Павел Оклей, заместитель генерального директора – технический директор ОАО «Холдинг МРСК»:В управлении Холдинга МРСК находится одиннадцать компаний. Холдинг МРСК является третьим крупнейшим работодателем страны, предприятие может трудоустроить порядка 190 тыс. человек. Деятельность холдинга осуществляется на территории 69 субъектов Российской Федерации. По нашим сетям осуществляется электроснабжение 80% населения Российской Федерации. Это накладывает на нас огромную ответственность и огромные обязательства.
Что такое холдинг в производственных показателях? Мы успешно прошли ОЗМ 2009/2010 года, нам была дана положительная оценка на всероссийском совещании по итогам года, было отмечено, что, несмотря на сложные погодные условия, все предприятия работают надежно и не допустили технологических аварий, перерывов в электроснабжении, которые повлияли бы на развитие экономики страны и привели бы к негативным последствиям. Несмотря на то что эта зима была как никогда жесткая, несмотря на кризис и падение потребления у крупной и средней промышленности, в период этой зимы был превышен максимум по мощности потребления. Свой отпечаток наложили трагические события на Саяно-Шушенской ГЭС. Благодаря слаженной работе всех работников топливно-энергетического комплекса, в том числе электросетей, никаких негативных последствий не произошло. И это, я считаю, самая лучшая наша оценка.
Сам холдинг закончил 2009 год со следующими показателями. Отпуск в сети Холдинга МРСК составил 653 млрд. киловатт-часов, учитывая падение потребления крупной и средней промышленности. К началу 2010 года на балансе МРСК находится 2 млн. 102 тыс. км линий электропередачи различных уровней напряжения, трансформаторная мощность составляет 388192 МВА. Средний износ оборудования электросети на начало 2010 года – 69%. Тем не менее анализ показывает, что средняя продолжительность технологических нарушений снизилась с 5,5 до 4 часов. То есть благодаря выстраиванию более сложной логистики мы сумели на 1,5 часа снизить среднюю продолжительность технологических нарушений. Благодаря дальнейшему развитию логистики можно еще немного улучшить показатели, но без коренного улучшения состояния парка оборудования этот ресурс фактически исчерпан. При этом если мы обратим внимание на основные причины технологических нарушений, то очевидно, что все указывает на то, что основная причина – это все-таки продолжающийся износ, старение оборудования.
Это ситуация, в которой холдинг находится сейчас. Теперь хотелось бы поговорить о существующих проблемах, задачах и о намеченных путях их решения.
Основная проблема в работе холдинга заключается в нарастающем износе оборудования. В течение 2009 года на территории 69 субъектов РФ было проанализировано состояние парка оборудования. Установлено, что 52% оборудования электросетевого комплекса нуждается в модернизации. Из них 7,5% отслужило два нормативных срока и более. Причем оставшееся оборудование в ближайшие десять лет также будет изношено, поскольку за последние десять-пятнадцать лет не было значительных обновлений.
После анализа данной ситуации генеральный директор МРСК Николай Николаевич Швец в присутствии председателя правительства Владимира Владимировича Путина сделал доклад, а позднее разработал программу инновации электросетевого комплекса и внес ее в Правительство Российской Федерации. В настоящий момент программа находится на согласовании в профильном министерстве Российской Федерации. Уже получены предварительные положительные заключения Министерства энергетики, Министерства промышленности и торговли, Министерства финансов, Министерства экономики и развития. До 15 мая программа будет внесена в Правительство Российской Федерации для дальнейшего рассмотрения.
Реализация данной программы позволит до 2020 года сократить износ основного оборудования с 69 до 48%. При этом будет использоваться современное оборудование, инновационный подход. За счет оптимизации сетей и применения нового оборудования потери в электрических сетях снизятся с 7–8 до 6,1%. Это особенно важно, учитывая, что в соответствии с энергетической стратегией России до 2030 года планируется увеличение энергопотребления в стране более чем в два раза.
Встреча представителей Холдинга
МРСК и французской делегации
Согласно подсчетам к 2020 году стоимость этой программы составит порядка 2 трлн. 850 млрд. рублей. Помимо ожиданий, возлагаемых на эту программу непосредственно в отрасли энергетики, улучшение качества и надежности электроснабжения почувствуют и рядовые потребители: перерывы в электроснабжении, технологические нарушения снизятся с 4 часов до 1,6 часа, у населения больше не будет приборов и бытовой техники, которые бы вышли из строя по нашей вине. Реализация программы позволит создать порядка ста тысяч рабочих мест на территории страны, в первую очередь в таких сложных инженерных областях, как производство оборудования. Эта программа может стать одним из тех паровозов, которые помогут нашей экономике сделать шаг вперед, повысить качество жизни регионов практически по всей территории Российской Федерации.
В качестве инструментов для реализации этой программы решением управления Холдинга МСРК одобрено создание научно-исследовательского инжинирингового центра Холдинга МРСК, в котором будут объединены все научно-исследовательские структуры, которые сейчас находятся под управлением Холдинга МРСК. Планируется, что данный научно-исследовательский центр позволит нам создать площадку, на которой мы будем растить новые, свежие, молодые кадры инженеров, которые будут заниматься именно научными исследованиями и разработками нового оборудования по потребности Холдинга МРСК. Также мы планируем, что данный центр будет предлагать новые решения в рамках осуществления различных комплексных программ, которых будет немало.
Следующая проблема, которая стоит перед Холдингом МРСК, – это проблема технологических присоединений. Неразвитость инфраструктуры сдерживает развитие экономики страны, наращивание мелкого, среднего бизнеса, но и решить эту проблему в одночасье невозможно.
Выполняя обязательства по техническому присоединению, холдинг находится в крайне невыгодном положении. Во-первых, процесс достаточно продолжителен, с 12 до 18 месяцев, а для того, чтобы выполнить технологическое присоединение, приходится закладывать строительство объектов в инвестиционную программу, порой привлекая под это значительную часть кредитных ресурсов. А в связи с кризисом планируемый финансовый поток не был реализован через технологические присоединения компании. Это утяжеляет операционную деятельность по основным направлениям. А во-вторых, негативным для холдинга, хотя и необходимым стало принятие решения по присоединению малого и среднего бизнеса по фиксированным ставкам, в том числе до 15 ватт по 550 рублей. Это тоже легло достаточно тяжелым бременем на сетевой комплекс, мы по 2009 году оцениваем объем подачи порядка 16,6 млрд. рублей, а предполагаемый объем подач на 2010 год – 21,7 млрд. рублей.
Что касается динамики в целом, то за 2009 год получено заявок на технологическое подключение на 16,3 ГВт критической мощности. Это значительно меньше, чем в 2007–2008 годах, когда заявок поступало в среднем на 29 ГВт. При этом после принятия постановления по малому бизнесу мы увидели, что практически в 1,8 раза возросла активность малого бизнеса по подаче заявок на технологическое присоединение. Исходя из этой динамики можно сделать вывод, что это действительно пошло на пользу среднему бизнесу и всей экономике страны, это значит, что через пять-шесть лет будут получены действительно ожидаемые результаты.
Павел Оклей и
Владимир Фарафонов,
технический директор
ОАО «Ленэнерго»
Мы все прекрасно понимаем, что наряду с чисто техническими проблемами существует и цена вопроса. Начиная с 2006 года велась очень активная работа с Правительством Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам, Министерством экономического развития, убеждающая, что при нынешней системе тарифов невозможно решить те задачи, которые ставятся перед сетевым комплексом. В результате в январе был принят пакет постановлений правительства, который, безусловно, подтверждает переход сетевых компаний на новую систему тарифного регулирования, так называемый RАВ – метод доходности на вложенный капитал. Это поможет нам привлечь дополнительные средства. То есть уже в 2010 году планируемый рост капиталовложений по ней составляет плюс 49%, а это 2,5 млрд.
С 1 января 2011 года все компании будут переведены на RАВ, в том числе не на конкретный RАВ, как сейчас, а на пятилетний. Это позволит нам успешно решить вопрос привлечения источников для финансирования поставленных задач.
Отдельно хотелось бы остановиться на реализации закона по энергоэффективности и энергосбережению в соответствии с теми задачами, которые ставит перед энергетической сферой правительство. К 2010 году у нас более чем в два раза увеличится потребление, при этом снижение затрат на электроэнергию должно быть не ниже, чем на 40% от базового уровня. В этих условиях для достижения поставленных задач разработаны программы по повышению энергетической эффективности Холдинга МРСК. Такие же программы будут разработаны во всех наших компаниях.
Эти программы будут работать в двух направлениях: та программа, те мероприятия, которые направлены внутрь холдинга, и программы и мероприятия, направленные на наших внешних партнеров, в первую очередь потребителей. В части наших внутренних проблем задача по повышению энергоэффективности для сетевой компании заключается в снижении потерь собственно электрической энергии как натурального продукта и в снижении удельных затрат на капитальные вложения, то есть снижение удельной стоимости строительства, снижение удельных затрат на эксплуатацию и ремонты. Что касается взаимоотношений, то программа энергоэффективности рассчитана на то, что к 1 января 2011 года все приборы контроля и учета будут установлены – и на электроэнергию, и на газ, и на тепло, и на горячую воду, и т.д. Это в наших компаниях уже делается, и программа управления издержками по 2005 году принесла экономию порядка 2 млн. рублей.
Павел Оклей, Дмитрий Медведев
и Петр Пластун, председатель
совета ветеранов ОАО «МРСК Сибири»
И последняя проблема, на которую хотелось бы обратить внимание. В настоящий момент в зоне ответственности Холдинга МРСК работает 2456 ТСУ, которые участвуют в процессе передачи электроэнергии. Мы столкнулись с тем, что ТСО не подчиняются стандартам, которые разработаны в Минэнерго, а живут своей собственной жизнью. Это приводит к таким ситуациям, как в Челябинске: зимой полетела подстанция металлургического завода, и город практически остался без света. Таких примеров масса, и необходимо ввести целый ряд нормативно-правовых мер, чтобы усилить контроль состояния сетевых активов, степень управляемости сетевыми активами в критической ситуации. Этот набор документов тоже уже готов, я думаю, что в этом году мы постараемся его принять и сделать правовым документом.
Если касаться стратегических задач, я считаю, что сетевой комплекс после окончания реформирования РАО оказался самым недорегулированным в нормативном плане. И сейчас самое время попытаться снять несколько ограничений, касающихся возможностей совмещения бизнеса по производству электроэнергии с нашим бизнесом по передаче электроэнергии. Это обязательно нужно сделать, поскольку это позволит решить ряд важнейших задач.
Мы много говорим о технологии полных сетей. Полная сеть – это три составляющие: квалифицированный потребитель, распределенная региональная генерация и «умные сети». «Умные сети» являются только инфраструктурой между квалифицированным потребителем и распределенной генерацией. И пока нет распределенной генерации, я считаю, что не может быть в полном виде «умных сетей». У потребителя самого по себе нет таких возможностей создать распределенную генерацию, а у нас есть. И тогда потребитель может выбрать, как ему покупать – в опт или в розницу, а мы, таким образом, решаем целый ряд экономических проблем. Система «умных сетей» складывается так, как должна в своей нормальной логике.
(Выступление приводится в сокращении.)