Максим Осорин, вице-президент ru-Net IT
Сегодня в энергетике есть несколько топовых тем: smart grid, smart metering, развитие возобновляемых источников генерации электроэнергии, электротранспорт, который с этого года пошел в серию, повышение энергоэффективности. И smart grid, и smart metering – это не причина, а следствие того, как меняется потребитель, прежде всего на Западе.Что происходит за пределами Российской Федерации в области развития электроэнергетики? В Европе в прошлом году принята известная стратегия «20-20-20», которая говорит, что страны, входящие в Европейский союз, должны снизить на 20% выброс парниковых газов, снизить на 20% свое энергопотребление и увеличить на 20% долю возобновляемых источников энергии в общем пуле генерирующих мощностей.
В США еще более масштабная программа. Она уже прошла несколько этапов развития. Это закон по реновациям или инвестициям в энергетике. Программа масштабна, более 30 млрд. долларов. Любой может зайти на сайт министерства электроэнергетики США и посмотреть эту программу в виде списка конкретных проектов с конкретными бюджетами, относящимися к тем или иным конкретным компаниям. Серьезно занимается развитием своих технологий Китай, прежде всего в области транспорта электрической энергии. Это магистрально-распределительные сети. Китай является одним из мировых лидеров по массовому запуску электротранспорта.
Несколько слов о smart metering. Условия, в которых находимся мы, и условия, в которых находятся энергокомпании на Западе, разные. Различие связано с тем, что цена электроэнергии для потребителя принципиально разная. Сегодня все разговоры идут о том, что нужно повышать энергоэффективность потребителя, массового сектора. В то же время массовый сегмент сегодня не имеет никаких стимулов к повышению своей энергоэффективности, прежде всего потому, что электроэнергия стоит дешево.
До сих пор существует перекос в системе тарифообразования, и рано или поздно мы столкнемся с тем, с чем столкнулись наши коллеги на Западе несколько лет назад: произойдет существенный рост тарифов для конечного потребителя. Тогда у потребителя появится реальный стимул экономить. Применить тариф к старому счетчику мы не сможем. Когда наши западные коллеги говорят про энергоэффективность и smart metering, они имеют в виду предоставление определенных инструментов для потребителя электроэнергии.
Инструмент дает возможность оптимизировать свое энергопотребление в зависимости от каких-то критериев. Например, желая сэкономить, можно менять свое поведение, включать свою нагрузку в непиковые зоны, покупать боле энергоэффективное оборудование. Счетчик – это только один из элементов, это самое простое. Когда мы говорим про интеллектуальный учет, все упирается в то, чей счетчик лучше. А счетчик – это самое неинтересное во всем этом мероприятии. Самое интересное – как с помощью интеллектуального счетчика организовать эффективный процесс взаимодействия с потребителем.
Сегодня возобновляемые источники энергии – это индустрия с многомиллиардным оборотом. Лидером являются европейские и скандинавские страны, где доля ветряных генераций в общем объеме генераций составляет 20–30%. Это существенным образом меняет то, как управляется энергосистема, как оперируют генерирующие и сетевые компании. Для ИТ это создает определенные проблемы, так как разрослась карта расположения генерирующих мощностей, увеличилось количество точек. Это и есть причина, по которой во многих западных компаниях начали говорить об интеллектуальной сети smart grid. Одно дело, когда у тебя сто станций в стране, есть системный оператор, который ими командует, другое дело, когда совсем другой порядок генерирующих мощностей, другая природа. Возникают принципиально другие механизмы управления и механизмы координации между игроками на рынке.
Другой вид инноваций, который раньше казался фантастическим, – это электротранспорт, причем речь идет не о гибридных автомобилях, а о стопроцентных электромобилях. Сегодня даже в условиях России экономически оправданно использование электротранспорта для перевозок на короткие расстояния, для массовой перевозки людей, перевозки грузов внутри крупных городов. Электротранспорт рассматривается крупнейшими государствами как средство борьбы с той экологической ситуацией, которая сложилась в крупных городах, где 90% загрязнений происходит от автотранспорта.
Сегодня некоторые компании запустили в коммерческую эксплуатацию автобусы полностью на электротяге, которые работают по простому принципу: автобус заезжает на конечную остановку, похожее на пантограф устройство за 10 минут подзаряжает автобус. Этого достаточно, чтобы совершить маршрут протяженностью до 40 км. Что это значит для энергокомпаний? Это может явиться существенной проблемой. Когда массовое распространение получит электротранспорт, когда он начнет применяться населением, то появятся дополнительные, совершенно несвойственные электронагрузки на сеть. В Италии к 2015 году планируется 30% автопарка перевести на электромобили. Возникнет новый вид бизнеса, связанный с созданием и эксплуатацией инфраструктуры по заправкам для электромобилей. Что это значит для ИТ? Когда машина подъезжает к заправщику, будь то коммерческий пантограф или индивидуальные заправки, по сути, это прибор учета, это платежная система.
Сегодня многие компании, особенно в регионах, где сложно с энергоснабжением и модернизацией сетей, используют технологию по управлению нагрузками. Понятно, что должен быть «умный» счетчик, должен быть инструмент уведомления потребителей. Нужно на несколько процентов уменьшить доступную мощность наибольшему кругу потребителей, тем самым сгладив пик. Переводя это на язык ИТ, это требует совершенно новых систем, которых сегодня на рынке мало.
Важный момент во всех этих технологиях – их локализация в России, их привнесение и распространение. Например, у нас до сих пор со времен РАО «ЕЭС России» не решена проблема нормального учета полезного отпуска. Это постоянный конфликт распределительных сетей и сбытовых компаний. Для того чтобы сделать комплексный проект, нужна локализация ресурсов практически всех игроков, нужна локализация технологий и передача этой технологии на российские предприятия, сервисные и энергетические компании.
Какие сегодня существуют проблемы в энергетике с точки зрения ИТ? В государственных российских компаниях происходит частая смена команд. Из-за этого ИТ-директорам трудно найти поддержку со стороны руководства, все боятся длинных, больших, комплексных проектов, так как никто не знает, что будет через год. Хочется надеяться, что государство стабилизирует ситуацию и такие колебания прекратятся.
Особое значение имеет сложное прошлое многих компаний. Множественные передачи имущественного комплекса из одной организации в другую в ходе реформы, конечно, не помогли систематизации, а наоборот, что-то было утеряно, сейчас приходится это восстанавливать. В то же время есть много молодых компаний, организованных 3-4 года назад, которым передали огромное количество имущества, и, конечно, сложно объективно за пять лет пройти тот путь, который западные аналоги проходили больше двадцати лет. С другой стороны, это дает возможность пропустить ненужные шаги, использовать современные технологии.
До сих пор у нас много нерешенных задач, которые являются базовыми и которые надо решать на предприятии. Это задачи, связанные с автоматизацией базовых учетных программ, процессов планирования, отчетности и т.д.
У нас большой резерв повышения операционной эффективности именно с использованием ИТ на российских предприятиях. Все находятся в одинаковой ситуации: кто-то внедрил SAP, кто-то структурировал первично ИТ-подразделение, выделил в службу заказчика и создал подразделение эксплуатации, возможно, вывел его в отдельное дочернее общество, но это лишь первые шаги. Надо продолжать, идти дальше. Интересен опыт коллег нефтегазовой отрасли: они пошли дальше, и в некоторых компаниях есть возможность у CIO совмещать функции не только по ИТ, но и по инжиниринговым процессам. Если посмотреть на такие компании, сравнить за какой-то период времени с их коллегами, то разница видна невооруженным глазом.
Сегодня в российских государственных компаниях есть определенные требования вышестоящих организаций по созданию комитетов по инновациям. Выделяются определенные деньги на инновации, и хочется надеяться, что они будут использованы для того, чтобы мы смогли посмотреть в будущее, опираясь на западный опыт и используя свои мозги.