«В первую очередь необходимо провести учет того, что есть, и понять, как это используется», - Андрей Лазарев,
генеральный директор НП «Межрегиональная гильдия энергоаудиторов»:– Андрей Николаевич, вы возглавляете саморегулируемую организацию по энергоаудиту.
– Ну пока еще некоммерческое партнерство, поскольку саморегулируемой организацией она будет после регистрации в Минэнерго, хотя регламент уже утвержден Минюстом и будет опубликован со дня на день.
– Скажите, в чем состоит главная задача вашего объединения?– Как известно, в конце прошлого года, в ноябре, вышел Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», которым устанавливаются новые правила на рынке энергосбережения. В частности, для того, чтобы понять, что мы имеем и как тратятся ресурсы, как энергетические, так и природные невозобновляемые, необходимо провести учет того, что у нас есть и как это используется. Это и называется энергоаудитом. Есть определенные правила, по которым эти исследования проводятся, есть известные методики, есть достаточное количество серьезных организаций, которые занимаются оказанием этого вида услуг. Однако в связи с тем, что сейчас государство очень четко и, я бы сказал, даже жестко поставило вопрос о необходимости учета, экономии и использования вторичных ресурсов, эти организации, которые уже давно работают на рынке, просто не справятся с тем огромным объемом работы, который нас ожидает. Поэтому в настоящее время много энергетических компаний, которые занимаются смежными вопросами, но не занимались конкретно энергетическими обследованиями объектов, тоже приходят на этот рынок и начинают очень успешно действовать.
– Энергоаудит, который вы предлагаете, – это электроэнергия, тепло, горячая вода, энергоносители и так далее, то есть комплексные исследования, или в каждом отдельном случае на каждом ресурсе каждая организация будет заниматься своей областью?– Надо сказать, что в данный момент пока еще не произошло деления на, что называется, подвиды. Естественно, потом будет специализация, поскольку провести энергетическое обследование, скажем, электростанции, провести энергетическое обследование шахты и произвести энергетическое обследование автотранспортного предприятия – это совершенно разные вещи.
Есть, конечно, вещи стандартные, общеупотребимые, то есть имеется методика проведения тех или иных измерений (ну, никто не может отменить закон Ома, никто не будет, естественно, в каждом случае изобретать какие-то новые методы определения токов утечки или каких-то потерь в электрических линиях). Поэтому здесь все складывается из общих кирпичиков, но в каждом отдельном случае будет совершенно отдельная методика.
– Значит, задача предприятия, связанного с энергоаудитом, как я понимаю, – это проведение комплексных работ по учету энергоресурсов для того, чтобы принять какие-то дальнейшие решения по экономии ресурсов, по энергоэффективности и так далее?– Если опираться на нормы закона, то это называется «определить возможные ресурсы энергосбережения». То есть вы абсолютно правы, правильно понимаете основную цель, но здесь надо сказать, что есть у нас энергоаудит, который показывает общее положение дел и показывает, какие мероприятия нужно провести для того, чтобы снизить энергопотребление и увеличить энергетическую эффективность того или иного производства, или здания, или процесса. И есть энергосервис, который, собственно говоря, дальше производит те самые мероприятия – организационные, технические, самые различные…
– Которые базируются на результатах энергоаудита?– Да, совершенно верно, которые базируются на результатах энергоаудита. И здесь очень многие сейчас задают вопрос, который тоже наверняка у нас встанет в процессе дальнейшей беседы: откуда взять деньги на проведение энергетических обследований?
– Это должны быть серьезные ресурсы.– Да, это серьезные ресурсы, и самое главное заключается в том, что правильное проведение энергетического обследования и дальнейшее выполнение мероприятий по энергосервису дает очень серьезную экономию, которая при правильном использовании, как заложено в Законе «Об энергосбережении», дает возможность не только полностью окупить все расходы, но и получить немалую прибыль. И банки, кстати говоря, этот вопрос поняли одними из первых. У нас уже подписан договор с одним банком и на выходе еще с несколькими крупными банками, которые готовы кредитовать работы по проведению энергетического аудита. Чтобы потом, при реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности, опираясь на нормы 261-го закона, в течение пяти лет получать в качестве компенсации за свой кредит ту заложенную в тарифе сумму, которую в противном случае пришлось бы выплачивать предприятию за излишне затраченные энергоресурсы. Очень интересный получается момент…
Когда мы проводили подсчеты возможной энергетической эффективности и финансовой эффективности замены обычного уличного освещения с ртутных ламп на люминесцентные (которые вырабатываются стандартно и в общем достаточно хорошо отработаны), то выяснилось, что в течение полутора лет замена одного светильника полностью окупается, и дальше в течение трех с половиной лет можно на эти же деньги, которые получаются в результате экономии, поставить еще два таких светильника и получить небольшую прибыль. То есть это вполне окупает не только банковский кредит, но и все мероприятия, которые при этом проводятся.
И надо еще сказать, что в законе заложена такая норма, как необходимость трехпроцентного снижения энергоемкости процессов потребления в течение пяти лет. Так что на выходе через пять лет наша экономика должна быть процентов на 15 более эффективной. При всей величине, казалось бы, такой цифры, 15%, это на самом деле капля в море, если смотреть энергоэффективность отечественной экономики и сравнивать с энергоэффективностью экономики передовой, западной. Мы отстаем как минимум вдвое. И резервы у нас, безусловно, есть, но разве стоит ими разбрасываться? Но для того, чтобы понять, от какой планки мы будем считать эту экономию, нужно эту планку установить. Вот именно для этого и служит энергоаудит.
– Но в ваше пока что некоммерческое партнерство входят и энергосервисные компании.– Да. Я могу сказать, что на самом деле энергоаудит без энергосервиса – это как одноногий человек. Все-таки человек должен стоять на двух ногах. И организации, которые проводят исследования, проводят энергоаудит, должны обязательно иметь возможность дальше сами реализовывать те мероприятия, которые они прописывают, и нести ответственность за реальные, а не расчетные показатели полученной прибыли.
Это будет наиболее эффективно, поскольку в этом случае энергоаудитор имеет возможность сам, заключив договор, скажем, с тем или иным предприятием на проведение энергоаудита, за счет экономического эффекта получать немалую прибыль без того, чтобы затрагивать какие-то дополнительные источники финансирования самого предприятия-заказчика, а в конечном счете и населения.
– Энергосервисные компании будут работать во всех сферах производства? Потому что, например, энергосервис на железной дороге – это одна работа, энергосервис в шахтах, как вы сказали справедливо, – это другая работа, энергосервис в жилищно-коммунальном хозяйстве – третья, крупные производства – это четвертая. Вы хотите объединить все эти энергосервисные компании?– Я могу сказать так: безусловно, специалисты широкого профиля должны быть в каждой компании, но специализация необходима. И в этом смысле у нас достаточно хорошие наработки. У нас есть очень крупные игроки на рынке, например, сетевого строительства и эксплуатации сетевого хозяйства, которые, естественно, будут специализироваться на этом, они не будут заниматься коммуналкой, они не будут заниматься химическими производствами. Для этого есть совершенно другие компании, которые тоже будут, как я понимаю, специализироваться.
Вы же сами понимаете, что у нас сейчас век специализации, и наше некоммерческое партнерство объединяет компании с совершенно различной специализацией. И это результат целенаправленной работы по созданию взаимодополняющей универсальной системы. В числе задач партнерства стоит также и подбор организаций с различными специализациями, мы заинтересованы в первую очередь в качестве выполняемых услуг нашими организациями, а отнюдь не в количестве организаций. Внутри нашего партнерства мы уже сейчас можем найти практически любую компанию, которая может провести квалифицированную экспертизу в любой области и гарантировать и качество, и, соответственно, экономические результаты от такого рода деятельности.
– Скажите, пожалуйста, если вы будете саморегулируемой организацией, вы будете давать допуски на работы по энергоаудиту и энергосервису?– Да, это тоже является нашей целью. Наше законодательство развивается очень бурно, но это бурное развитие происходит за счет вакуума, куда, собственно, это развитие устремляется. Есть очень много непроработанных вопросов. В частности, конечно, давать любому предприятию карт-бланш на выполнение любых работ где угодно, как угодно и чем угодно даже предприятию, которое на этом рынке давно, на мой взгляд, не совсем целесообразно.
Таким путем мы можем очень быстро вместо того, чтобы «кошмарить» производителя, плавно начать «кошмарить» потребителя наших услуг. То есть я на сто процентов уверен, что у нас впереди будет достаточно жесткое структурирование и специализация по видам энергоаудиторской и энергосервисной деятельности. Я думаю, что этот процесс пойдет достаточно быстро и мы быстро пройдем эту дорогу. Разумеется, будущее за специализированными компаниями.
– Я не сомневаюсь, потому что допуск на энергоаудит в ТСЖ, в жилищно-коммунальном комплексе и допуск на энергоаудит на атомной станции, крупном химическом производстве или на железной дороге – это совершенно разные вещи. И степень ответственности вашей организации чрезвычайно высока. Извините за прямоту, но достаточно ли у вас специалистов, которые могли бы обеспечить высокий уровень специализации и высокий уровень компетентности?– Есть знаменитые слова Ломоносова, что богатство России прирастать будет Сибирью. Я вспомнил это выражение, поскольку наше партнерство зарегистрировано как раз в Новосибирске, и в очень значительной части мы опираемся на те ресурсы, интеллектуальные прежде всего, на тот опыт, который накопили наши предприятия, расположенные, в частности, в этом округе. Один из наших основных партнеров, с точки зрения научной, с точки зрения методической, – это Новосибирский государственный технический университет.
После проведения ряда совместных работ мы получили очень серьезные рекомендации Управления Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу, которое сделало наше партнерство головным по разработке методик энергетического обследования объектов, имеющих либо уникальные, либо технически сложные…
– …либо опасные производства.– Да, либо опасные производства, совершенно верно.
– Интернет забит предложениями о вступлении за один-два дня в СРО с выдачей допуска на любые виды работ. В том числе и на энергоаудит.– Это тоже одна из наших забот. Мы отслеживаем этих жуликов.
– Каким образом?– Известно, что честных людей всегда больше, они сильнее. И не только потому, что за ними правда. Но за ними и сила. В нашем случае это Министерство энергетики, которое очень тщательно относится к отбору предприятий, которые будут иметь право подписывать энергетические паспорта. Конечно, жулики всегда шустрее, мобильнее, быстрее умеют сорганизоваться, но наша Ассоциация рационального использования энергоресурсов «Межотраслевая ассоциация Энергоэффективность и Нормирование» (АРИЭР «МАЭН»), работающая в тесном контакте с Минэнерго, разработала систему контроля, которая опирается на признанных профессионалов, имеющих и опыт, и авторитет, и многолетнюю репутацию в области реализации энергетических обследований и энергосервисных контрактов. Саморегулируемые организации будут контролировать работу каждого своего члена по энергетическому обследованию каждого объекта через назначенного ею эксперта на всех этапах выполнения работ.
Надо пройти определенные этапы: согласований, утверждений, юридических формулировок, ревизии результатов, – чтобы соблюсти основное правило: не навреди. Это ставит дополнительные сложности на пути некомпетентных исполнителей и дает дополнительные гарантии качества и полноты проведенных работ для заказчика энергетического обследования. Ведь именно на основе энергетического паспорта будут выделяться средства, в том числе и бюджетные, на работы по повышению энергоэффективности – энергосервисные контракты.
Именно результаты энергоаудита будут являться одним из основных документов при решении вопроса о кредитовании работ банками и страховыми компаниями. Поэтому попытки халтурщиков и дилетантов занять этот рынок натолкнутся на самое серьезное противодействие, а допустившие их к работам СРО быстро лишатся своей репутации, статуса, кредитов и льготной страховки – чудес ведь на свете не бывает. Выигрывает тот, кто поспешает неторопливо, как говорили римляне. А особенно в таких тонких вещах, как энергетика вообще и энергоаудит в частности.
Беседовал Алексей Иванов