Авторизация

Путь в космос лежит через Россию

Пройдет буквально пара десятилетий, и полеты в космос станут почти таким же обыденным явлением, как и поездка на море, с уверенностью говорят аналитики. Уже сегодня рассматривается проект по строительству частного космодрома в Дубае и космических отелей.

Разработками занимаются сразу несколько компаний. Самые известные - испанская частная компания по космическому туризму "Галактик Сьют" и Bigelow Aerospace, единственная частная компания, владеющая космическим кораблем на орбите Земли.

По оценкам экспертов, строительство "жилого модуля" на космической станции обойдется всего в 200 млн долл. И это совсем не много, учитывая, что уже в этом году коммерческие полеты в космос подорожали в два раза. Теперь цена полета на МКС составит 30-40 млн долларов. В эту стоимость также включен полный курс подготовки космического туриста в российском центре. Раньше полет в космос стоил 20-25 млн долларов.

Повышение цены не отпугнуло американцев. Уже заключен контракт с Роскосмосом о покупке двух мест на космических кораблях "Союз", стартующих соответственно осенью 2008-го и весной 2009 года. Каждый космический турист получит возможность посетить Международную космическую станцию (МКС) и провести на орбите около 10 дней. Более того, компания собирается приобрести еще несколько мест на российских космических кораблях. По словам генерального директора Space Adventures Эрика Андерсона, Роскосмосу уже сделано предложение по сотрудничеству на период после 2010 года. В ближайшее время компания Space Adventures объявит имена следующих космических туристов. Ранее руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов сообщил, что, возможно, следующим космическим туристом станет гражданин России.

В небо - на истребителе

Пока на МКС побывали пятеро космических туристов. В 2001 году новое турнаправление открыл американец Денис Тито. Год спустя в космос за свой счет отправился южноафриканец Марк Шаттлуорт. С 2005 года на станции каждый год гостили туристы из США: Грегори Олсен, Аноуше Ансари и Чарльз Симони. Русских туристов пока не было, но путь в космос для всех без исключения лежит через Россию. Только у нас готовят коммерческих космонавтов, и только у нас побывать на орбите можно не за 40 млн долларов, а всего за 20-25 тысяч долларов. Потому что лишь в нашей стране имеются специальные самолёты, которые используются для обучения космонавтов в условиях невесомости. Внутри их фюзеляжа много свободного пространства, где располагаются обучающиеся люди. Самолёт набирает высоту и движется по параболе Кеплера, что создаёт внутри фюзеляжа условия невесомости. К тому же имеется очень много специальных тренажёров, которые также имитируют различные ситуации, подобные возникающим в космосе. Желающие испытать космические перегрузки могут также прокатиться на военных истребителях и сверхзвуковых самолётах. Полетать на МиГах для туристов стало возможным уже с 1993 года. Роберт Де Ниро, знаменитый плейбой и основатель одноименного журнала Хью Хефнер и множество других знаменитостей инкогнито приезжали в Россию, чтобы побывать на околоземной орбите. Более десяти лет туры проводились в Московском регионе в Жуковском или ЛИИ им. Громова. В 2006 году полеты около Москвы были запрещены. Сегодня прокатиться на реактивном самолёте можно в Нижнем Новгороде. Завод "Сокол", производящий истребители и располагающий собственным закрытым аэродромом, уже год принимает желающих полетать на боевых машинах. Сегодня такие услуги сертифицированы и официально разрешены Правительством РФ. Единственная компания, которая катает туристов на истребителях и уже сегодня осуществляет космические туры, - АНО "РОСТУРИЗМ". Есть еще две-три компании, которые получили разрешение на проведение полетов, но еще не занимаются этой деятельностью.

- Мы говорим об официальных полётах, абсолютно легальных, которые проводятся с разрешения соответствующих компетентных органов, готовых рассмотреть кандидатуру любого иностранца и дать ему разрешение на посещение завода. Это стратегический режимный объект, - говорит представитель компании "РОСТУРИЗМ", организующий подобные туры, - нелегально прокатиться на истребителе, как в 90-х годах, сегодня невозможно.

В России есть всего два самолёта, на которых официально разрешены полёты туристов: Миг-31 и Миг-29. Эти две машины пока справляются с наплывом желающих со всего мира. Но уже сейчас полеты расписаны почти на год вперед. Высокая цена (от 10 до 25 тысяч долларов) по сравнению с полетом на МКС кажется смехотворной. Американцы первыми протоптали дорогу в АНО "РОСТУРИЗМ" и остаются безумно довольными - побывать на орбите и сэкономить 39 980 000 долларов они считают редкой удачей. Русские туристы тоже не отстают. Прокатиться на МиГ-31 считают за счастье самые высокопоставленные особы. Популярность МиГ-31 легко объяснить: человек практически не испытывает перегрузок. Зато получает ярчайшие впечатления в своей жизни. Слепящее Солнце и черный как вороново крыло космос, из которого ты смотришь на удаляющийся шар Земли. Как говорят очевидцы, именно в этот момент ты понимаешь, насколько бесценна и хрупка наша планета, какое счастье жить на Земле. Суперсовременная машина в этом случае выполняет роль орбитального такси, которое мягко и комфортно поднимает клиента к звездам и также мягко спускает вновь на Землю.

Тот, кто хочет получить оплаченную дозу адреналина, чаще выбирает полет на МиГ-29. Программа полета в этом случае включает в себя выполнение фигур высшего пилотажа. Перегрузки могут составлять до 7-8 g.

Насколько безопасны полёты?

- Полёты на МиГ-29 и МиГ-31 в 10 раз безопаснее, чем на обычном гражданском самолёте. Эти самолёты предназначены для того, чтобы вести воздушный бой, у них высокая маневренность, колоссальный запас прочности. Даже если самолёт будет сбит врагом, пилот должен быть спасен! Нужно понимать, что на обучение боевого лётчика государство тратит огромные суммы. У самолёта есть два двигателя, даже если один двигатель откажет, самолёт спокойно садится на оставшемся втором двигателе. Если отказывают оба двигателя, что в принципе невозможно, то существует система катапультирования, и пилот принудительно осуществляет катапультирование себя и туриста, который находится сзади него. На земле перед полётом проводится инструктаж, клиенту все рассказывают и показывают. Со всей ответственностью заявляем, что нештатных ситуаций, а тем более аварий не было, - утверждают представители АНО "РОСТУРИЗМ".

- Могут ли клиенту отказать в полёте по состоянию здоровья?

- Реактивная авиация и фигуры высшего пилотажа сопряжены с нагрузкой на организм во время виражей, поворотов, мёртвых петель, колокола. Диапазон перегрузок на МиГ-29 - от 3 до 8 g. Максимальная перегрузка, которую способен перенести человеческий организм, - 9-10 g. Для этого человек должен быть специально подготовлен. Туристов никто не заставит делать фигуры пилотажа, если турист почувствовал себя не очень уверенно. Пилот в небе полностью отвечает за жизнь и здоровье клиента, поэтому он постоянно спрашивает о самочувствии, контролирует состояние пассажира. И в зависимости от этого выполняется программа полёта. В предполётную подготовку обязательно входит медосмотр. Мы не требуем каких-то специальных справок, но рассчитываем, что человек, решивший подняться в небо, должен адекватно оценивать свои возможности. Если у него здоровое сердце, если у него не было инфаркта миокарда, если он не сидит постоянно на таблетках от аритмии или от гипертонии, значит, он может лететь. Все остальные болезни не являются противопоказанием. У нас были случаи, когда клиенты без почек летали и прекрасно переносили полет, рассказывают менеджеры турфирмы. Некоторые хотят пересесть из кресла пассажира на место пилота. Для таких клиентов существует отдельная программа обучения полётам на учебно-тренировочном реактивном самолёте Л-39, на котором проходят обучение все военные летчики.

За 42 часа лётного времени (это примерно два месяца тренировок в зависимости от занятости) человек может получить официально лётное удостоверение, которое даёт право управлять реактивным самолётом. Естественно, если он сдаст все требуемые нормативы и успешно пройдёт программу обучения. Просто за деньги никто не даст гробить истребители и не возьмёт на себя ответственность за жизнь новоявленного лётчика.

Полёт в подарок

В последнее время одним из самых актуальных направлений стали подарочные сертификаты на полёт. Многие состоятельные люди сталкиваются с невозможностью выбрать оригинальный подарок в ценовой нише от 10 до 20 тысяч долларов. Шубы, драгоценности, меха и автомобили - для обеспеченных людей ни чем не примечательная банальность. Именно поэтому направление "подарочных полётов" очень рентабельно. Сегодня престижно дарить эмоции и ощущения.

При этом все активнее полеты на истребителях приобретаются для "слабой половины человечества", которая успешно поднимается на реактивных самолётах на высоту 22-23 км и получает истинное наслаждение, говорят представители компании "РОСТУРИЗМ".

В частности, наша компания явилась организатором в 2005 году полёта первой россиянки из Санкт-Петербурга на истребителе МиГ-25 на высоту 24 км... куда до этого летали только женщины-иностранки... А недавно мы организовали первый полёт российской девушки из Казани в стратосферу на другом сверхсовременном высотном истребителе МиГ-31 на высоту 22-23 км.

Поехали!

Чтобы произнести эти слова на борту настоящего космического корабля, нужно обладать не только толстым кошельком, но и завидным терпением и выдержкой. Во-первых, ждать полета, возможно, придется не один год. Во-вторых, в обязательном порядке следует пройти серьезные предполётные тренировки. И здесь мы впереди планеты всей. В мире есть только три организации, готовящие космонавтов к полетам: НАСА, Европейское космическое агентство и Роскосмос.

Условия для обучения туристов есть только в Звездном городке. До недавнего времени можно было приобрести один из фрагментов программы подготовки настоящих космонавтов. Как правило, самые зрелищные и впечатляющие. Например, гидрокосмос или вращение на центрифуге, или полёт на самолёте-лаборатории ИЛ-76 в невесомости.

Сегодня впервые компания "РОСТУРИЗМ" предлагает не развлекательную, а действительно реальную программу подготовки к будущему полёту в космос. Базовая программа подготовки космонавтов включает в себя все элементы: невесомость, центрифуга, полёт в гидрокосмос, все тренажеры. Многие готовы морально и финансово к полётам в космос. Но зачастую не готовы физически, не знают своих возможностей, им негде испытать себя и ответить на главный вопрос: смогу ли я стать космонавтом?

- Программа не дешевая, речь идет о сотнях тысяч долларов. За эти деньги турист получает месяц тренировок в Звездном городке, при успешном прохождении - Сертификат о прохождении первичной подготовки по Программе подготовки космонавтов, полное медицинское освидетельствование и результаты работы на различных тренажерах.

Эта программа будет интересна и тем, кто хочет получить весь комплекс "космических" впечатлений, и тем, кто лелеет мечту посетить космос. Для второй категории звезды станут на порядок ближе. Сертификат о прохождении подготовки дает преимущество при выборе кандидата на борт космического корабля. Уже сегодня у нас, возможно, есть первый клиент, и что интересно - он имеет отношение к энергетической отрасли. Если после прохождения тренировок он захочет полететь в космос - мы будем вести договариваться о возможности как можно раньше отправить его на орбиту. Несмотря на то, что все коммерческие старты расписаны до 2012 года, мы уверены - российскому туристу не придется ждать 5 лет.

Если поспешить и пройти обучение в Звездном городке в ближайшее время, то велика вероятность, что первым российским космическим туристом станете Вы. Почему бы и нет? В конце концов, разве сравнится исполнение заветной мечты с презренными условными единицами?
рейтинг:
  • 0