Авторизация


 

ЗАКОН ПРИНЯТ ВОВРЕМЯ


Президентом подписан закон о создании при вузах малых инновационных предприятий. Закон предоставляет право вузам, НИИ, академиям наук, научным учреждениям образовывать хозяйственные общества для практического применения результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат этим научным учреждениям. Пока еще неурегулированным остался вопрос участия иностранного капитала в деятельности создаваемых инновационных учреждений. По мнению спикера РФ Сергея Миронова, необходимо более четко прописать вопросы, связанные с банкротством и ликвидацией таких предприятий. Членов верхней палаты не удовлетворило то, что закон «не стыкуется» с Бюджетным и Гражданским кодексами, что он может грозить стране утечкой секретов, может дать широкий простор коррупции. Сенаторы настаивали на более строгом госконтроле за созданием и работой новых инновационных предприятий, чтобы выделяемые на это бюджетные средства не расходовались не по назначению. Кроме того, Совет Федерации принял протокольное поручение, в котором говорится, что Комитет по образованию и науке в течение полугода будет осуществлять мониторинг практики данного Федерального закона с целью исключить возможности злоупотреблений и коррупции в ходе реализации норм закона.
О значимости реализованной законодательной инициативы для российских вузов корреспонденту журнала «Энергополис» рассказал профессор, доктор технических наук, проректор по научной работе Московского энергетического института Никита Скибицкий.


– Никита Васильевич, почему, с вашей точки зрения, понадобился даже окрик президента страны, чтобы принять закон о создании при вузах малых инновационных предприятий?
– Насколько мне известно, возврат и блокирование прохождения закона не связаны с чьими-то кознями. Просто сенаторы усмотрели в нем в том числе потенциальную возможность рейдерских захватов подобных фирм. Поэтому старались обезопасить их работу. Для внесения поправок в закон нужно было время. А оно совпало с периодом отпусков. Я думаю, в данном случае речь надо вести о стечении обстоятельств, а не о столкновении интересов.

– Этот закон помог вашим выпускникам в трудоустройстве?
– Для МЭИ эта проблема не является острой. Наши студенты в основном уже с третьего-четвертого курсов сориентированы на потенциальные рабочие места. Причем на предприятиях их ждут. Да, при трудоустройстве иногда возникают проблемы. Но связаны они не с дефицитом вакансий. Подчас молодые люди завышают разумные требования к своей заработной плате. Однако и в этих случаях чаще всего находим компромиссное решение.


– Готов ли ваш вуз использовать предоставленные законом возможности для внедрения в производство инновационных разработок?
– У этого вопроса есть своя история. Дело в том, что в 90-х годах российским вузам уже предоставляли возможность создавать малые фирмы со своим участием для внедрения научно-технических разработок. Работали в них и преподаватели, сотрудники вузов. Участвовал в этом процессе и наш вуз. К сожалению, не во всех случаях этот опыт оказался удачным.

– С чем это связано?
– Начинать-то приходилось с нуля. Опыта такого рода деятельности практически не было. Навыки нарабатывались, можно сказать, на ходу. К тому же и время-то было непростое. Законодательная база как современной науки, так и производства только формировалась. Предпринимателей, предприятия интересовали только «короткие», рассчитанные на сиюминутную прибыль деньги. Интеллектуальная собственность оказалась незащищенной. Видимо, поэтому со временем в связи с соответствующим решением Федерального агентства по образованию нам было предписано выйти из состава учредителей всех малых предприятий. Мы его выполнили.



– Не станет ли эта история «днем сурка» для российских вузов?
– Я в данном случае оптимист. За прошедшие годы в стране значительно расширилась законодательная база, предпринимательская деятельность стала более цивилизованной, к интеллектуальной собственности выросло уважение. Поэтому, подчеркну, идея создания при вузах инновационных предприятий правильная и своевременная. Надо представлять, что вузы, особенно крупные, имея сотни договоров с хозяйствующими объектами, сотни миллионов объемов выполненных научно-исследовательских работ, не могут быть столь мобильны в плане внедрения результатов своих разработок, как малые предприятия, которые можем условно назвать внедренческими фирмами. К тому же они имеют определенные законодательные ограничения. Надеюсь, инновационные предприятия сумеют качественно воспользоваться предоставленными новым законом возможностями.


– Каким вы прогнозируете вклад вашего института в инновационное будущее России?
– МЭИ сам по себе – крупнейшая инновационная структура. В настоящее время у нас ежегодно выполняются сотни научных работ инновационного характера, в которых участвуют более тысячи преподавателей и около 500 научных сотрудников. Причем значительная часть из этих разработок доводится до конкретных конструкторских решений. Спектр наших работ – от энергетического машиностроения через производство, транспортировку и распределение электроэнергии до нанотехнологий. В том числе в энергетике.
И еще один важный момент. Конечно, мы в своих работах в первую очередь ориентированы на энергетику, но в МЭИ работают и крупные специалисты в области информационных технологий, радиоэлектроники. Это, в частности, позволяет осуществлять реальную конверсию, когда в энергетику приходят и наработки, созданные при выполнении оборонного заказа.
Для более эффективного внедрения научных разработок еще в 90-е годы прошлого столетия был создан Научный парк Московского энергетического института, который стоял у истоков движения технопарков в России и в настоящий момент признан государственными структурами страны, отечественными и зарубежными партнерами, входит в пятерку лучших технопарков России. При формировании межведомственной программы «Активизация инновационной деятельности в научно-технической сфере» он участвовал в создании инновационно-технологического центра федерального значения. ИТЦ МЭИ создавался с целью поддержки наукоемкого предпринимательства, обеспечения технологического трансфера, инновационного обмена между секторами науки и промышленности, внедрения перспективных разработок и других организаций региона, создания новых рабочих мест для специалистов конверсионных предприятий, выпускников вузов и техникумов. В ближайшем окружении ИТЦ располагается более 90 крупных научных, образовательных, промышленных предприятий и организаций. К настоящему времени в ИТЦ МЭИ проведена реконструкция более трех тысяч квадратных метров площадей, на которых размещено восемь инновационных фирм, осуществляющих свою деятельность в области энергетики и электроснабжения, электроники, экологических технологий, новых технологий восстановления металлов.

– Можно ли уже сегодня говорить о практической отдаче инновационно-технологического центра вашего института?
– Судите сами. Только за последние годы работа 16 ученых института удостоена Государственных премий и премий Правительства РФ. Учеными МЭИ получено 110 патентов, защищено 44 докторских и 302 кандидатских диссертации. На международных выставках и ярмарках в Ганновере, Брюсселе, Лондоне, Мадриде работы представителей МЭИ получили высокую оценку специалистов и посетителей выставок.
Наши ученые выполняют работы по контрактам со всемирно известными фирмами: ABB, Motorola, ЕPRI, Samsung и др.


– Какие разработки уже сегодня может предложить ваш вуз отраслям народного хозяйства?
– Их довольно много. Например, микропроцессорное пусковое устройство быстродействующего автоматического включения резерва. Продукция предназначена для повышения надежности работы электрооборудования при кратковременных нарушениях нормального электроснабжения на предприятиях с непрерывным технологическим процессом, обеспечения динамической устойчивости синхронной и асинхронной электродвигательной нагрузки при любых возможных видах аварий в системах внешнего электроснабжения.
Достаточно интересной является разработка, представляющая собой комплекс установок и методик для проведения испытаний на молниестойкость, позволяющая проводить экспериментальные и теоретические исследования воздействия молнии на различные объекты. На ее основе осуществляются, в частности, испытания на молниестойкость различных конструкций и их элементов, в том числе новых авиационных материалов.
Скажу также об устройстве для одновременной зарядки группы аккумуляторных батарей. Оно позволит провести одновременную зарядку больших групп накопителей с индивидуальным управлением процессом зарядки каждого. Эти изделия могут быть применены на предприятиях, производящих аккумуляторы различных типов, в больших гаражах, на зарядных станциях электрокаров, электротележек, в устройствах бесперебойного питания, на железнодорожном транспорте для зарядки батарей вагонов в период отстоя.
Хочу также остановиться на комплексе работ, способствующих повышению ресурса элементов энергетического и другого оборудования. Их эффективность связана с повышением ресурса элементов оборудования за счет многократного увеличения эрозионной и коррозионной стойкости функциональных поверхностей посредством упрочения поверхностных слоев и формирования композиционных износостойких покрытий. Перечень работ наших ученых можно было бы значительно расширить.


– Никита Васильевич, с какими, с вашей точки зрения, проблемами могут столкнуться руководители внедренческих фирм, предлагая инновационные разработки промышленным предприятиям?
– В первую очередь хотелось бы избежать экстенсивного пути при решении вопроса о создании такого рода предприятий. Не хотелось бы участвовать в соревновании, кто больше и быстрее создаст. В данном случае, уверен, надо представлять, что это серьезная, тонкая, требующая ювелирной настройки работа. Стремление к масштабности может ее попросту дискредитировать.
Назову еще одну проблему, которую необходимо решать. Сегодня исполнители для реализации того или иного проекта определяются на конкурсной основе. При этом доминирующим критерием определения победителя становится цена. Однако на практике порой за счет демпинга в проект включаются не те, кто реально способен дать качественный результат, а фирмы, которых прибыль волнует больше, чем репутация надежного партнера. Чаще всего от услуг таких предприятий в итоге приходится отказываться. Но при этом теряются время и финансовые ресурсы.
Особого внимания требуют и вопросы интеллектуальной собственности. Раньше ее воровство было допустимо и практически не каралось. В последнее время уважение к ней выросло. Сегодня многие фирмы проверяют разработки нового продукта, учитывают авторские права. Однако это процесс необходимо развивать.
Хочу в разговоре затронуть еще один важный для нас вопрос. В Московском энергетическом институте уже работают малые внедренческие фирмы. Мы им обеспечиваем необходимую инфраструктуру. Конечно же, мы заинтересованы в том, чтобы наши разработки как можно быстрее использовали в производстве. Но в то же время нам бы хотелось, чтобы часть средств, заработанных фирмами, привлекалась и в вузы. Ведь парк оборудования, который создан в МЭИ, требует постоянной поддержки и обновления. Речь идет о закупке необходимых для научной работы материалов, оборудования. Средств, выделяемых государством, на решение этих проблем явно не хватает. Качественное техническое образование требует дорогой инфраструктуры. Это общеизвестный факт. Поэтому важно ее поддерживать и развивать. Тогда и вопросы подготовки высококвалифицированных энергетиков будут решаться более качественно.

Беседовал Валерий Рокунец
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.