30–31 марта 2010 года в Совете Федерации прошли Дни Ульяновской области. Журнал «Энергополис» обратился с вопросами к Владимиру Козину, первому заместителю председателя правительства Ульяновской области.– У вас гигантские планы. Но все ваши мощные проекты должны быть обеспечены энергетически. Сегодня 70% энергетических объектов находятся за пределами морального и физического старения. Расскажите о тарифах на энергетику, о взаимоотношениях с энергетическими и энергосбытовыми компаниями.– Вопрос действительно очень актуальный, очень сложный, очень емкий по содержанию. Во-первых, транзит электроэнергии через Ульяновскую область в 4,5 раза больше, чем область потребляет. Поэтому вопрос создания дополнительных генераций или каких-то понижающих мощностей в области есть, и сегодня в стратегии ОАО ФСК этот вопрос отражен. Это направление включено в ФСТ, в их инвестиционный тариф. Пока у нас претензий к работе этой организации нет. Через территориальный орган по регулированию цен, тарифов, которые осуществляют территориальный мониторинг исполнения инвестиционной программы, отчитываются перед Новиковым, сегодня вопросы не встают такие.
У нас есть своя генерация. Это институт атомных реакторов. Он продает, естественно, электроэнергию пока не на оптовый рынок, а решает этот вопрос на нашей территории через одну из сбытовых организаций. И с появлением дополнительных мощностей, связанных с расширением комплекса ядерных исследований, мы увеличим, естественно, эту долю.
Удельный вес энергозатрат в единице продукции в области очень высокий. Мы работаем сейчас по программе региональной энергоэффективности, стимулируем сегодня предприятия, работающие на снижение удельного веса, вплоть до того, что готовы в этом году. Сейчас у нас Российское энергетическое агентство выиграло конкурсы и отрабатывает, уже практически в апреле будет готова концепция нашей стратегии, мы с Сергеем Ивановичем Шматко уже договорились о ее презентации, с Михайловым достаточно тесно сотрудничаем в этом направлении.
И регион становится в рамках реализации этой стратегии одним из пилотных. В тех пяти направлениях, определенных как приоритетные, по которым мы работаем, что мы планируем? Мы планируем на базе института атомных реакторов их собственные ведомственные ТЭЦ трансформировать в несколько иные технологии. Здесь работают и газовики, решающие задачи создания так называемых тепловых пунктов, чтобы уйти от других 16 котельных этого города, тем самым показав, что можно на тех же лимитах газа работать более эффективно. Сегодня уже есть концепция совместных действий, которая с Кириенко обговорена, и я думаю, мы к июню выйдем с презентацией этой программы. Есть сложности с газом. Сегодня по трубе проходит газа столько, сколько она может пропустить. Больше газа получить по существующему трубопроводу невозможно. Любой инвестиционный проект, который приходит в область и находит какую-то посадку, требует подачи газа, которого сегодня не хватает. И ничего не остается, как с какой-то ТЭЦ лимиты газа отрезать и передавать в интересах этого бизнеса. Сейчас первоначально мы отработали программу государственно-частного партнерства в финансировании проекта будущих интересантов потребления газа. Мы планировали созвать, собрать в акционерное общество и за счет этих средств профинансировать строительство отвода трубопровода от Сызрани до Ульяновска. Позже Газпром это включил в свою программу, и сейчас проектно-сметная документация практически готова, отработаны очереди этого проекта, и мы к концу 2010 года выходим на создание первой очереди проекта, предусматривающего поставку дополнительных 6 млрд. кубов газа в область через Сызрань. Тем самым мы решим потребность по газу еще лет на 12 вперед.
Следующей очередью в этом проекте будет создание когенерирующих устройств для того, чтобы недостаток низкой части, средней части электроэнергии выработать на подобных источниках.
Таким образом, мы работаем над созданием перспективных промзон. Промзона Заволжье, промзона Новоульяновск, в которой есть все, кроме электроэнергии. Приоритетом финансирования региональной составляющей создания этих промзон является субсидирование того инвестора, который создаст подобную инфраструктуру и восполнит тот энергодефицит, который там есть.
Помимо этого мы сегодня, наверное, первые в России на базе нашего технопарка реализовали уже два проекта по созданию малых ГЭС на сточных водах. Большой перепад воды, сточные воды уходят очищенные в Волгу. Вот на падении отходов воды – она, вода, чистая, – мы производим электроэнергию. Пока не решен вопрос запаса этой электроэнергии в процессе непикового разбора. Но это вопрос уже в принципе второй, он сейчас дорабатывается.
Есть сложности по продаже этой электроэнергии на оптовый рынок, переводу меньшего вольтажа в более высокий. Но этот вопрос тоже технически возможен. Мы над этим работаем. Кроме того, сейчас на базе Инзинского района мы решаем проблему перевода мазутных котельных на котельные, работающие на отходах. Проект стоит где-то около 40 млн., мы отработали алгоритм частно-государственного партнерства и делаем муниципальный заказ. Инвестор приходит на конкретную территорию, под наш заказ строит эти две котельные и становится эксплуатантом этих котельных. Тем самым окупает свои вложения за счет тарифа. Но здесь через режим ГЧП чем выгодно? Если бы он вошел просто как рядовой инвестор, он бы был заинтересован как можно быстрее отбить свои вложения, быстро окупить, и все. А ввиду того, что мы ему передаем эту котельную еще в эксплуатацию, ему интересны еще и поставки. Тем самым он находится на двух табуретках – с одной стороны, быстрее окупить, но он тогда быстро уйдет и не сможет пролонгировать удовольствие от продаж самому себе тех самых отходов. Тем самым срок окупаемости проекта увеличивается где-то до 15 лет, и инвестиционная составляющая в тарифе минимизируется. По данным проверки, которая по поручению президента и Дмитрия Николаевича Козака у нас проведена, перекосов в нормативах пока в области не обнаружено. Мы достаточно детально все промониторили. Мы не пошли по пути соблазна в декабре изменить норматив потребления в зависимости от этажности дома и видов получения услуг. И понимаем реально, что лучший регулятор здесь – это обыкновенные весы на рынке. 261-й федеральный закон говорит о том, что если ты пришел торговать электроэнергией – приходи на этот рынок с весами. И через два года продавцы электроэнергии должны будут поставить не только приборы учета, а с нашей стороны приборы регулирования. И мы пошли по этой программе. Те организации, которые сегодня присутствуют в регионе, это в основном КЭС-холдинг, через волжскую ТГК. Мы их убедили, что всю жизнь платить долги и опять эти долги получать – это бесперспективно. Это снимать рельсы, переставлять вперед и опять ехать. И на этот год благодаря новому мэру в Ульяновске мы уже подписываем соглашение о практически 100%-ном оприборивании жилого сектора с установкой приборов регулирования на жилом секторе для того, чтобы окончательно уйти от нормативов и прийти к фактическому потреблению.
Вот все то, что нам удалось сделать. Но хочу сказать, что в 2001 году в Ульяновске и области горячую воду прекращали подавать в апреле, и появлялась она в октябре. Сегодня зимой нет задержек с горячей водой. Перебоев в теплоснабжении зимой за время работы в течение вот этих пяти лет не было ни разу.
– То есть таким образом вы пришли вот к этому – «умный» дом, «умный» квартал, «умный» город?– Мы идем к этому, стараемся идти к этому. Это наша перспектива, наше направление. Но это направление очень ресурсоемкое, как говорится, особенно сейчас, когда бюджет, доходная часть стали несколько сжиматься и достаточно сложно выделять деньги на подобные трансформации, на подобное развитие. Но это у нас в приоритетах. Не просто так вот: появились лишние деньги – давайте подумаем, кому их раздать. Мы думаем, каким образом сделать так, чтоб эти деньги сработали на территории, чтобы завтра мы или больше зарабатывали в бюджет, или меньше тратили.
Беседовал Алексей Иванов