Немецкая электротехническая компании AEG ведет свое начало с 25 мая 1883 года. В тот день в берлинском ресторане "Ressourse von 1794" талантливый 34-летний инженер Эмиль Ратенау продемонстрировал публике изобретенную им систему электрического освещения. Вскоре ученый организовал Германскую электротехническую компанию, и уже через несколько лет этой компанией были выпущены первые в мире электроприборы: щипцы для завивки волос, электрический чайник, утюг, яйцеварка и даже зажигалка для сигар. В 1887 году компанию переименовали в Объединенное электрическое сообщество (Allgemeine Elektrizitaets Gesellschaft, сокращенно AEG). Электроосветительное оборудование компании устанавливалось в ресторанах, театрах, банках и других заведениях. За очень короткое время AEG выросла до большого международного концерна, в котором работало около 170 000 сотрудников. Накануне Первой мировой войны AEG была самой большой электрокомпанией в мире.
Кстати, на одной из фабрик AEG (Ackerstrasse - в Берлине) c 1909 года работал главным инженером выдающийся русский изобретатель-электротехник Михаил Осипович Доливо-Добровольский. Он изобрёл трехфазный асинхронный электродвигатель и технику трехфазного тока - первый трехфазный переменный ток с эффективной техникой передачи. Материал о Михаиле Доливо-Добровольском публикуется в этом номере журнала.
AEG в России1 ноября 1901 года в Санкт-Петербурге было основано российское общество "Всеобщая компания электричества". В течение короткого времени компания развилась в самое большое зарубежное отделение концерна AEG с офисами и цехами почти во всех больших городах Российской империи. В Санкт-Петербурге и Риге были построены фабрики для выпуска силового электрооборудования. Концерн AEG получил такие значительные заказы, как строительство первой трамвайной линии за границей - в Киеве, а несколько ранее - на строительство первой электрической железной дороги в России. После начала Первой мировой войны фабрика из Риги была переведена в Харьков (на ее базе сегодня работает Харьковский электромеханический завод). Однако вскоре по решению властей все предприятия AEG на территории Российской империи были экспроприированы, цеха и офисы закрыты.
Взаимовыгодное сотрудничество между AEG и российской стороной продолжилось только после мировой войны и двух революций 1917 года в России. Во многом это стало возможно благодаря сыну основателя AEG Вальтеру Ратенау, ставшему в 1922 году министром иностранных дел Германии (до этого он с 1915 года возглавлял AEG). Именно его подпись и подпись наркома иностранных дел РСФСР Георгия Чичерина скрепили 16 апреля 1922 года Рапалльский российско-германский мирный договор.
Этот документ означал прорыв в международной дипломатической изоляции Советской России. Договор предусматривал немедленное восстановление в полном объеме дипломатических отношений между РСФСР и Германией. Стороны взаимно отказывались от претензий на возмещение военных расходов и невоенных убытков и договаривались о порядке урегулирования разногласий между собой. Германия признавала национализацию германской государственной и частной собственности в РСФСР и отказывалась от претензий, вытекающих "из мероприятий РСФСР или её органов по отношению к германским гражданам или к их частным правам при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств".
Обе стороны признали принцип наибольшего благоприятствования в качестве основы их правовых и экономических отношений, обязывались содействовать развитию их торгово-экономических связей. Германское правительство заявляло о своей готовности оказать немецким фирмам помощь в деле развития деловых связей с советскими организациями. Договор был заключён без указания срока.
Несмотря на убийство в 1922 году Вальтера Ратенау террористами, выбранный им путь на сотрудничество с Россией стал претворяться в жизнь. Разумеется, не осталась в стороне и компания AEG, которая самой первой начала активно экспортировать в СССР оборудование для электростанций и горнодобывающей промышленности. AEG принимала самое непосредственное участие в выполнении заключенных после Рапалло многочисленных российско-германских договоров о кооперировании, торговых и кредитных соглашений. Обратные поставки были зерном, нефтью, цветными металлами и древесиной. И этот взаимовыгодный обмен продолжался вплоть до объявления Германией войны СССР в июне 1941 года.
Возобновление торговых связей после Второй мировой войны между ФРГ и СССР с 1960 года привело к значительному увеличению товаропотоков с апогеем между 1975 и 1985 годами, когда были построены межконтинентальные нефте- и газопроводы, а также ряд больших химических комплексов. AEG и ее дочерняя фирма AEG Kanis имели существенное долевое участие на поставки оборудования, необходимого для этих проектов. Кстати, контракт на поставки электрооборудования для компрессорных станций газопровода Оренбург-Помары-Ужгород (1976 год) стал самым крупным заказом в истории AEG.
Внешторг СССР подписал с AEG контракты на поставку оборудования для завода печатных машин в Кировограде (AEG Олимпия), установку непрерывной разливки стали в Новолипецке, электрооборудования для бумажной фабрики в Краснокамске, сварочные линии для автомобильной промышленности (AEG Elotherm), катушки для электромагнитного перемешивания стали на металлургических предприятиях и т. д. Также производились масштабные поставки горнодобывающего оборудования, электроинструментов, студийных магнитофонов, электродвигателей, гидравлических приводов (AEG EMG) и многих других изделий компании. Было налажено двустороннее научно-техническое сотрудничество в автоматизации промышленных процессов и железнодорожного движения, строительстве газовых турбин, производстве электроинструментов, радио- и телевизионного студийного оборудования.
С 1962 по 1996 год AEG участвовала во всех важных международных ярмарках СССР (в Москве - "Электро", "Химия", "Связь", "Олимпиада", в Киеве - "Бюро" и в Донецке - "Оборудование для горнодобывающей промышленности"). В 1991-1994 годах AEG принадлежал значительный пакет акций Свердловского электромеханического завода. До 1996 года специалисты AEG осуществляли на предприятии техническое руководство и создание современного производства с лицензиями AEG для выпуска электровыключателей, распределительных шкафов среднего напряжения и преобразовательных установок для поездов и троллейбусов.
Продажа "AEG пирога" и день сегодняшнийВ 90-е годы большинство акций AEG было приобретено акционерным обществом Daimler-Benz, в результате чего возник самый большой немецкий концерн. После воссоединения ГДР и ФРГ концерн AEG вернул себе свои заводы в Берлине (в районе Трептов) и Хеннигсдорфе. После решения директората Mercedes-Benz сконцентрироваться на автомобильной технике и стать номером 1 среди мировых автомобильных производителей началась продажа значительных частей AEG. В результате "Союз электростанций", "Союз трансформаторов", а также Transrapid и ICE Zugtechnik были потеряны. Среди покупателей были Siemens, Schneider, Alstom, Cegelec, Areva, Electrolux, Bombardier, Barclays Bank.
Несмотря на это, сегодня все заводы AEG хорошо позиционированы на рынке.
Идентичность AEG еще сохранилась. Частично заводы еще принадлежат AEG/EHG (и соответственно DaimlerChrysler) и пока только сдаются в аренду заинтересованным лицам и фирмам. Для оживления бизнеса компании AEG очень был нужен приход таких предпринимателей, как дипломированные инженеры Карлфрид Ренч и Генрих Оттерполь.
На традиционном месте AEG Industriegro?anlagen, на улице Hohenzollerndamm в Берлине, они открыли новое общество AEG Industrial Engineering GmbH под эгидой старого центра (EHG - 100-процентное дочернее предприятие DaimlerChrysler AG).
Сферы деятельности AEG:- генерирование электроэнергии,
- электротехника,
- промышленная электроника,
- автоматизация и приводная техника.
Основная область - силовая электроника для приводов, электростанций, металлургических предприятий и гидротехнических сооружений.
AEG поставляет энергоблоки на основе газопоршневых/дизельных агрегатов, газовых/паровых турбин, статические системы возбуждения для синхронных генераторов и моторов, электродвигатели, генераторы, трансформаторы, низко-/высоковольтные распредустройства до 420 кВ, компенсационные установки, ИБП/USV, преобразователи высокого напряжения (до 100 МВт) и тока (340.000A DC) для электролиза и электродуговых печей постоянного тока. Управляющая система ProWin® удовлетворяет всем требованиям тепло- и гидроэлектростанций и приводов. Подробнее о продукции компании (в том числе на русском языке) можно узнать на официальном сайте AEG
www.AEG-IBO.com.
Блиц-интервью с Генрихом Оттерполем, генеральным директором AEG Industrial Engineering:
- Когда Вы пришли в AEG? - В 1969 году после окончания университета (факультет электротехники) я начал работать инженером в AEG Berlin.
- Это было еще во времена ГДР?- Да. В 1989 году я и мои трое сыновей с молотками и зубилами активно участвовали (с восточной стороны) в разрушении и падении Берлинской стены.
- Когда Вы возглавили компанию?- Я являюсь руководителем (генеральным директором) AEG Industrieanlagen с 2003 года.
- Какие методы управления персоналом и бизнес-процессами Вы считаете наиболее эффективными сегодня?- После университета я четыре года учился в вечернем университете на факультете экономики и организации производства. Мне наиболее импонирует кооперативный стиль руководства - я убеждаю своих работников в том, что сейчас нужно делать, с помощью аргументов. В то же время востребована и собственная инициатива сотрудников.
- Несколько слов о Вашем стиле жизни: где живете, на какой машине ездите?- Со своей семьей я живу в зелёном районе на юго-западе Берлина. Чувствую себя обычным человеком, служащим, который должен выполнять свои обязанности. Езжу на Audi A8.
- Где и как отдыхает руководитель AEG?- Отпуск обычно провожу в Греции. Кстати, считается, что русский и греческий стили или образы жизни очень похожи.
- Ваша жизнь вне офиса: рестораны, театры, спорт, музыка и т. д.
- Пиво я пью при жажде, вино - для наслаждения в компании друзей. Раньше, до того как стал руководителем AEG, я бегал почти каждый день по 10 километров. Сейчас, к сожалению, у меня на это нет времени.
- Что Вы считаете уместным подарить деловому партнеру или коллеге в день рождения?
- Мои партнёры по бизнесу разбросаны по всёму миру. Мои русские коллеги и друзья тоже далеко. Поэтому чаще всего я поздравляю их с днём рождения только по телефону.