Война НАТО с одной из нефтедобывающих стран вызовет резкий рост цен на нефть до 200 долларов за баррель. Россия захлебнется в нефтедолларах.
Председатель правления Газпрома Алексей Миллер,
из выступления на пресс-конференции«Сегодня мы являемся свидетелями внушительного повышения цен на энергоносители. Стоимость нефти достигнет уровня, которого она никогда ранее не достигала. В перспективе цена за баррель нефти составит 250 долларов».
Адам Симински,
старший энергетический аналитик Deutsche Bank«Верю»:–Рынок уже потерял часть ливийской нефти из-за войны в этой стране. Кроме этого фактора цены поддерживает и ноябрьский доклад МАГАТЭ о ядерной программе Ирана, который только усилил опасения по поводу возможного конфликта. Иран контролирует Ормузский пролив, и в случае войны с рынка могут уйти около 16 млн. баррелей ближневосточной нефти в день (около 18% мирового потребления). При таком сценарии в первые же часы нефть может подорожать на 25 долларов за баррель, а если Международное энергетическое агентство не распечатает свои нефтяные запасы, рост составит более 60 долларов. Нефть дороже 160 долларов приведет к тем же потерям мирового ВВП, что были во время кризиса 2008–2009 годов. И даже для нетто-экспортеров, как Россия, это будет плохая новость: глобальная рецессия поражает все страны. К тому же за резким ростом цен, как правило, следует их обвал (последний – в 2008-м). А это опасно и для производителей нефти, и для правительств, которые на них полагаются.
Виталий Ермаков,
директор по исследованиям IHS CERA«Не верю»:Нерадостное состояние дел в экономике США, долговые проблемы в Евросоюзе и итоги кампаний в Афганистане и Ираке позволяют надеяться, что разум возобладает и до открытых военных действий в Иране дело не дойдет. Но, даже если события пойдут по худшему сценарию и Ормузский пролив будет закрыт, сложно предположить, что такое положение дел сохранится надолго. Во-первых, оппоненты Ирана приложат все усилия, чтобы разрешить конфликт как можно скорее. Во-вторых, при супервысоких
ценах производители задействуют невостребованные сейчас запасы нетрадиционной нефти (к примеру, залежи битуминозных песков в Канаде), а значит, на цены будет давить рост предложения. Для России же возможный краткосрочный рост цен на нефть, скорее, благо. Правительство хорошо научилось использовать механизм стерилизации потока нефтедолларов в различных государственных фондах, которые защищают от резкого роста инфляции.