Игорь Кожуховский,
генеральный директор ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике»Компания Adam Smith Conferences занимается разработкой и проведением высокопрофильных экономических форумов, которые каждый год привлекают руководителей государственных и коммерческих структур. Не стала исключением и Третья Международная конференция Института Адама Смита «Российская электроэнергетика: финансирование и инвестиции», которая проходила в Москве с 22 по 24 ноября. Первым докладчиком на этом форуме был генеральный директор ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» (АПБЭ) Игорь Кожуховский. Его выступление было посвящено перспективам развития важнейшей российской отрасли.
Генеральный директор АПБЭ Игорь Кожуховский начал с того, что напомнил, что в соответствии с постановлением правительства № 823 в электроэнергетике создана сложная система государственных документов перспективного развития. Энергетическая стратегия была утверждена до 2030 года. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики конкретизирует энергетическую стратегию на горизонте 15 лет, но политически она тоже разработана и одобрена правительством. В Минэнерго ежегодно разрабатывают и утверждают схемы и программы развития Единой энергетической системы. Также ежегодно разрабатывают схемы и программы развития электроэнергетики субъектов РФ. Эта целостная система функционирует уже третий год и является основой государственного прогнозирования и планирования в электроэнергетике.
Электропотребление в Российской Федерации прогнозируют с ростом примерно 2% в год. Этот темп является долгосрочной проектировкой и учитывает как тенденции к энергоэффективности и энергосбережению в РФ, так и рост электровооруженности. По расчетам, к 2030 году электропотребление в России увеличится в 1,5 раза по сравнению с сегодняшним уровнем.
Огромной проблемой в российской электроэнергетике Игорь Степанович назвал большой износ отечественного оборудования. По разным группам средний срок службы превышает 50–60 лет. В связи с этим программа вывода неэффективного (физически и морально изношенного) оборудования из эксплуатации абсолютно необходима. Это обеспечит обновление российской электроэнергетики. В 2010–2020 годах планы по выводу относительно скромны: будет выводиться примерно по 8–9 ГВт за пятилетку. Но в последующий десятилетний период объемы вывода активно увеличатся. В целом необходимо будет вывести до 2030 года 67,7 ГВт.
Сейчас разрабатывается специальная программа по модернизации. Предполагается внедрение высокоэффективных газовых турбин, парогазовых установок, угольных технологий, повышение энергетической эффективности отрасли, надежности и достижение серьезных экологических эффектов.
Генеральная схема разработана на основе серьезной оптимизации генерирующих мощностей, которая выполнялась по критерию минимума полных дисконтируемых инвестиционных затрат. Делали это для того, чтобы не повышать ценовую нагрузку на потребителей. Определены основные тенденции в изменении структуры генерирующих мощностей, которые будут иметь место в российской электроэнергетике. Первая тенденция, которую отметил Игорь Кожуховский, – это рост доли атомных станций в структуре генерирующих мощностей в 1,43 раза. Доля атомных станций планируется с увеличением сегодняшней доли в 11,1 до 15,6 в будущей структуре генерирующих мощностей. Вторая тенденция – это снижение доли тепловых электростанций в структуре генерирующих мощностей. Тепловые станции представлены двумя сегментами: угольной и газовой генерациями. Первая сегодня занимает 20,5%. Она немного увеличится, до 21 с небольшим процента. Вторая занимает 47,2%, а будет 43,1%. Но в сумме все равно будет небольшое снижение доли тепловой генерации в структуре мощностей. Будет наблюдаться снижение доли гидроэлектростанций и гидроаккумулирующих станций в структуре мощностей примерно на 3%, несмотря на абсолютный рост и на планы по строительству. Увеличится доля возобновляемых источников. Разработчики этой схемы хотят показать, а правительство констатирует, что длительная задержка с принятием нормативно-правовых актов в виде государственной поддержки возобновляемых источников энергии отбрасывает нас все дальше по пути развития возобновляемого сектора энергетики в Российской Федерации.
Затем генеральный директор АПБЭ продемонстрировал участникам конференции таблицу, в которой были отражены инвестиции по пятилеткам 2001–2005 и 2006–2010 годов. Во время первой было вложено около 900 млрд. рублей, во вторую – в три раза больше. Но вводы, как в первой пятилетке 9,5 ГВт, так и во второй 10,4 ГВт, не сильно отличаются. Если мы посмотрим на следующую пятилетку, то вводы возрастут в три раза и составят 38 ГВт. Естественно, это вводы плановые, они еще не подтверждены, но ожидаемый факт 2011 года уже говорит в пользу данного прогноза.
Игорь Кожуховский отметил, что в 2012–2015 годах ДПМ будет 60% из того объема, который планируется Генеральной схемой (атомные станции, гидростанции). 15–20% вводов не имеют за собой никаких планов компаний, то есть правительственные проектировки пока не подкреплены планами компаний. Проблема состоит в том, что планы правительства долгосрочные, а инвестиционные планы компаний – очень краткосрочные: дальше пятилетнего горизонта их руководители не просматривают свою перспективу, не конкретизируют ее. Решение этой проблемы уже началось через разработку программы инновационного развития компаний. Эти программы более долгосрочные, они закрывают разрыв между государственными проектировками и планами компаний.
Игорь Кожуховский повторил, что инновационное развитие – это приоритет генеральной схемы. Парогазовые и чисто угольные технологии – это приоритет экологического развития, который объявлен правительством. Также объявлен приоритет по генерации совместного производства электро-энергии и тепла, приоритет развития и ускоренное развитие малой энергетики, пилотных проектов smart grid. Но тут же Игорь Степанович заметил, что очень трудно наметить на конкретной площадке в рамках конкретной компании конкретный пилотный проект по новой технологии. Никто за это не берется. Все боятся новых технологий. Не определена форма государственной поддержки в этих пилотных проектах. В связи с этим государственное участие является здесь ключевым фактором.
Генеральный директор АПБЭ перешел в своем выступлении к теме топлива. В результате реализации Генеральной схемы довольно сильно изменится структура топливного обеспечения российской энергетики. Увеличится потребление газа с сегодняшних 182 до 214 млрд. куб. м. Еще большими темпами увеличится потребление угля – со 155 до 203 млн. тонн. А потребность в мазуте резко сократится практически в два с лишним раза. Самое главное, что произойдет, – это резко повысится эффективность использования топлива благодаря новым технологиям. Игорь Кожуховский заострил внимание всех на том, что удельные расходы топлива должны снизиться с сегодняшних 335 до 272 г/кВт·ч. Это – в среднем по парку электростанций страны.
Дальше разговор пошел о развитии сетевой инфраструктуры. Оно предполагается с опережением по сравнению с генерацией. Если генерация возрастет в 1,5 раза по мощностям, то сетевая инфраструктура – в 1,8 раза. И это важный элемент, который повысит эффективность и устойчивость Единой энергосистемы, обеспечит присоединение изолированных районов.
Генеральная схема должна привести к росту цен на электроэнергию, но, как заметил выступавший, к довольно спокойному росту. В 2010 году кВт·ч стоил 2 рубля 30 копеек, что составляет 6,7 цента, а в 2030 году без учета инфляции составят 9,8 цента за кВт·ч. Цена, сопоставимая с сегодняшней европейской. Игорь Степанович сделал тут такое уточнение: если уж говорить о цене и о тех бурных страстях, которые вызывает этот вопрос в нашей стране, то, конечно, вызывает их не сам уровень этой цены, а перекосы в ценообразовании. Это гигантская дифференциация в ценах между регионами, между группами потребителей, перекрестное субсидирование между населением, промышленностью, резкий перекос в сторону более высоких цен для промышленных потребителей, для малого и среднего бизнеса.
Что нужно сделать, чтобы реализовать Генеральную схему и планы развития электроэнергетики? Безусловно, необходимо продолжить курс на либерализацию в электроэнергетике, совершенствование рынка электро-энергии и мощностей. Здесь нет единой точки зрения. Очень много дискуссий на эту тему. Идет спор между разными моделями. Что касается электроэнергии, необходимо обеспечить достаточную дифференциацию между дневными и ночными ценами для того, чтобы сделать эффективными гидроаккумулирующие станции. Сейчас гидроаккумулирующие станции, включенные в Генеральную схему, не окупаются из-за того, что дифференциация цен недостаточная.
В вопросах о мощности самый большой клубок проблем. Прежде всего необходимо трансформировать механизм договоров на предоставления мощности в сторону конкурентного отбора проектов в рамках этого механизма. Сам механизм показал свою работоспособность. Все, что вводится, – вводится в рамках этого механизма. Но одновременно, к сожалению, существуют прайс-кэпы на мощность в других секторах рынка. Они вообще исключают модернизацию, окупаемость проектов по модернизации старых мощностей. Это проблему тоже необходимо решать. Необходимо доводить до ума, как сказал Игорь Кожуховский, и RAB-регулирование.
Остановился докладчик и на повышении платы за негативное воздействие на окружающую среду и введении в будущем платы за выбросы углекислого газа. Такие поправки в законодательство РФ обсуждают, ожидается увеличение такой платы почти в 100 раз вместе с механизмом возврата до 70% от увеличенной платы назад в генерирующее компании для целевых инвестиций в природоохранные мероприятия. По словам генерального директора АПБЭ, это наиболее действенный механизм стимулирования инвестиционного развития.
Помимо экономических механизмов необходимы административные механизмы для реализации Генеральной схемы. Прежде всего необходимо договориться о принятии технических регламентов, которые определят требования к энергетическому оборудованию и в которых будет сказано, что старое оборудование с определенными параметрами эксплуатировать нельзя.
Еще одна проблема – мониторинг стоимости строительства. Большой риск – более дорогое строительство. Этот риск, по мнению выступавшего, может привести к очень серьезному удорожанию электроэнергии. Поэтому Министерство энергетики уже сейчас создает систему мониторинга строительства.
Все планы, количественные и технические, реализуемы при условии, что мы найдем эффективные механизмы для правильного функционирования рынка, устраним перекосы в «ручном» регулировании, что мы будем сохранять последовательность в политике реформирования отрасли. Так подытожил Игорь Кожуховский свое выступление и эмоционально заметил: а соскочить с курса очень легко. Мы можем сколь угодно продолжать говорить про рынок, но если мы один-два раза «вручную» обрезали цены, то все, рынка нет. Надо быть последовательными. А все возможности добиться успеха в развитии и модернизации российской электроэнергетики есть.
Сергей Рогожук