Авторизация
 

ДАО ДАВОСА

Сегодняшняя модель мировой экономики, как и сегодняшняя жизнь, строится на больших объемах данных и их толковании. При всей неочевидности заявления, что толкование данных формирует смысл и определяет цель, это так и есть на самом деле.

Как это происходит с нами каждый день и как это работает? Упрощенная схема выглядит так: сколько бы «простой человек» (кто это?) ни говорил, что он не интересуется политикой и далек от нее, но базовым источником данных, напрямую и непосредственно формирующим и определяющим его жизнь, в наши дни является политика. Новейшая политэкономия в 2018 году вполне обоснованно может ввести в перечень индикаторов рыночной ситуации твиттер Дональда Трампа как источник информации, транслирующий сигнал для рынка: «Трамп в топе – весь остальной мир в попе».

Но не только и не столько сама информация и поступающие нам данные, сколько их толкование играют едва ли не главную роль в нашей сегодняшней жизни. И одним из столпов и авторитетных источников как самих данных, так и их толкования на уровне «инструкции к применению» в экономической жизни является некая швейцарская неправительственная организация, которая известна в первую очередь как организатор ежегодных встреч в Давосе.

Давос – это вам не Куршевель, хотя и там все это тоже есть – горы и снег как минимум. Можно добавить, что высокогорный климат этих мест был с незапамятных времен признан очень благоприятным для лечения и профилактики легочных заболеваний. Забавным представляется тот факт, что именно в этом городке Стивенсон написал «Остров сокровищ». И если не совсем понятно, почему история про остров родилась в горах, то с сокровищами в Давосе все в полном порядке. С 1971 года здесь проводится Давосский форум – главное экономическое событие глобального мира. Само слово «forum», которое давно и прочно вошло в оборот на всех языках мира, выбрано для этого и подобного рода мероприятий, видимо, не случайно. «Форум» означает торговую площадь или рынок. Были у этого слова еще и другие, менее приятные в сегодняшнем мире значения, но вряд ли они относятся сейчас к делу.

Вот на такой площадке собираются мировые лидеры и руководители крупнейших корпораций, видные невооруженным глазом мыслители, экономисты и, конечно, журналисты. Повестка дискуссий форума – прогноз мировой экономики в наступающем году, основные тренды, возможные кризисы. Отчеты о работе форума в Давосе формируют топ всех новостных лент мировых СМИ, кроме России и, например, Пакистана. У нас, как мы понимаем, своя повестка. И как бы то ни было, но некоммерческая организация Всемирный экономический форум (WEF) за годы своей работы стала одной из самых авторитетных в мире (читай: самой авторитетной) и реальной силой в глобальной экономике.
Имеем то, что имеем: есть сила, и есть противодействие таковой, все как обычно в природе. Антиглобалисты стали противодействием давосским мудрецам, обвинив их в том, что «уж больно все они капиталисты». И только мы начали привыкать к картинке демонстраций протестов антиглобалистов в Давосе, как в 2016 году сам основатель WEF Клаус Шваб объявил о наступлении «четвертой промышленной революции» в русле трансгуманизма.

Если это представить опять как поступившие в виде информации в мир данные, то можно предположить, что вторая часть этой новости звучала так: «философ, футурист и «по совместительству» генеральный директор крионической фирмы «Алькор» Макс Мор продвинул и расширил высказанную чуть ранее Джулианом Хаксли (не путать его с братом Олдосом) мысль, что следует поддерживать использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными, – страданий, болезней, старения и смерти».
Мы в России помним, что «мало ли что они там говорят», надышавшись горным воздухом, но это повлекло за собой «смену глобальной матрицы», что на самом деле неудивительно. Сказанное Швабом заставило весь остальной мир задуматься о будущем «в русле трансгуманизма», так сказать.

И Россия с ее стабильной вертикалью, которая всему остальному миру видится как горизонталь и относятся они к нашей вертикали строго перпендикулярно, не стала исключением. И у нас в отечестве создано такое движение, сторонники и приверженцы которого ставят перед собой цель поддержки выращивания искусcтвенных органов, нейропротезирования, клонирования, созданий нейрокомпьютеров. Проще можно сказать, всего того, что поможет человечеству выжить, а выжившим быть бессмертными.
А о чем или про что, по сути, это и как это соотносится с экономической повесткой нересурсной экономики? Еще вчера о двух принципиально глобальных переменных ресурсов можно было сказать, что первая – это ресурсы, которые таковыми не являются, а являются средствами обмена, то есть деньгами, и вторая – реальные ресурсы, используемые для достижения целей. В этом случае речь идет, конечно, о человеческих способностях и возможностях технологий. Тут все-таки следует напомнить, что сначала человек создает технологию, потом следующий человек использует технологию, а вот следующий человек использует продукты производства с помощью этой технологии для создания новой технологии.

В трансгуманистической задаче человек на каком-то этапе выбывает из процесса создания технологии и уже технология создает технологию. Мне кажется понятным, как высказанное в Давосе меняет наш мир и глобальную экономическую модель. Например, фиатные деньги уйдут из обращения. На вопрос когда, ответы будут пока самые общие, поскольку потребности в фиатных деньгах остаются для фиксации перемещения реальных предметов, технологий и человеческого капитала, но начало тому положено, и процесс пошел.

Фиатные-фидуциарные деньги выполняют роль платежного средства на основе государственных законов, обязывающих принимать их по номиналу. Фиат (fiat) с латинского можно перевести как «декрет, указание, да будет так». Название «фидуциарные» происходит от латинского fiducia – доверие. Таким образом, фиатные деньги – это деньги, номинальная стоимость которых устанавливается и гарантируется государством и которые правительство страны объявило в качестве законного средства платежа. Фиатные деньги не имеют внутренней стоимости и не обеспечены резервами. В настоящее время большая часть бумажных денег в мире, по сути, является фиатом. Но стоит учитывать, что фиатные деньги могут быть подвержены обесцениванию из-за гиперинфляции, так как они не привязаны ни к какому физическому обесцениванию и основаны на доверии (и законе).

Строго в соответствии с последними данными от давосских мудрецов, процентные ставки год от года в мире падают и уже ушли в отрицательное значение. Да, покажется, что за то, что вы берете деньги, вам еще и доплатят, но пока это ярко коснулось обратной стороны этого псевдоресурса – депозитов. Так, за «хранение» денег на счетах банков вам уже скорее предложат заплатить дополнительно, чем обеспечат процентный доход. А в соответствии с последним отчетом о рисках на первые места в европейских странах выходят кибератаки, чрезмерная оценка активов и возможная смена власти. Кстати, в близкой нашему сердцу Евразии основными рисками становятся цена на ресурсы, межгосударственные конфликты и фискальные кризисы. И здесь важно то, что речь идет не только о налоговых кризисах.

Когда мы смотрим на коллекции немецких марок, советских рублей и любых старинных монет, мы смотрим на историю фиатных денег. «Все проходит, и это тоже пройдет» – написано на кольце Соломона. Поэтому не надо думать, что наши деньги останутся «навсегда». С первой категорией изменения ресурсов разобрались. А вот что нужно будет второй категории ресурсов, так это память и время. В основе нашего будущего лежат время и память в самом широком смысле этого слова. И даже не знаю, есть в этом вина или заслуга людей, что приезжают в Давос в конце января или нет, но скорее да, чем наоборот.


Автор: Андрей Липатов
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.