источников. Но все это, к сожалению, отдельные точечные проекты, которые претворяют в жизнь за счет инвесторов без какой бы то ни было материальной государственной поддержки.
Формирование новой отраслиМеждународное энергетическое агентство (МЭА) разработало сценарий новых стратегий, который учитывает обязательства стран по снижению выбросов парниковых газов. Проведенный МЭА анализ показывает, что устойчивая энергетика в будущем достижима. В ближайшие годы в мире вполовину снизится потребление нефти, значительно уменьшатся и глобальные выбросы углекислого газа.
Все чаще можно слышать разговоры об исчерпаемости природных ресурсов и поиске новых альтернативных источников энергии, которые помогли бы сберечь запасы природных ресурсов. «Диверсификация энергетических ресурсов, энергоэффективность, переход на новые альтернативные источники энергии, безусловно, играют решающую роль в этом серьезном процессе», – убеждена управляющая дирекцией по экологии и энергоэффективности Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике Ольга Новоселова.
Структура топливно-энергетического баланса в мире стремительно меняется. Идет развитие альтернативного топлива, возобновляемых источников энергии, переходы с угля на газ, увеличение доли гидроэнергии и биомассы. И приоритет тут у возобновляемых источников энергии. До 40% потенциала снижения углекислого газа может быть реализовано не за счет мероприятий по энергосбережению, а благодаря именно более широкому применению ВИЭ.
Формирование новой самостоятельной отрасли – возобновляемой энергетики – одно из основных направлений в экономике развитых стран мира. Доля новой отрасли в общей выработке электроэнергии в странах ЕС в период с 1996 по 2006 год увеличилась с 38 до 172 млрд. кВт·ч годовой выработки, а за период с 2006 по 2008 год – до 223 млрд. Эти цифры красноречиво говорят о существенном росте развития ВИЭ в Европе. Там представлены все виды новой отрасли: энергия морского ветра, энергия ветра на суше, приливная энергия, солнечная энергия, геотермальная и другие.
Предпосылки укрепления позиций возобновляемой энергетики видны, как говорится, невооруженным глазом. Идет рост энергопотребления и рост цен на энергоресурсы и энергию. Очевидна ограниченность мировых запасов ископаемых органических энергоресурсов. Другая важнейшая проблема – экологическая: загрязнение окружающей среды подходит к своей критической отметке.
Как верно заметил руководитель отраслевого отделения «Возобновляемая энергетика и альтернативные системы энергоснабжения» общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Андрей Кулаков, изменение климата непосредственным образом связано с последствиями сжигания углеводородов и, как следствие, выделением углекислого и других парниковых газов. В России около 85% парниковых выбросов антропогенного происхождения приходится на энергетический сектор, включая энергетику, транспорт, промышленность и коммунальное хозяйство.
Преимущества «зеленой» энергетики тоже говорят сами за себя: это и бесконечность возобновляемых энергоресурсов, и снижение вредных выбросов, и возможность расширения локального энергоснабжения, и освоение высоких технологий, и повышение энергоэффективности, и, наконец, как сопутствующий фактор, создание новых рабочих мест.
К слову, о росте цен на электроэнергию. За последнее десятилетие она в России подорожала более чем в три раза! По прогнозу экспертов, к 2014 году цена на электроэнергию станет выше еще в два раза. В результате перехода к «ручному управлению» отраслью ситуация стала просто абсурдной: цены на электроэнергию в стране, обладающей избыточными энергетическими ресурсами, мало того что стали выше, чем в большинстве стран, обеспеченных энергоносителями, но и приблизились к уровню стран, испытывающих серьезный недостаток в энергетическом сырье.
Уже сегодня российские тарифы на электричество сравнимы или выше, чем в США, Франции и Великобритании. И распространенное мнение о том, что у нас развитие возобновляемой энергетики нерентабельно из-за низких энергетических тарифов, является, мягко говоря, ошибочным. Технологии «зеленой» энергетики за последние десять лет совершили большой прорыв. Так, удельная стоимость ветроэнергетических установок снизилась с 5000 до 1000 долларов за 1 кВт, а чистая себестоимость производства электроэнергии (без инвестиционной составляющей) уже находится на уровне 30–40 копеек за кВт·ч. Проекты строительства малых ГЭС со сроком окупаемости около десяти лет дают электроэнергию стоимостью 1,5–2 рубля за кВт·ч, а геотермальные станции – 3–3,5 рубля за кВт·ч. Правда, фотоэлектрические модули еще остаются достаточно дорогими, но именно это направление ВИЭ считается наиболее перспективным. Финансирование проектов НИОКР в этой сфере превышает 10 млрд. долларов ежегодно. Эксперты ожидают, что в ближайшие три-четыре года эффективность фотоэлектрических преобразователей сравняется с другими технологиями получения электроэнергии.
Политическая воля проявлена...Еще несколько лет назад говорили о том, что для реализации и широкого внедрения в российскую экономику возобновляемых источников энергии требуется политическая воля руководства страны. Сегодня можно смело утверждать: такая воля уже проявлена. Всем известен указ президента о мерах по повышению экологической и энергетической эффективности российской экономики. Этот важнейший документ повлек за собой ряд постановлений правительства. Разработан закон и утверждена госпрограмма по энергосбережению. Соответственно, был принят и ряд директивных документов по развитию возобновляемой энергетики в России. Причины и предпосылки те же самые, что и во всем мире: диверсификация топливно-энергетического баланса, повышение энергетической и экологической безопасности, переход на энергетически эффективное развитие, освоение высоких технологий, а также социальные и экологические аспекты, которые всем очевидны.
Если же говорить о государственной координации в этом важном деле, то она не выдерживает никакой критики. Всем специалистам по возобновляемой энергетике известно, что в Минэнерго направлением ВИЭ занимается всего один человек! Другими словами, четкая структура управления этим процессом вообще не прорисована. Как следствие – недостаточное государственное стимулирование, отсутствие на федеральном уровне утвержденных программ и планов по использованию ВИЭ, слабая нормативно-правовая база и другие причины, которые сдерживают процесс роста возобновляемой энергетики.
И в это же самое время Россия располагает огромными ресурсами по всему набору «зеленой» энергии. В отчете по результатам проекта TACIS «Перспективы развития ВИЭ в России» даны оценки валового, технического и производственного потенциала некоторых видов альтернативной энергетики. Так, производственный солнечный потенциал для выработки тепловой энергии оценивается в 1,4–1,7 млн. т.у.т. в год, что достаточно для обеспечения 12–14 млн. человек горячим водоснабжением с приемлемым качеством по цене менее 2000 рублей за 1 Гкал. Производственный ветровой потенциал для выработки электроэнергии оценивается в 36 млн. т.у.т. в год, или 120 млрд. кВт·ч по цене около 2–2,5 рубля за кВт·ч.
Общая оценка производственного потенциала солнечной, ветровой, гидро- и геотермальной энергии, а также энергии биомассы, сточных вод и других видов превышает 250 млн. т.у.т. ежегодно, или около 30% всех потребляемых первичных энергетических ресурсов России за год. Следует отметить, что детальные расчеты потенциала нетрадиционных источников энергии в России производили в конце XX века. К настоящему времени они, по всей видимости, возросли с учетом повышения эффективности технологий ВИЭ.
Однако при всем этом огромнейшем потенциале приходится, к сожалению, констатировать: в России сейчас доля использования ВИЭ минимальна и составляет всего 0,9%. Распоряжением Правительства РФ, которое определило основные направления возобновляемой энергетики в стране, поставлен показатель в 4,5% к 2020 году. То есть говорить о каком-то масштабном развитии новой отрасли в нашем государстве, увы, пока не приходится...
И все же большие и хорошие перспективы развития возобновляемой энергетики в России по-прежнему остаются. Только смотреть на них надо не с точки зрения нанесения ущерба традиционной энергетике, а с позиций дополнения и гармонизации процесса развития. И задачу ставить необходимо с учетом понимания необходимости модернизации «большой» отрасли, в то же время развивать «малую» – в дополнение к этому процессу, а не как альтернативную или конкурирующую.
Сергей Рогожук