Ашот Саркисов, советник РАНПо мере развития цивилизации влияние факторов, угрожающих существованию человечества, приводило к качественным изменениям в образе жизни и характере общественного производства. В результате возрастала защищенность человека от природных воздействий, эпидемий и других негативных факторов. Одновременно создавались новые технические системы, совокупное действие которых сегодня способствует не снижению угроз для жизни людей, а их увеличению. При этом опасности от техносферы стали не только соизмеримыми, но и превосходящими негативные для человека природные катастрофы.
Сейчас мы находимся на таком этапе развития цивилизации, когда проблемы безопасности техносферы приобрели подлинно глобальный характер. Непрерывное увеличение энергопотребления и единичных мощностей энергогенерирующих объектов, повышение плотности и интенсивности использования транспортных коммуникаций, механизация всех сфер хозяйственной деятельности и быта человека – все это неизбежно приводит к росту энергонасыщенности техносферы.
До определенного времени обеспечение безопасности объектов техносферы ограничивалось применением различных, специфичных для каждой отрасли подходов, методов и технических средств. Глобализация техносферы и угрожающий рост масштабов и последствий техногенных аварий потребовали более широких подходов к их предотвращению. Необходимость в этом стала особенно остро ощущаться в связи с широким развитием атомной энергетики.
На современном этапе развития человеческой цивилизации локальный подход к решению проблем безопасности в пределах отдельных областей энергетики и промышленности оказывается недостаточным. Тесная взаимозависимость всех элементов промышленного комплекса и постоянно возрастающие требования к безопасности объектов техносферы требуют адекватного характеру задачи комплексного подхода к решению проблем безопасности.
Совершенство подходов и методов обеспечения безопасности сильно зависит от природы объектов и отличается большой пестротой для различных отраслей энергетики и промышленности. Например, известно, что по причинам, связанным с известными особенностями производства ядерной энергии, из всех отраслей энергетики наиболее современные подходы и средства обеспечения безопасности реализованы в атомной энергетике. Одним из таких примеров является подход, получивший название «культура безопасности».
Понятие «культура безопасности» появилось в атомной энергетике как следствие чернобыльской аварии в процессе анализа причин ее возникновения, а в научно-техническую терминологию оно вошло после публикации доклада Международной консультационной группы по ядерной безопасности (INSAG).
Культура безопасности явилась для инженерной практики новым определением, смысл которого следует понимать как выражение отношения человека к проблемам безопасности, проявленное им при выполнении служебных обязанностей. Согласно принятым INSAG определениям культура безопасности – это набор характеристик и особенностей деятельности организаций и отдельных лиц, обусловленный тем, что проблемы безопасности АЭС в соответствии с их значимостью обладают высшим приоритетом. Эта непреложная истина должна быть принята к руководству на всех без исключения иерархических уровнях управления в государстве.
Отдельными авторами делались упрощенные попытки количественного определения культуры безопасности, например, как отношения числа правильных единичных действий оператора к общему числу выполненных им единичных действий. На наш взгляд, подобные подходы приводят к искажению и неоправданному сужению заложенного в понятие культуры безопасности широкого методологического смысла.
Актуальность такого более широкого подхода к обеспечению безопасности подтверждается многолетним опытом эксплуатации атомных станций и других радиационно опасных объектов, который указывает на то, что причины возникновения большинства аварий и инцидентов так или иначе связаны с поведением людей, их отношением к своим обязанностям и проблемам безопасности.
Интегрированный подход к анализу и разработке методов и средств обеспечения безопасности позволяет распространить прогрессивную идеологию культуры безопасности на другие отрасли промышленности и энергетики.
Приведу лишь несколько примеров прогрессивных решений и позитивного опыта по обеспечению безопасности АЭС, которые могли бы найти применение и в других отраслях промышленной энергетики.
1. Реализуемая в конструкциях современного поколения АЭС стратегия на широкое применение так называемых пассивных систем обеспечения безопасности, работоспособность которых гарантируется при полном отключении всех источников энергоснабжения.
2. Широкое применение для подготовки персонала к грамотным действиям в любых, в том числе и в сложных аварийных, условиях полномасштабных электронных тренажеров.
3. Создание системы кризисных центров, ориентированных на оказание централизованной технической поддержки эксплуатационному персоналу атомных станций при возникновении нестандартных и аварийных ситуаций.
Такой мощный хорошо оснащенный кризисный центр создан при операторе атомной отрасли, а именно при Росэнергоатоме. Этот центр, в свою очередь, связан со всеми АЭС и с 14 центрами технической поддержки, развернутыми в ведущих научных институтах и проектных организациях.
4. Несомненно, заслуживает внимания изучение накопленного в атомной энергетике богатого опыта взаимодействия с общественностью, постоянного мониторинга, изучения и формирования общественного мнения. Упомяну лишь об одной грани этой большой и необходимой работы, а именно об открытости атомной энергетики для общества.
Любой пользователь Интернета, воспользовавшись адресами russianatom.ru и rosenergoatom.ru, может получить текущую информацию о состоянии блоков каждой из АЭС, о радиационной обстановке на примыкающих к АЭС территориях.
Было бы очень полезно распространить этот опыт, например, на угольные ТЭЦ или на вредные химические производства, скажем на Байкальский ЦБК.
Приведенные примеры достигнутого в атомной отрасли позитивного опыта не являются исключением. Много поучительного в области обеспечения безопасности имеется в авиации, в космонавтике, кораблестроении и других отраслях. С учетом большого разнообразия в подходах к решению проблем безопасности в различных отраслях энергетики и промышленности интегрированный подход открывает широкие возможности экстраполяции наиболее прогрессивных решений и технологий в смежные области.
5. Широкомасштабное использование атомной энергетики предельно обострило социальный отклик на проблему безопасности. В частности, потребовал специального исследования механизм формирования социально приемлемого риска и обоснование путей и средств корректировки общественного мнения в случае вызванных теми или иными причинами аномальных отклонений.
6. Непрерывное наращивание технических средств обеспечения безопасности вступает в естественное противоречие с экономической эффективностью. Поиск такого компромисса является сложной научной задачей, в ходе решения которой необходим учет многообразных конкурирующих факторов. О сложности поиска такого компромисса, в частности, свидетельствует двойственное влияние повышения безопасности на экономичность: наращивание систем безопасности увеличивают цену единицы установленной мощности и одновременно с этим снижает издержки, связанные с ущербом от возможных аварийных ситуаций. Проблема определения на основе корректного аналитического подхода компромиссного уровня проектной безопасности со всей остротой впервые проявилась именно в атомной энергетике.
7. В проблеме безопасности техносферы особое значение имеют учитываемые на стадии проектирования объектов внешние воздействия и обоснование их уровней. Поскольку «абсолютная безопасность» в принципе недостижима, без мотивированного ответа на эти вопросы невозможно определить разумные пределы безопасности.
Мы ограничились лишь примерами из области атомной энергетики. Однако совершенно очевидно, что много полезных научных идей и технических решений в обеспечение безопасности имеется и в других сферах. Интегрированный подход к проблемам техногенной безопасности создает благоприятные условия плодотворного взаимообогащения.
Актуальность интегрированного подхода далеко не ограничивается распространением позитивного опыта обеспечения безопасности. Еще большее значение такой комплексный подход имеет в сравнительных исследованиях и оценках определяющих параметров различных отраслей энергетики. Только в рамках такого комплексного подхода с использованием единой общей методологии можно рассчитывать на получение объективных сравнительных данных по экономической эффективности различных типов энергоисточников, по сравнительной оценке связанных с ними рисков для окружающей среды, по оценке последствий аварий, в том числе отягощенных человеческими жертвами и наличием отдаленных последствий.
Комплексный анализ позволяет на основании сопоставимых количественных критериев обосновать приоритеты, оптимизировать усилия по повышению безопасности техносферы, устранить необоснованные диспропорции в распределении финансовых ресурсов.
Важнейшим преимуществом единого подхода к решению проблем техногенной безопасности является системный анализ всей совокупности рисков, связанных с техносферой, обоснование оптимальных уровней минимизации рисков и выработка комплексной стратегии обеспечения безопасности.
Усиливающаяся глобализация современного мира требует координации и взаимной увязки национальных стратегий обеспечения техногенной безопасности, учреждения постоянно действующих международных институтов, обеспечивающих эффективные и согласованные действия на стадии формирования общей политики и, что особенно актуально, в период крупных аварий и катастроф.
В заключение уместно напомнить, что впервые в нашей стране на актуальность такого широкого подхода к решению проблем безопасности обратил внимание академик Валерий Алексеевич Легасов в статье «Проблемы безопасного развития техносферы» (журнал «Коммунист», № 8, 1987 год). Он же явился инициатором создания академического Института проблем безопасности Российской академии наук.
Первоначально предполагалось создать Институт проблем безопасности атомной энергетики и предприятий химической промышленности, однако из-за ограниченности доступного финансирования функции созданного института были несколько сужены.
Приятно отметить, что одобренная рабочей группой при Правительственной комиссии по высокими технологиям научно-техническая платформа получила название, точно отражающее содержание одной из актуальнейших проблем современного этапа экономического развития.