Анил Чодри, старший вице-президент, директор по продажам рынка «Энергетика» Schneider Electric
На сегодня мой опыт в энергетике составляет 26 лет. Мне довелось поработать в производстве, передаче и распределении энергии, некоторое время в проектировании, управлении проектами, предприятием, и теперь я руковожу продажами и занимаю должность старшего вице-президента и директора по продажам рынка «Энергетика» компании Schneider Electric.
– Скажите, как изменилась энергетика за эти годы?– Вы знаете, за последние несколько лет рынок электроэнергетики изменился до неузнаваемости из-за растущей потребности в электричестве, особенно в новых экономиках. На современный облик рынка также оказывают влияние растущие требования к уменьшению выбросов CO2 и потребность в альтернативных источниках энергии. Высокая нагрузка на существующие сети, разработанные и внедренные десятки лет назад, необходимость более эффективного использования энергии, а также активное участие конечных пользователей в управлении сетями в последнее время привели к тому, что традиционные сети начинают заменяться интеллектуальными (smart grid). Таковы основные изменения, приведшие к огромным переменам на современном энергетическом рынке и в глобальном энергетическом сценарии.
– Как опытный энергетик, скажите, каковы мировые тенденции на энергетическом рынке?– Основной сдвиг, происходящий в области электроэнергии, — это появление децентрализованной генерации, что несет с собой новые требования, современные технологии и оборудование для «умных» сетей. Облик таких сетей создается за счет интеграции возобновляемых источников энергии и децентрализованной генерации внутри сети, управления энергопотреблением и энергоотдачи. Такие энергосистемы уменьшают выброс вредных веществ в атмосферу, ограничивая их в пределах, установленных различными регулирующими органами в разных странах, чтобы обеспечить использование нами наших ресурсов с максимально возможной эффективностью. Все это привело к тому, что рынок сегодня требует обновления технологий и внедрения инновационных решений. Именно этим занимаются 5000 инженеров в 25 научно-технических центрах и лабораториях Schneider Electric по всему миру. Отмечу, что в России также работает наш собственный научно-технический центр, который решает в том числе и эти задачи.
– Каковы для Schneider Electric самые главные идеи в этих тенденциях?– Schneider Electric сегодня находится в очень хорошем положении, чтобы представить решения, продукты и услуги для работы в этом энергетическом сценарии. Это означает предложение решений для «умных» сетей и энергоэффективных решений по управлению электроэнергией. Мы предлагаем решения от электростанции до розетки и можем сделать весь процесс поставки и распределения энергии безопасным, надежным, эффективным и экологичным. При этом основное направление нашего технологического развития — лидерство в управлении энергоснабжением с технологиями «умных» сетей и активное управление энергией на объектах наших клиентов с помощью архитектуры решений EcoStruxure.
– Скажите, насколько российский рынок интересен компании Schneider Electric?– Россия — очень важная страна для Schneider Electric. Наши последние действия в регионе подчеркивают ключевое значение России в глобальной стратегии компании. Создание совместного предприятия с ЗАО «ГК «Электрощит» – ТМ Самара» открывает перед обеими компаниями новые возможности. Объединенный стенд Schneider Electric и ЗАО «ГК «Электрощит» – ТМ Самара» на выставке «Электро-2011» говорит о том, что мы представляем совместные решения для самых разных сфер и будем активно развивать сотрудничество. Принцип нашей компании — быть ближе к потребителю. Значительные инвестиции в российскую экономику, такие как открытие наших собственных заводов в России и приобретение 50% акций ЗАО «ГК «Электрощит» – ТМ Самара», позволяют Schneider Electric быть локальным российским производителем и важным партнером для российских компаний.
– Скажите, Schneider Electric традиционно работал на среднем и низком напряжениях? Зачем вам самарский «Электрощит»?– Вы знаете, ЗАО «ГК «Электрощит» – ТМ Самара» укрепляет позиции нашей компании в среднем напряжении. Совместное предприятие с Самарой расширяет спектр наших решений и продуктов, предлагаемых российским клиентам. Поэтому наше партнерство имеет огромное значение для отрасли.
– Какое оборудование на выставке «Электро-2011» наиболее интересно?– На этой выставке мы фокусируемся на технологиях для «умных» сетей, на автоматизации, на подстанциях среднего и низкого напряжения и комплексных решениях для нефтегазовых потребителей.
– Сумела ли компания Schneider Electric преодолеть последствия кризиса?
– Мы смогли превзойти многих наших конкурентов в условиях кризиса и усилить позиции на рынке. Мы смогли не только сохранить всех наших существующих клиентов, но и привлечь новых. В целом бизнес развивается, мы вышли на экономические показатели докризисного периода и продолжаем устойчивое развитие.
– Развивающиеся экономики оказались более устойчивыми?– Для нашей компании новые экономики — очень важное направление развития. Примерно 37% наших продаж в 2010 году приходится на эти страны. Мы смогли предложить подходящие решения, продукты и оборудование для этих стран. Это результат труда наших местных команд и их работы в тесном контакте с клиентами. Так что новые экономики играют очень важную роль в новом мире.
– У вас глобальный подход к электроэнергии. Этот подход невозможен без IT-технологий. Что делает ваша компания в этом направлении?– IT — очень важная составляющая современного управления электроэнергией, особенно это касается энергоэффективных решений для «умных» сетей, которые мы предлагаем нашим клиентам. В истории Schneider Electric есть несколько важных приобретений и в этой области, например APC. В некоторых конкретных технологиях и разработках мы сотрудничаем с известными IT-компаниями. К примеру, у нас давние отношения с IBM, крепкое партнерство с Accenture. Но в то же время у нас есть и обширный собственный опыт, знания и возможности в IT, которые становятся неотъемлемой частью наших решений. Так что наша позиция уникальна тем, что мы можем управлять битами и байтами в IT так же, как амперами и килоамперами в управлении электроэнергией. Мы можем предложить наши уникальные программы в области передовых IT-решений электроэнергетике.
– Скажите как энергетик, как эксперт, как бизнесмен Россия — это хороший регион для бизнеса?– Россия — определенно очень хороший и важный регион для Schneider Electric. Мы предприняли очень важные шаги в России для расширения предложений нашим клиентам, чтобы быть их ключевым партнером в управлении энергией и в области энергоэффективности.
Недавно открывшийся завод «ЭлектроМоноблок» в городе Коммунаре стал уже третьим собственным заводом компании Schneider Electric в России. Теперь компания представлена в России производственными площадками в Козьмодемьянске, где завод «Потенциал» производит электроустановочные изделия; в Казани, где работает предприятие по выпуску распределительных устройств низкого и среднего напряжения; и теперь в Коммунаре Ленинградской области, где завод «ЭлектроМоноблок» производит компактные распределительные устройства с элегазовой изоляцией серии RM6. Также мы продолжаем сотрудничество с ЗАО «ГК «Электрощит» – ТМ Самара», одним из лидеров российской электротехнической отрасли. Определенно наша компания пришла в Россию всерьез и надолго.
– Чем сложен бизнес в России в сравнении с другими странами? В чем его специфика?– Основная проблема, с которой мы сталкиваемся в России, — это нехватка знаний об энергоэффективности и о возможностях, которые сегодня существуют в электроэнергетике. Также мы наблюдаем недостаток осведомленности людей о необходимости предпринимать меры по защите окружающей среды. Поэтому Schneider Electric уделяет очень большое внимание распространению знаний об энергоэффективности и передаче опыта. Мы создали Энергетический университет, который предлагает интернет-курсы эффективного использования энергии. Бесплатные онлайн-курсы позволяют всем желающим приобщиться к знаниям Schneider Electric о том, что такое энергоэффективность и как экономить энергию в реальных условиях. Наш Энергетический университет сочетает в себе теоретическую информацию о концепции энергоэффективности, а также обзор лучших практических решений, реализованных в этой сфере.
– Оборудование Schneider Electric не самое дешевое на рынке. Что бы вы сказали людям, которые задумались, покупать ваше оборудование или более дешевое оборудование другого производителя?– Очень интересный вопрос. Оборудованию Schneider Electric доверяют не только из-за высоких стандартов, соответствующих международным требованиям и требованиям страны, где компания представлена. Сегодня клиенту важнее всего купить продукт или оборудование для выгодного долгосрочного использования, а не на короткий промежуток времени. Главный критерий — это совокупные затраты клиента. Если вы покупаете оборудование, которое дешевле оборудования Schneider Electric, но вы знаете, что срок службы нашего оборудования составляет 15–20–25 лет, получается, что совокупные затраты оказываются значительно ниже. Это касается затрат на запасные части, интегрирование, обслуживание. Так что сегодня, с точки зрения конечного потребителя, важнее иметь стратегию закупок, сравнивающую совокупные затраты по владению продуктом, а не предпочитающую более низкую стоимость, которая в результате может оказаться больше за счет высоких затрат на обслуживание, за счет больших простоев, за счет несоответствия стандартам, которые впоследствии могут сказаться на сроке службы и производительности. Вот почему зачастую более дорогостоящее оборудование в итоге приносит большую выгоду бизнесу.
Беседовал Алексей Иванов