Авторизация

 

Решение найдено

Решение найденоВопросы создания эффективных систем диспетчеризации тепловых сетей поднимаются сегодня российскими специалистами все чаще. В автоматизации контроля показаний приборов учета заинтересованы как теплосети, так и крупные абоненты с распределенной сетью потребления, а также управляющие компании.

В особенности это актуально для организаций с географически протяженной инфраструктурой. Однако разработка и построение разветвленной сети сбора и обработки данных – задача с технической точки зрения непростая, а приобретение готовых решений требует немалых средств, которых часто недостает, особенно в условиях финансового кризиса. Поэтому для многих организаций автоматизация, несмотря на назревшую необходимость, видится в далекой перспективе. Тем не менее есть примеры успешного решения этой задачи.

Доступный вариант построения системы диспетчеризации нашли специалисты из Владивостока, создавшие независимую сеть сбора данных на базе предприятия, обслуживающего узлы учета тепловой энергии. Вместо того чтобы продавать своим клиентам дорогостоящий программно-аппаратный комплекс для личного пользования, им предлагают услугу диспетчеризации как одну из сервисных опций. Фактически речь идет об оказании предприятиям (в том числе и теплосетям) услуг диспетчеризации на условиях аутсорсинга. Теоретически к системе можно подключить несколько десятков тысяч абонентов, однако в регионе просто нет такого количества теплосчетчиков.

Основой сети является информационно-аналитическая система, предоставляющая уникальные возможности анализа ретроспективной информации. Комплекс базируется на универсальной программной платформе, которая содержит базу данных и полный набор средств для их систематизации и обработки. В базу с приборов учета поступают результаты измерений параметров теплоносителя. В дальнейшем эти данные используются для контроля работы тепловых систем и узлов учета, формирования аналитических и фискальных отчетов, построения необходимых графиков и диаграмм. Делается это с помощью независимых программных модулей, которые могут добавляться к системе по мере необходимости. Таким образом, используемая платформа является модульной и расширяемой. Система работает по технологии «клиент–сервер». К единой базе данных клиентские приложения получают доступ по локальной сети, реализованной на базе протоколов TCP/IP с использованием стандартных средств обмена данными ОС Windows. Мониторинг узлов учета осуществляется с использованием SCADA-системы Trace Mode 6.

Компьютеры диспетчерского центра ежедневно (обычно ночью) опрашивают приборы учета по GSM-каналу. При сбоях связи попытка дозвона производится несколько раз. Утром диспетчер видит, какие приборы так и не вышли на связь. Если ситуация повторяется в течение 2-3 дней, то попытка установить связь производится днем вручную. В случае неудачи диспетчер связывается с потребителем, ведь причиной сбоев могут быть просто перебои в электропитании объекта. При необходимости на место выезжает сервисный инженер и устраняет неполадки. Поскольку система считывает и записывает в базу архив за весь пропущенный период, данные не теряются и отчетность не прерывается.

Интересно, что система может использовать самые разные каналы получения информации начиная с ручного сбора данных на ноутбук и заканчивая дистанционным автоматическим опросом через GSM, GPRS или Ethernet-канал. В Приморье применяется в основном GSM-связь, что объясняется особенностями рельефа местности: сопки создают естественное препятствие сбору данных другими способами.

Абоненты сети рассредоточены по региону произвольным образом с удалением до 500 км и более от диспетчерского центра. Это школы, больницы, детские сады, жилые дома, торговые комплексы, спортивные сооружения и даже несколько котельных «Примтеплоэнерго»: подключение не подразумевает какой-либо иерархии. При этом на программном уровне возможно любое подразделение. База данных позволяет делать выборку по источнику, по ответственному специалисту, по территориальному положению, по ведомствам и т.д. Сегодня используется 12 таких признаков, но при необходимости могут быть введены и новые.

Собираемые системой данные используются как обслуживающей организацией, так и самими абонентами. Сервисным инженерам они позволяют контролировать работу приборов учета для анализа и выявления проблемных объектов: отслеживания фактов превышения расхода, аварий и т.д. Потребитель же каждый месяц получает подробный отчет, с таблицами, графиками и диаграммами, где представлены все результаты измерений, в том числе и экономические, в рублях.

Начиная с 2008 года абоненты могут самостоятельно получить удаленный доступ к данным учета через сайт сервисной компании. Войдя под своим именем, клиент может посмотреть, например, графики теплопотребления за интересующий его период, сводные таблицы, техническую информацию по объектам, а также сформировать отчет для теплоснабжающей организации. Кроме того, в системе предусмотрены уникальные возможности для анализа. Можно строить сравнительные графики параметров теплоснабжения разных объектов за один и тот же период, одного объекта в разные периоды. Можно даже создать для конкретного объекта эталонный график его теплопотребления и сравнивать с ним реальные данные.

Конечно, нельзя обойти вниманием вопрос о рентабельности системы. Стоимость информационного обслуживания составляет в среднем не более 5% от той экономии, которую приносит абоненту установка теплосчетчика. Если же у потребителей не будет возможности своевременно предоставлять ТСО, то счета им будут выставлять по нормативу. Разница может составить более чем значительную сумму, причем не в пользу потребителя. Нужно сказать, что сейчас это хорошо понимают и в частных компаниях, и в государственных учреждениях. Например, только в этом году одна из крупных государственных структур Приморья разместила заказ на монтаж узлов учета на 15 объектах.

Что касается обслуживающей организации, то благодаря использованию системы диспетчеризации она экономит время, человеческие и технические ресурсы, а все это живые деньги. Кроме того, в суровых погодных условиях региона добраться до многих удаленных объектов зимой, в непогоду можно в лучшем случае раз в месяц, поэтому ни о каком оперативном мониторинге в ручном режиме не может быть и речи.

Пресс-служба Kamstrup
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.