Авторизация


 

Вопрос цены

Вопрос ценыНа состоявшемся 13 декабря 2010 года заседании Совета безопасности Российской Федерации с повесткой дня «О состоянии и мерах по обеспечению энергетической безопасности России» президентом страны был определен комплекс первоочередных мер для разработки Доктрины энергетической безопасности РФ до 2020 года. В итоговом протоколе заседания Совбеза особое внимание уделено решениям в области разработки методики мониторинга состояния отечественной энергетики, включая систему критериев и показателей для оценки и прогнозирования ее развития на кратко-, средне- и долгосрочный периоды, вопросы формирования комплексной системы безопасности освоения минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа и подготовки государственной программы его разведки, а также меры активизации сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями в энергетической сфере, в частности, в проведении консультаций по российскому проекту Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности. Именно вопросы прогнозного развития мировой экономики, мировых тенденций и новых трендов на начальном этапе разработки доктрины так или иначе являются важнейшим звеном начального этапа предстоящей огромной работы. Сегодня российские официальные структуры и крупнейшие отечественные корпорации не только не располагают соответствующими системами, но и не занимаются комплексным анализом подобного зарубежного опыта в данной области. К слову сказать, в 2010 году опубликовано больше десяти новых серьезных аналитико-прогностических разработок этого профиля.


Почему это так важно? Развитие энергетики тесно связано с ценовыми категориями. Одной из общепризнанных проблем современности являются резкие и непредсказуемые колебания мировой цены нефти. Количественно это может быть представлено следующим образом (табл. 1).
В период 2004–2010 годов максимальное падение цены от среднего значения этого показателя достигало 49%, а максимальное превышение достигало 113%. Максимум превышал минимум более чем в 4 раза. В таблице прослеживается уменьшение волатильности в 2010 году против показателей трех предшествующих лет – практически до уровня 2006 года.
При рассмотрении вопросов определения допустимых или разумных пределов волатильности на динамике цен 2008 и 2009 годов становится очевидным, что экономика не развалилась при таких скачках лишь потому, что объем операций с аномальными ценами этих периодов и продолжительность их действия оказались малы против показателей всего потока реальной нефти.
За 2010 год указанное превышение упало до 41% от минимального уровня, и такая амплитуда ни у кого возражений не вызвала. Но это не должно успокаивать. По нашему мнению, предел, который надо считать поводом для беспокойства, равен 10%.
Преобладает мнение, что точное предвидение динамики мировой цены нефти на перспективу является важнейшей задачей, особенно что касается ее расчетов на ближайший период, прежде всего на 1-2 года. Но вот какие ошибки были допущены в оценках даже на ближайший год со стороны трех уважаемых инстанций (табл. 2).
Бросается в глаза легкость, с какой эти три инстанции, да и не только они, постоянно меняют свои оценки, и, что примечательно, это мало кого беспокоит. Названные три инстанции и подавляющее большинство авторов других прогнозов свои оценки не сопровождают должными объяснениями. Приводимые порой описания методик слишком общи. Определить обоснованность предлагаемых прогнозных значений цены, как правило, нельзя. Пока что не придумано и ответственности за ошибки прогнозов. Можно лишь попросить авторов признать неточности своих оценок и объяснить их причины. Ошибки такого рода небезобидны. Например, изменение мировой цены нефти на
1 доллар эквивалентно корректировке федерального бюджета России минимум на 2 млрд. долларов. С учетом такого масштаба ошибок прогнозов на краткосрочную перспективу возникают сомнения и в отношении прогнозов на более отдаленное будущее. По мнению авторов, чтобы считать прогноз состоятельным, ошибка на год вперед не должна быть выше плюс-минус 3% от фактически достигаемого уровня цены.
На сегодняшний день можно сказать, что в вопросах построения мировых сценариев развития и поведения противоборствуют две концепции.
Согласно первой из них главенствующее место отводится «невидимой руке рынка», а деривативы выполняют функцию повышения ликвидности и страхуют риски. Причем этим инструментом пользуются не только спекулянты, чья активность выполняет важную функцию, помогая находить объективную цену, но и обычные участники биржевой торговли. Первая концепция порождает широко распространенное мнение, что динамику мировой цены нефти нельзя предвидеть и регулировать.
Согласно второй концепции рынок выполняет свою миссию, только если он прозрачен и регулируется должным образом, а отсюда следует, что преодолеть гнет ценовой не-управляемости можно и нужно. В последнее время сторонников второй концепции становится больше, но сам рынок по-прежнему во многом работает по правилам, вытекающим из первой.
Кроме названных концепций, имеет смысл назвать получившую в последнее время широкое распространение такую точку зрения, что спасением от чрезмерных колебаний цен служат долгосрочные контракты. Но все больше таких контрактов включают положения о корректировке первоначально согласованных цен с учетом новых значений мировых цен, и эта тенденция обесценивает такую точку зрения.
По нашему мнению, сегодня в России и в мире для всех должно быть очевидным, что создавшееся положение с волатильностью и непредсказуемостью мировой цены нефти, а за ней и цен остальных энергоресурсов нельзя терпеть. Современные вызовы требуют новых эффективных подходов.
Лидеры ведущих энергетических держав, главы крупнейших энергетических структур и многие исследователи внесли ценные предложения по обузданию волатильности. Эта проблема постоянно обсуждается, в том числе на крупных международных мероприятиях. Только в 2010 году состоялось более десяти таких мероприятий. На этих форумах проблема волатильности затрагивалась, но практически значимых решений по ее преодолению и выведению работы по прогнозированию мировой энергетики и экономики на должный уровень принято не было. Характерно, что деятельность всех этих форумов протекает без всякого взаимодействия между ними. Кроме того, заявления не сопровождаются проработанными способами решения. После выдвижения инициативы усилий по ее продвижению, как правило, не предпринимается. Несмотря на сохраняющуюся остроту ситуации и угрозу повторения глобального кризиса, лидеры мирового сообщества по-прежнему проявляют неспособность определить, в том числе количественно, относительную роль разных причин кризиса, а также механизмы их возникновения и действия. Элита все еще не может и/или не хочет эффективно обуздать руко-творную хаотичность цен энергоресурсов, хотя, казалось бы, технические возможности для ее преодоления есть. Нестабильность и непредсказуемость мировой цены нефти относятся к числу главных причин, препятствующих выживанию цивилизации.
Исключением может явиться II Международный энергетический форум, состоявшийся в декабре 2010 года в Москве. На форуме взят курс на разработку и внесение важных рекомендаций по совершенствованию всех сторон деятельности топливно-энергетического комплекса. Речь, в частности, идет о том, чтобы экспертное сообщество при поддержке властей и бизнеса развернуло наконец инструментарий достаточно точного предвидения динамики мировой цены нефти, особенно на ближайший период.
Отметим, что в мире есть исследователи, чьи прогнозы все же сбывались. Их опыт, если это не были случайные совпадения, надо взять на вооружение. Просто как факт и для сравнения с приведенными данными, отклонения прогноза МГЭ на 2009 год от фактической мировой цены составили по первому варианту -32%, а по второму варианту +3%.
При том, что нам удалось уложиться в норму при расчетах во втором варианте, это не оправдание, если исходить из правила, что прогнозист должен указывать наиболее вероятное значение, когда он приводит несколько вариантов. Главная причина допущенной неопределенности – использование нами экспресс-версии прогнозирования. При разработке прогноза этот метод, в отличие от полномасштабной версии, не позволяет выбрать наиболее вероятный вариант.
Кроме средней цены на год вперед МГЭ рассчитывает и ее волатильность. Ее отклонение от факта составило 7%.
С учетом опыта в данной сфере участники Межотраслевой группы экспертов (МГЭ) определили как необходимые три взаимосвязанные между собой направления действий. Мы считаем необходимым вернуться к вопросу о принятии федеральных законов о топливно-энергетическом балансе и об энергетической безопасности и создать Российскую национальную систему оценки и прогнозирования мирового топливно-энергетического хозяйства, в том числе цены нефти и других энергоресурсов, и на ее базе – соответствующую Единую международную систему. Представляется необходимым интенсифицировать международное сотрудничество для обеспечения более устойчивой и управляемой динамики мировой цены нефти.
Мы считаем это важным, потому что прогресс в данном направлении ускорится, если будет принят во внимание опыт разработки МГЭ под патронатом Совета Федерации проекта федерального закона «О топливно-энергетическом балансе», который был подготовлен в далеком сегодня 2004 году. Тогда его принятие было заблокировано теми, кто проводил в жизнь реформу РАО ЕЭС, приведшую к раздроблению, если не к разграблению российской электроэнергетики. В тот же период была сформирована и разработка по федеральному закону об энергетической безопасности.
Сегодня созданный ранее задел в этих направлениях предстоит усовершенствовать с учетом новых явлений, данных и представлений, в том числе обогащенных экологической составляющей.
Один из ключевых выводов проведенного МГЭ сравнительного анализа основных общемировых прогнозных разработок и материалов многочисленных форумов таков: насущные потребности современности вызывают необходимость создания таких систем оценки и прогнозирования мировой энергетики, которые вберут в себя ценные элементы накопленного опыта в данной области. Системы должны основываться на мировом топливно-энергетическом балансе, который выражается натуральными и стоимостными показателями, а также на факторном анализе. Они станут общим достоянием игроков глобальных рынков – на определенных условиях.
Суммируя, следует подчеркнуть, что подход МГЭ направлен на поддержание высокотехнологичной системы оценки и прогнозирования, отличающейся внедрением около тридцати нововведений, которые можно отнести к самым передовым в мире. Нами с помощью современных технологий выполняется компоновка компьютеризированной базы данных, включающая смысловое свертывание исходной информации с выделением сущностных характеристик. Составная часть такой работы – использование позитивных элементов известных прогнозных исследований.
МГЭ проводит мониторинг ключевых тенденций не только самого топливно-энергетического хозяйства, но и макроэкономической среды, особенно финансовых рынков, а также определяющих их развитие конкретных действий структур и лиц.
Мы делаем ставку на квалифицированное изучение опыта ведущих корпораций и игроков рынка, а также научно-технических центров, специализирующихся в разработке инноваций в рассматриваемой сфере. МГЭ считает важной задачей непрерывный мониторинг волатильности непосредственно в центрах нефтяного ценообразования с выявлением ее причин, инициаторов, объемов задействованной нефти, подкрепленный аналитическими выводами о влиянии внутридневных перепадов на более долгосрочные тренды. Иными словами, речь идет о глубоком проникновении в механику зарождения и развития волатильности. В своей работе мы опираемся на тщательно составленные натурально-стоимостные топливно-энергетические балансы отдельных стран – эти балансы инкорпорируются в общемировую картину в целом. При том, что стоимостные аспекты измеряются ценами, издержками, инвестициями и прибыльностью, сегодня необходимо учитывать и экологическую составляющую.
Унифицированный расчет этих балансов включает в себя сравнительную эффективность освоения конкурирующих между собой энергоресурсов, в том числе в автомобильном транспорте, с учетом технических аспектов, а также экологических, социальных и политических последствий.
В своей работе мы используем сочетание ряда эффективных методов прогнозирования, таких как цепной факторный анализ и итерационное моделирование. Важна и ориентация на коммерциализацию полученных результатов. Это предполагает разработку конкретных адресных рекомендаций для государственных структур и бизнеса с обоснованиями и расчетами эффективности от внедрения.
При этом большое значение имеет активное участие в подготовке проектов нормативно-правовых актов, направленных на повышение эффективности деятельности бизнеса на национальном и международном уровнях.
Стоит отметить, что значительную часть работ в данной области следует осуществлять силами распределенной сети экспертов как одного из самых эффективных способов мобилизации интеллектуального потенциала. Условием успешного участия в таких работах является наличие собственного авторского опыта в рассматриваемой области.
Предлагаемые нами системы станут высокотехнологичными инструментами обеспечения энергетической безопасности России и мира в целом. Мы надеемся и понимаем, что принятие федеральных законов о топливно-энергетическом балансе и об энергетической безопасности, а также развертывание систем оценки и прогнозирования мирового топливно-энергетического хозяйства, особенно при активных международных усилиях, позволят добиться существенного повышения предсказуемости цены нефти в современных условиях.
Говоря о необходимости интенсификации международного сотрудничества для обеспечения более устойчивой и управляемой динамики мировой цены нефти, успешность которого определяется эффективной реализацией ряда уже выдвинутых инициатив, в том числе главами государств, мы подразумеваем, что это позволит повысить надежность и регулируемость этой цены.

Межотраслевая группа экспертов (МГЭ)
В. Ф. Поминов, Б. А. Давыдов, В. Т. Кузнецов,
А. К. Субботин

УМЦН – глобальная инициатива


По мнению специалистов группы, к числу весьма эффективных действий относится предлагаемая МГЭ реализация идеи – введение единой универсальной величины глобальных измерений. Это «установленная мировая цена нефти» (УМЦН), рассчитываемая по специальной довольно простой методике, суть которой представлена на схеме.
Принятая на международной конференции представителей всех основных действующих сил (стран − экспортеров и импортеров, операторов нефтяной промышленности и нефтепотребляющих секторов), УМЦН будет обязательной для тех, кто подписал соответствующий договор. Остальные игроки рынка вольны будут придерживаться любых других механизмов формирования и уровней цен.
Рыночный характер концепции УМЦН несомненен. Ее воплощение в жизнь позволит вывести операции с бумажно-электронной (фиктивной) нефтью за пределы достаточно четко очерченной сферы сделок с ее реальными объемами.
При этом необходимо соблюсти два важных условия: выбор конкретного набора мер должен стать результатом тщательного сравнения всех возможных реалистичных вариантов с учетом мирового топливно-энергетического баланса, базирующегося как на традиционных натуральных, так и на стоимостных показателях.
Выполнимость такого подхода подтверждается следующими доводами.
Во-первых, во времена СССР уже существовал крупный проект обработки данных по всем главным топливно-энергетическим объектам, что позволяло конструировать необходимую цену нефти. Проект был, однако, торпедирован из-за непонимания со стороны тогдашнего высшего руководства. Тем не менее накопленный опыт остается.
Во-вторых, необходимые исходные данные по всему миру сейчас можно найти и проанализировать при должных усилиях. Например, известно, что информация о восьмистах крупнейших месторождениях нефти собрана Международным энергетическим агентством.
В-третьих, есть многолетняя практика установления подобных же мировых цен железной руды и коксующегося угля на международных конференциях.
В-четвертых, благодаря инициативе ОПЕК с 2009 года в мире широко распространилось мнение о желательности поддерживать мировую цену нефти в пределах 70−80 долларов за баррель. И этот уровень действительно сохранялся долгое время. В 2010 году верхний предел указанного диапазона стал постепенно увеличиваться, сначала до 90, а затем и до 100 долларов за баррель. На ближайшие годы некоторые авторы называют и более высокие уровни. Несложно оформлять подобные мнения соответствующим договором. Но сначала провести расчеты по согласованной методике и сравнить все реалистичные варианты.
На упомянутом выше II Международном энергетическом форуме межотраслевая группа экспертов предложила включить в его финальный документ следующие рекомендации:
– с помощью межведомственной рабочей группы подготовить усовершенствованные проекты федеральных законов о топливно-энергетическом балансе и об энергетической безопасности;
– развернуть Российскую национальную систему оценки и прогнозирования мирового топливно-энергетического хозяйства, в том числе цен нефти и других энергоресурсов;
– создать Единую международную систему подобного профиля;
– провести международную конференцию для принятия конкретных мер, направленных на повышение предсказуемости и стабильности этих цен;
– положить результаты работ по реализации перечисленных инициатив в основу разрабатываемых ныне Доктрины энергетической безопасности и методики мониторинга состояния
отечественной энергетики, а также в деятельность по корректировке проекта Конвенции по обеспечению Международной энергетической безопасности и подготовить необходимые законодательные акты.
Проекты отдельных документов из вышеперечисленных уже имеются, и, кроме того, подготовлено обоснование с анализом текущего состояния вопроса и методических основ, рассмотрением состава и организации работ, сметы затрат и перечня первоочередных мероприятий. Основные исходные положения подхода МГЭ опубликованы и представлены на рассмотрение разных инстанций.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.