Авторизация


 

Энергосервисный контракт

Энергосервисный контрактПервое, о чем говорится в законе, – что государство начинает с себя и к себе прежде всего устанавливает жесткие требования. Обязательный энергоаудит, который должен быть проведен в течение трех ближайших лет, возможность заключать энергосервисные договора, обязанность снижать энергопотребление бюджетных учреждений не менее чем на 3% в год. При этом Правительство России утверждает достаточно конкретные целевые ориентиры по внедрению энергосберегающих технологий. Школы и дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения, типовые учреждения, построенные по типовым проектам, должны к 2015 году быть оснащены энергосберегающим оборудованием с целевым показателем энергосбережения 20–30%.Социальная сфера представляет собой едва ли не основной потенциал энергосбережения. То есть из 300 млрд. долларов, которые аналитики отводят на энергосбережение до 2020 года как некий суммарный инвестиционный бюджет, 30–40% приходится на социальную сферу.
При всей кажущейся простоте модели энергосервисного контракта в рамках действующего правового поля, прежде всего федерального законодательства, он остается на сегодняшний день неработающим. Основная идеология энергосервиса в том, что экономия делится между инвестором и заказчиком и выкупные ежегодные платежи за эту компанию меньше, чем та суммарная экономия, которую, как единый котел, бюджет получает от внедрения этих энергосберегающих технологий. Есть определенное движение по развитию законодательной базы, вносятся поправки в 94-й федеральный закон, по крайней мере уже нет ограничений в части, касающейся отсутствия фиксированной цены контракта у энергосервисных договоров. Сейчас идет дискуссия по ФЗ № 94, готовятся поправки, позволяющие считать не только цену комплекта закупки, но и полную стоимость закупки с учетом жизненного цикла, с учетом последующих операционных затрат на соответствующий товар. Тем не менее остаются проблемы с законом о госучреждениях с тем принципом, на котором финансируется и существует любое государственное учреждение в рамках годового лимита. Эти проблемы не позволяют выстраивать долгосрочные инвестиционные отношения на 3–5 лет, что необходимо для реализации энергосервисного контракта с госучреждением. К этому добавляются ограничения Бюджетного кодекса.

Действия, которые сегодня предпринимаются, чтобы госучреждения все же получили определенные свободы в части работы по энергосервисным контрактам, остаются несистемными. В конце 2010 года вышло соответствующее письмо Минфина, которое позволяет госучреждениям направлять часть экономии в фонд поощрения заработной платы, в фонд поощрения сотрудников, то есть на заработную плату сотрудников.
Притом что правовое регулирование и нормативно-правовая база являются основными ограничителями в реализации энергосервисных контрактов в госучреждениях, есть проблемы и технические: до сих пор не определены базы расчетов и специфические технические параметры, которые позволят производить мониторинг экономии ежегодно и, соответственно, текущую актуализацию фактически полученной экономии в результате внедрения энергосберегающих технологий.

Картина не будет полной, если не упомянуть или не назвать финансово-экономические проблемы, заключающиеся в том, готова ли в принципе, даже при страховании рисков и ясности конструкции энергосервисного контракта, наша банковская система кредитовать энергосервисный договор для одной школы, где затраты на внедрение энерго-сберегающих мероприятий невелики. Если у нас в социальной сфере реальная экономия 20–30%, то вполне возможна ситуация, когда большая часть этой экономии будет просто съедаться банковской процентной ставкой, так как нет эффекта масштаба.

Если в ближайшее время профессиональное сообщество, бизнес-сообщество не выработают реально действующих инвестиционных механизмов для социальной сферы, то с учетом нехватки бюджетных средств социальная сфера может остаться вне этого основного тренда энергосбережения, который бизнес сегодня уже подхватил и активно начинает инвестировать.

Поскольку энергосервисный контракт еще не заработал и актуальность вопроса внедрения энергосберегающих технологий согласно 261-му закону остро стоит на ближайшие полтора-два года, то возникает дефицит времени и есть большая вероятность того, что эти контракты не смогут стать тем инвестиционным инструментом, который позволит внедрить принципы и технологии энерго-
сбережения в социальной сфере.

Иван Понырев
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.