В прошлом году правительство Мурманской области сформировало координационный совет по энерго-сбережению и повышению энергетической эффективности и распределило все необходимые функции по инициированию и управлению ходом реализации программы энергоэффективности с передачей функций по ее реализации и обеспечению выполнения всех мероприятий министерству энергетики и ЖКХ области, о чем и отчиталось перед всеми регулирующими программу энергоэффективности органами. Но, проанализировав ситуацию с той программой, которая была сформирована, с теми мероприятиями, которые были в нее погружены, мероприятия довольно существенные, мы отчетливо поняли ее минусы и недочеты. Проанализировав ситуацию с программами энергоэффективности, которые сформировали все без исключения муниципальные образования Мурманской области, программы крупных предприятий, работающих на территории области (МРСК Северо-Запада, «Колэнерго», ОАО «Апатиты», ГК «ФосАгро», «Норильский Никель», Кольская горнометаллургическая компания), мы поняли, что все эти программы между собой не синхронизированы. Анализ этих программ показал, что в том виде, в котором все эти программы сделаны, даже речи не идет ни о каком комплексном энергосбережении и нет ни малейшего шанса на какое бы то ни было комплексное повышение энергоэффективности в области.
Для синхронизации программ и выполнения мероприятий, предусмотренных ими, для того чтобы те бюджетные средства, которые заложены в данную программу, пусть не очень большие (объем финансирования региональной программы на 2011 год составляет более 4 млрд. рублей), стали неким плечом для привлечения внебюджетных средств, было создано государственное автономное учреждение Агентство по энергетической эффективности Мурманской области.
Цель создания агентства – эффективное управление реализацией программы. Сейчас все мероприятия региональных программ, все мероприятия муниципальных программ и те проекты, которые существуют в целевой программе комплексного развития ЖКХ Мурманской области, формируются на единой платформе, на основе единой программы Project Management. На каждую отдельно взятую программу, на каждый объект сделан паспорт, включающий в себя цели, задачи, учитывающий ресурсы для осуществления намеченных мероприятий. И еженедельно агентство ставит в известность министерство энергетики и ЖКХ по тем проблемам, которые возникают при синхронизации или реализации тех или иных проектов. Основная идея – уйти от полицейского надзора за исполнением всех мероприятий по энергосбережению, энергоэффективности к умелой организации именно процесса.
Сейчас в Мурманской области существует долгосрочная целевая программа комплексного развития системы ЖКХ. Кроме нее существует программа, включающая в себя все мероприятия организационного характера, программа энергоэффективности. А также существует программа адресного установления приборов учета в многоквартирных домах. Да, мы в Мурманской области взяли на себя обязательства по установке приборов учета в многоквартирных домах на общедомовое потребление за счет областного бюджета. Данная программа в области действует уже три года. Срок ее реализации заканчивается в 2016 году. Сейчас, правда, видимо, будем ее корректировать исходя из того, что 261-й Федеральный закон не позволяет нам дальше тратить бюджетные средства на установку общедомовых приборов учета, хотя, с нашей точки зрения, это было бы правильно.
В Мурманской области в этом году запущен и, надеемся, будет успешно реализован с теми целевыми показателями, которые мы к ним применили, ряд проектов. Проект «Энергоэффективный квартал в городе Апатиты», который координируется на федеральном уровне Министерством экономического развития РФ. Ранее этот проект состоял из 140 зданий и сооружений, и мы должны были проверить, как осуществляются те или иные мероприятия, какие целевые показатели, какие эффекты достигаются от их применения с учетом особенностей районов Крайнего Севера. Но понимая, что не будет помощи из федерального бюджета, а будут только средства региона и местного бюджета, мы программу скорректировали. Сейчас в ней находится порядка 50 объектов (это многоквартирные дома и более десяти объектов бюджетной сферы). Эффект энергосбережения, который уже рассчитан и мы точно понимаем, что он будет достигнут в рамках этого проекта по этому году, – это экономия тепловой энергии более 50 тыс. Гкал, а по электроэнергии – более 1,2 млн. кВт·ч.
Проект реконструкции системы теплоснабжения Кандалакшского района. Более 80% тепловой энергии, которая передается населению Мурманской области, производится мазутными котельными. Соответственно, у нас существует довольно серьезный тарифный дисбаланс между ценой мазута, заложенной в тариф, и фактически сложившейся ценой на мазут. Происходит это потому, что цена на мазут у нас не регулируется, а тепловая энергия, отпускаемая населению, регулируется. По некоторым муниципальным образованиям у нас такой дисбаланс составляет более 50%. Другими словами, отпускная цена на тепловую энергию должна дотироваться бюджетом федерального уровня либо региональным бюджетом. Понимая, что так долго продолжаться не может, в этом году региональный бюджет взял на себя обязательства перевести семь муниципальных котельных с мазута на биологическое топливо (это щепа, которая, к сожалению, для нас является ввозимой) и четыре котельных – на сжиженный природный газ, которого у нас в области тоже нет.
Правительству области удалось привлечь в проект инвестиционный капитал со стороны. Найден инвестор, который инвестирует средства в модернизацию восьми котельных Кандалакшского района. Мы осуществляем, может быть, очень спорный с точки зрения экологии, но очень понятный с точки зрения экономики, с точки зрения целевых показателей проект по переводу котельных с мазута на уголь. По нашему мнению, экономия за счет разницы стоимости мазута и угля составит более 500 млн. рублей в год. Также правительством области реализуется совместный с инвестором проект по переводу восьми котельных муниципального образования Североморск на сжиженный природный газ, для осуществления которого инвестор строит завод и будет поставлять сжиженный природный газ в котельные Североморска. В результате реализации этого проекта мы сможем полностью уйти в этом городе от мазутозависимости. Экономия за счет разности стоимости мазута и СПГ будет составлять около 500 млн. рублей в год. Соответственно, снижение потребления мазутного топлива в целом по региону может составить 25%.
Кроме названного, в области осуществляются два крупных инфраструктурных проекта, в которых принимает участие ТГК-1. Проект КТК (Кольская тепловая компания) – перевод в городе Мончегорске котельной с мазута на уголь – и проект ХТК (Хибинская тепловая компания) – строительство ветки теплопровода протяженностью 15 км от существующей угольной котельной Апатитской ТЭЦ в город Кировск. Этот проект включает в себя полную ревизию и модернизацию всей системы теплоснабжения Кировска.
Мы в Мурманске считаем, что приборы учета, которые у нас устанавливаются за счет областного бюджета, без их дальнейшей диспетчеризации и автоматизации – это деньги, выброшенные на ветер. Поэтому в этом году запускается проект по диспетчеризации потребляемых энергоресурсов, при котором любой руководитель муниципального образования, руководитель Министерства финансов, Министерства энергетики и ЖКХ в части областных зданий и сооружений, руководитель управляющей компании может, подключившись к этой системе, видеть на своем рабочем столе все объемы, потребляемые по воде, теплу, по горячей и холодной воде. Также эта система позволит строить балансы, оперируя которыми мы сможем определять узкие места системы и более эффективно вкладывать денежные средства инвесторов или денежные средства бюджета.
Также у нас есть довольно амбициозный проект, сформированный вместе с НП «Энергоэффективный город» и Координационным советом «Единой России» – перевод наружного освещения города Оленегорска на так называемый энергоэффективный свет. Мы понимаем, что у нас хоть и стоят довольно неплохие натриевые лампы, но мы их меняем (более 1200 светильников) на светодиодные. Этот проект мы реализуем в рамках энергосервисного контракта. Мы не боимся набить шишки и идем на это с широко открытыми глазами. Именно этот проект мы будем реализовывать в том числе с учетом 94-го Федерального закона, Бюджетного кодекса и всех остальных законов и подзаконных актов, относящихся именно к энергосервисному контракту. И даже только то, что мы об этом объявили буквально два месяца назад, уже привело к тому, что более 20 компаний готовы участвовать в этом проекте, готовы с нами работать на таких условиях. Осталось только выбрать тот качественный продукт, который позволит улучшить качество жизни 30 тыс. жителей города Оленегорска. При этом мы не только будем менять светильники на светодиодные, но и переустановим всю систему с внедрением технологии по автоматизации наружного освещения, что тоже приведет к экономии ресурсов за счет норм освещения и за счет времени работы наружного освещения.