Екатерина Никонова, заместитель генерального директора Группы компаний «АМАКС», рассказала «Энергополису» о сегодняшнем дне компании, специалисты которой разработали и производят оборудование, ориентированное на стандарты ведущих стран мира, что позволило им создать технику ХХI века.
– Екатерина Анатольевна, вы работаете в компании более одиннадцати лет. Как за эти годы изменились требования к оборудованию, которое вы производите?– Основное требование к нашему оборудование всегда одно – обеспечение максимальной безопасности на объекте. Мы обеспечиваем 100%-ную безопасность эксплуатации котло-агрегатов на всех режимах в полном соответствии с требованиями «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03, и благодаря этому мы смогли занять на рынке лидирующее положение и твердо стоим на завоеванных позициях. Конечно, возрастают требования к безопасности, и в соответствии с этими изменениями идет процесс модернизации нашего продукта. Cегодня, начиная с обследования объекта, мы выполняем весь комплекс работ «под ключ», выполняя разработку проектов как для отдельных котлов, так и для котельных в целом, комплектную поставку оборудования, разработку и внедрение системы управления, технологический монтаж и монтаж КИПиА и заканчивая пусконаладочными работами, потому что производим весь перечень газового оборудования, адаптированного к любой системе управления и необходимого для реконструкции и оснащения схем газоснабжения паровых и водогрейных котлов различных типов. Это дает возможность создавать полномасштабную АСУ ТП котла, и мы, безусловно, продвинулись вперед с точки зрения расширения услуг, качества и гарантии безопасности.
– Как зарождалось в Чебоксарах ваше производство?– Начиналось все более двадцати лет назад. У основателей компании уже родилась идея по созданию автоматического и безопасного розжига котлов, потому что наибольшее количество аварий происходит при розжиге горелок котла из-за неплотности газовой арматуры и весь процесс полностью зависит от квалификации обслуживающего персонала: ручной розжиг, ручная проверка плотности газовой арматуры и т.д. Получается, что главным критерием безопасности всегда остается человеческий фактор. При этом участие человека в управлении системой газоснабжения котла резко снижает ее уровень. А ведь оборудование, которое мы производим и поставляем на объекты, – это объекты повышенной опасности, поэтому помимо выпуска качественного оборудования мы стремились к тому, чтобы полностью исключить человеческий фактор и обеспечить безопасный автоматический розжиг горелок котла, его эксплуатацию на всех режимах, а также улучшить технико-экономические показатели работы котлоагрегатов. В 1990 году мы получили авторское свидетельство на изобретенный способ управления горелкой, а в 1993 году было освоено серийное производство всей арматуры, входящей в газовую схему блока газооборудования, что позволило обеспечить возможность индивидуального автоматического управления тепловой мощностью горелки.
Сегодня мы обладаем мощной производственно-технической платформой – собственным заводом в Чебоксарах – и производим весь перечень газового оборудования, необходимого для реконструкции и оснащения схем газоснабжения паровых и водогрейных котлов различных типов, что дает возможность создавать полномасштабную АСУ ТП котла.
Также мы являемся разработчиками системы автоматики нового поколения ПТК «АМАКС», разработанного специально для автоматизации управления водогрейных и паровых котлов серии ДЕ, ДКВр, КВГМ, ПТВМ, котлов и теплогенераторов с аналогичными системами газораспределения и регулирования, энергетических котлов, оснащенных газовым оборудованием «АМАКС», что является наиболее целесообразным и экономически выгодным. Опыт внедрения ПТК обеспечивает эффективное и удобное управление, визуализацию процессов и параметров на всех уровнях управления.
Квалификация персонала, работающего с нашим оборудованием, может быть минимальной, поскольку оно доступно для специалиста любого уровня и рассчитано на диспетчеров, не имеющих высшего образования. Но в то же время мы сами готовили и продолжаем готовить высоких профессионалов. Да, на рынке труда сложилась ситуация нехватки специалистов в такой важнейшей отрасли, как проектирование, например. Но мы берем способных, знающих специалистов и под крылом наших ГИПов готовим из них настоящих, крепких проектировщиков-профессионалов, потому что любой объект большой или малой энергетики всегда уникален, всегда требует индивидуального подхода и корректировки даже базовых проектных решений.
Приведу пример нашей особой гордости – выполнение комплекса работ с применением газовой арматуры собственного производства и ПТК «АМАКС» в рамках проекта по переводу Архангельской ТЭЦ на сжигание природного газа. Это важнейшее событие не только для области, но, я бы сказала, и для страны.
Природный газ является самым экологически чистым видом топлива, его использование намного эффективнее, чем сжигание мазута. Поэтому и с экономической точки зрения, и для сохранения уникальной природы региона это шаг первостепенной важности в повышении энергобезопасности области. И я с гордостью заявляю, что это серьезная победа нашей компании, потому что мы доказали, во-первых, что выполняем все обязательства, которые берем на себя, и, во-вторых, не на словах, а на деле продемонстрировали высокое качество и надежность нашего оборудования и системы управления.
– Такой процесс официально называется реконструкцией, но на самом деле это практически строительство объекта заново.– Вы правы. Это непростая, масштабная работа. Понятно, что в объеме всей реконструкции наши работы занимают не самый высокий процент, но я хочу отметить следующее: компании, использующие наше оборудование, значительно облегчают себе жизнь и решают много серьезных проблем, связанных с обеспечением бе-зопасности работы котлоагрегатов на всех режимах. Конечно, руководитель какой-либо организации может отказаться от использования оборудования «АМАКСа», тем более на фоне того, что наши объекты энергетики финансируются государством и, следовательно, никто не может диктовать выбор того или иного оборудования. Поэтому совсем не редки ситуации, когда тянут до последнего с ремонтом, поэтому, к сожалению, наши ТЭЦ, ГРЭС, РТС и котельные работают фактически на предельной мощности. Но мне кажется, нельзя всех руководителей скопом обвинить в халатности и нежелании вкладывать средства в модернизацию своего объекта. Я думаю, руководители однозначно понимают степень своей ответственности и необходимость реконструкции производства, но действительно есть проблемы с финансированием. Именно поэтому сокращаются расходы где только можно, в том числе и на тех участках, где по жизненным показаниям необходимо внедрять современное безопасное оборудование.
– Екатерина Анатольевна, на ваш взгляд, существующая система тендеров эту ситуацию может улучшить? – На мой взгляд, существующая система тендеров значительно снизила качество предлагаемых услуг. Сложилась следующая ситуация: главный критерий выбора на конкурсной основе той или иной компании – стоимость. По закону о тендерах сегодня выигрывает тот, кто предлагает свои услуги, свой продукт за наименьшую сумму. Но мы должны понимать, что если себестоимость продукта сто рублей, то тот, кто предлагает такой же за пятьдесят, со всей очевидностью говорит о себе как о, мягко выражаясь, непрофессионале. Есть объективная реальность, есть себестоимость проекта в целом. А в сложившейся ситуации многие компании зачастую поставлены в такие условия, что вынуждены экономить практически на всем, и на качестве в том числе.
– Но ведь и заказчики поставлены в такие же жесткие условия?– Конечно. Не один раз мы эту тему обсуждали с нашими заказчиками, все по этому поводу испытывают негативные эмоции. В нашей отрасли работают профессионалы, прекрасно понимающие, сколько средств нужно вложить в определенный объем работ. Но когда заявленная цена в два раза меньше среднестатистической… Да, бывают разные ситуации, у компании может быть сложное финансовое положение, ей необходимо получить работу. Но нельзя, противозаконно уменьшать расходы за счет качества.
Со всей уверенностью я могу заявить, что наша компания никогда не пойдет вразрез со своими принципами. Мы можем пересмотреть проект, упростить его, определить область сужения затрат. Но о том, чтобы средства экономились за счет качества нашего оборудования и несоблюдения схемы безопасного розжига газовых горелок любой мощности, не может быть и речи. Мы делаем надежно и надолго, минимальный срок гарантии на наши изделия – десять лет, а на некоторые модели до тридцати, при этом мы обеспечиваем как гарантийное, так и постгарантийное обслуживание. Мы никогда не бросаем своих заказчиков и открыты для диалога по любым вопросам, делаем все возможное, чтобы найти конструктивное решение возникшей проблемы, и всегда прикладываем для этого максимум усилий. Для нас очень важно поддержание и сохранение взаимовыгодных и надежных партнерских отношений. Я думаю, что наши заказчики, наши партнеры отметили глубокое небезразличие специалистов компании к уже сделанной работе. У нас имидж серьезной, добросовестной организации. И, учитывая возрастающую конкуренцию, мы дорожим нашим добрым именем.
– Сейчас все ярче проявляется тенденция выставлять на тендер не отдельный продукт, а комплексное интеллектуальное решение. Что «АМАКС» делает для того, чтобы не отстать от, можно сказать, инновационного тренда?
– Чем уникально оборудование производства «АМАКС»? Оно обеспечивает 100%-ную безопасность эксплуатации котлоагрегата и адаптировано к любой системе управления. Сегодня мы предлагаем стальную арматуру высокого качества, которое сертифицировано, утверждено и рекомендовано Ростехнадзором, а также защищено патентами и полностью соответствует Правилам безопасности в газовом хозяйстве ПБ 12-259-03, выпускается серийно с 2000 года на базе собственного завода в городе Чебоксары с высочайшим контролем качества и соблюдением необходимой технологии. Кроме этого, учитывая то, что мы разработчики и производители еще и собственной системы управления, мы имеем редкую возможность осуществлять поставку как всей производственной линейки, так и любого изделия отдельно. Наше решение всегда сопровождается использованием оригинального оборудования, вопрос только в объеме: либо это, повторюсь, поставка отдельного продукта, либо полномасштабная работа «под ключ».
– Что, по-вашему, сегодня для руководителя крупной компании является главным?– Мне кажется, главное для любого руководителя – помнить, что за безликими «высококвалифицированными кадрами» стоят живые люди со своими семейными проблемами, желанием получать за свой труд достойную зарплату, стремлением реализовать свои способности и возможности. Это естественные желания. Но есть еще человеческие качества, которые очень непросто воспитать. Например, небезразличное отношение к делу, мне кажется, дорогого стоит. Когда человек действительно сознает, что он является частью огромной машины и без его работы эта машина может встать, когда есть четкое понимание того, что конечный результат напрямую зависит от усилий каждого участника нашего коллектива.
Наш демократичный стиль руководства и доверие к сотрудникам, надеюсь, люди чувствуют и оценивают. Мы считаем, что самый главный ресурс нашей компании – это наши сотрудники, каждый из которых, я уверена, понимает свою значимость и необходимость для компании. Наша стратегическая задача – поддержка наших специалистов как в развитии их профессионализма, так и в сохранении высокого уровня заработной платы. Когда был кризис, конечно, нам приходилось снижать уровень зарплаты ввиду того, что не было средств, чтобы свои обязательства выполнить, но люди нам верили и работали в том режиме, который был необходим для выполнения наших задач, сохранения темпов производства. Кризис, можно сказать, миновал, и мы выполнили все наши обещания, то есть возместили сотрудникам те суммы, которые они не смогли получить из-за непростой экономической ситуации. И в будущее мы смотрим с оптимизмом – только это нам позволяет проходить очень сложные моменты в жизни и нашей страны, и непосредственно нашей компании.
Мне хочется сравнить «АМАКС» с живым организмом, жизнь которого не бывает без кризисов, взлетов, падений. Главное, мне кажется, помнить, что кризис – это не только преодоление непростой ситуации, это одновременно и возможность понять и оценить причины кризиса, выявить слабые моменты и на основе сделанных выводов совершить мощный рывок вперед. Мы все преодолеваем сообща, опираясь на опыт и знания нашего коллектива.
Беседовал Алексей Иванов