В конце года принято подводить итоги и намечать планы. В череде прошедших мероприятий «Энергополис» выделил Третью национальную конференцию Российской ассоциации ветроиндустрии (РАВИ). Мероприятие состоялось одиннадцатого ноября.
о факту национальное мероприятие оказалось международным. Доклады и выступления пролили свет на вопрос, когда поспеет «зеленая» энергетика в РФ. Все в мире циклично. Мировая энергетика проделала долгий исторический путь от энергии ветра и воды через использование угля, нефти и газа к энергии атомного распада и в конечном итоге через опыт аварий возвращается к чистой энергии ветра, воды и солнца. Сегодня во многих странах ветроэнергетика приводит к развитию новой технологической базы энергетики и сопряженных отраслей и бизнеса. Она развивает комплекс НИОКР, энергомашиностроение и инжиниринг энергопроектов. Ветроэнергетика оздоравливает рынок электрической энергии. Она вытесняет с него высокомаржинальные электростанции, которые, как правило, являются и самыми старыми и неэффективными. Как следствие происходит снижение средних цен на рынке. Как уже сказано, ветроэнергетика снижает экологическую нагрузку на население и окружающую среду, в том числе за счет замещения органического топлива, сжигаемого при производстве электрической энергии.
Где же на этом маршруте находится Россия? Увы, мы делаем первые, робкие и не очень скорые шаги. Помехой в развитии, как это ни прискорбно, стало наше богатство. Полезных ископаемых много, польза от них очевидна. Если посмотреть на бодрые репортажи об открытии газопроводов, становится понятно, что копать-качать-транспортировать их мы умеем. Вот и сидим на трубах. Участники конференции поддержали призыв Игоря Брызгунова: «Мы на игле, на игле ископаемых источников энергии. Мы наркоманы, господа! И мы должны себе сказать: «Мы хотим видеть у себя самые современные, экологически чистые энергетические технологии будущего, мы хотим сохранить для потомков наши ископаемые богатства, мы не хотим экономики с сырьевой ориентацией!» По определению Игоря Брызгунова, президента РАВИ, зависимость от полезных ископаемых – серьезная болезнь, которую надо лечить. Однако заметить болезнь – мало. Точно ее диагностировать – недостаточно. Важно определиться, как и чем лечить.
На конференции были даны некоторые рецепты. В частности, в докладе о роли ветроэнергетики в глобальной энергетике, рассказывая о парадигме развития глобальной энергетики, Юрий Плакиткин (Институт энергетических исследований РАН) отметил, что именно альтернативные способы добычи энергии могут поправить ситуацию через несколько лет, когда мир вкатится в энергетическую яму, которая, увы и ах, совпадает с демографической. Он утверждает, что с сороковых-пятидесятых годов альтернативная энергетика выйдет на первое место. Что ж, в этом контексте, может быть, и неплохо, что мы пока в начале пути. По крайней мере, есть возможность с учетом чужих ошибок не наступать на грабли и не надо изобретать велосипеды.
Не в первый раз Патрик Виллемс – руководитель программы развития возобновляемых источников энергии IFC в России – резонно спрашивает: «Сколько будет стоить нефть или газ в 2030 году? А в 2050-м?» И сам дает ответ на смежный вопрос. Энергия ветра и солнца будет стоить столько же, сколько и сегодня, – ноль рублей. Подчеркнем: в отличие от газа, нефти, угля и атомного топлива цена энергетического ресурса в ветроэнергетике за весь период жизни ветротурбины общеизвестна – ноль рублей. При этом для традиционных источников энергии цена топлива остается существенным фактором риска. Она колеблется от 50 до 150 долларов только за год. С прицелом на будущее и с учетом реалий сегодняшнего дня в Финляндии, например, уже сегодня под ветроэнергетические проекты занимают производственные площади, которые высвобождаются из-под бумажной промышленность. Об этом рассказал Сергей Трошков – руководитель отдела по сотрудничеству с Россией из регионального агентства развития CURSOR. Встрепенулась Украина – об опыте и успехах российских и зарубежных компаний на территории соседней страны эмоционально рассказал Андрей Конеченков, глава правления Украинской ветроэнергетической ассоциации. Отрасль бурными темпами развивается во многих других европейских странах, ее масштабы и технологии меняют уклад мировой энергетики.
В общем, ветер – это мощная движущая сила. На сайте очень уважаемого ведомства отчеканено: «Необходимость борьбы за лучшую экологию, новые возможности повышения качества жизни людей, участие в мировом развитии прогрессивных технологий, стремление повысить энергоэффективность экономического развития, логика международного сотрудничества – эти и другие соображения способствовали активизации национальных усилий по созданию более зеленой энергетики, движению к низкоуглеродной экономике». Замечательно! И прямо на глазах зеленеет энергетика. Не у нас, правда, а в Китае, который вышел на первое место в мире по использованию ВИЭ. Так, может быть, перефразируя классика, пора отбросить соображения о борьбе за лучшую экологию, да и ветряки поставить? А там, где они стоят, присоединить их к сети!
Объем технически доступных ресурсов возобновляемых источников энергии в Российской Федерации колоссальный. Он составляет не менее 24 млрд. тонн условного топлива. Вместе с тем доля электроэнергии, вырабатываемой в России с использованием возобновляемых источников, в 2008 году составила около 1% без учета ГЭС мощностью свыше 25 МВт. Удельный вес производства тепловой энергии, полученной на базе ВИЭ, был около 3%, или около 2000 млн. Гкал.
Суммарная установленная мощность всех ВЭС в РФ – около 15 МВт. Конечно, отрасль формируется и развивается, она имеет перспективы, но пока то, что есть, – это капля в море. Так куда же мы движемся? И что нас тормозит? Законодательство России с момента принятия поправок о ВИЭ в ФЗ-35 «Об электроэнергетике» так и не стало мощным импульсом для развития ветроэнергетики. Возникает впечатление, что механизмы поддержки у нас превращаются в механизмы торможения. Динамика движения в сторону создания условий для развития «зеленой» энергетики есть. Но в условиях, когда есть вышеупомянутая динамика, когда ВИЭ уделяется много внимания, остается только констатировать, что все это не деньги. Впору дать объявление «Меняем внимание на деньги на ветер». Или пессимистично махнуть рукой: динамика есть, света нет. Почему бизнес не спешит инвестировать в ветровую энергетику? Как, двигаясь с такой скоростью, решить задачи, поставленные Президентом Российской Федерации в Указе «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и соответствующем Распоряжении Правительства РФ. Как увеличить долю использования ВИЭ (кроме ГЭС мощностью свыше 25 МВт) до 2,5% – к 2015-му и до 4,5% – к 2020 году?
Все и все подталкивают нас развивать альтернативную, в том числе ветровую, энергетику. На конференции РАВИ озвучены впечатляющие цифры и факты ее состояния. В России будущее отрасли характеризуется развитием планов по производству ветрогенераторов мультимегаваттного класса мощностью 2000–3000 МВт. Расширяется использование генераторов относительно небольшой мощности (200–300 кВт) в небольших производствах, на фермах и в коллективных хозяйствах. Продолжается процесс подготовки площадок для будущих ВЭС. Идет работа над новыми техническими решениями ветрогенераторов, в том числе в комбинации с другими источниками и накопителями энергии. Особенно это характерно для изолированных территорий. Всеобщий интерес участников вызвала информация об использовании реновированных ветроагрегатов, прошедших процедуру обновления и реконструкции в промышленных условиях. Это привело к появлению дополнительно 1 МВт мощности ветрогенераторов только в Оренбургской области. Сообщение директора Тюльганского электромеханического завода Александра Колесникова об опыте капремонта ветровых турбин мощностью до 250 кВт подтвердило, что есть луч ветра в нашем царстве. И не один! Не за горами день, когда проекты компании «Ветер № 5» превратятся в реальные ветроустановки на горах Северного Кавказа.
«Не надо специальных государственных программ. Просто создайте необходимые условия. После принятия необходимых подзаконных актов на Украине частным бизнесом было введено в 2010–2011 годах около 90 МВт (в шесть раз больше, чем все ВЭС России) мощности ветростанций – столько же, сколько было создано в рамках госпрограммы за предыдущие 14 лет», – констатирует Анатолий Копылов, директор по развитию ООО «Ветер № 5».
Догоним и перегоним Украину? Когда?
Виктор Санин