Авторизация

 

Бизнес, который даст развитие целым регионам

Бизнес, который даст развитие целым регионамЭксклюзивное интервью председателя совета директоров ЗАО «Севзапэнерго» Сергея Глотова журналу «Энергополис».

-Сергей Александрович, как мне кажется, вы смещаете свои интересы за рубеж: Чехия, Саудовская Аравия, Финляндия, Индия…
– Есть и еще интересы за рубежом, но на самом деле основные силы, конечно же, хотелось бы приложить в России. Откровенно говоря, мы прикладываем к этому почти все силы…

– Почти?
– Да, почти. Слишком большой административный ресурс надо иметь, чтобы вкладывать все силы. Слишком большой. Но мы все основные наши направления поддерживаем: проектирование энергетических объектов, строительство, монтаж и наладка, строительство и монтаж генерирующих станций. Есть новые направления, выросшие из наших старых увлечений, – управление проектами, например.

– Но есть ведь и новые увлечения?
– Без этого жизнь будет скучной. Последнее, если так можно сказать, увлечение – проблема сжижения и транспортировки газа. Я давно живу в этой теме, давно смотрю, как развивается этот бизнес, давно пытаюсь внедрить в головы наших чиновников, что рынок сжиженного газа – это огромная и, что характерно, ближайшая перспектива для рынка газа во всем мире. Уже сейчас продажа газа «из трубы» – порядка 35%. Все остальное – сжиженный газ. И нуждаются в нем и Африка, и Южная Америка, и страны Юго-Восточной Азии – да все страны почти без исключения.

Бизнес, который даст развитие целым регионам– Но ведь мы открыли на Сахалине завод по сжижению газа…
– Открыли. А вы знаете, что за судно стояло под загрузкой? Японское судно «Мицуи». Потому что у нас таких судов нет. И верфей, которые могли бы построить такие суда, нет. И желания строить их тоже пока нет. Все увлечены «Северным потоком», «Южным потоком», ссорами и объятьями с Украиной и Белоруссией, в то время как Китай уже заложил гигантские верфи, которых у него, замечу в скобках, до сих пор не было, на стапелях южнокорейской – несколько судов. Есть и еще страны, рвущиеся на этот рынок. И только у нас тишина и благоденствие. А ведь рынок завтрашнего дня, во всяком случае так считают аналитики, до 2030 года – это рынок сжиженного газа.

– Но ведь для развития бизнеса сжиженного газа нужны не только заводы, но и строительство собственного флота. А это огромные, сумасшедшие вложения!
– Знаете, глаза боятся, а руки делают – так говорится в народе. Нужен не только собственный флот. Я вас напугаю еще больше. Нужно разрабатывать как минимум три вида бизнеса: строительство заводов сжиженного газа, строительство портов-терминалов, это отдельный бизнес, и строительство флота. Сжиженный газ, во всяком случае при технологиях, применяемых сегодня, перевозится при температуре минус 180 градусов. Так что судно, которое может его перевозить, – это гигантский плавучий завод, оснащенный соответствующим оборудованием, гигантский термос. Размеры – минимум 150 тыс. тонн водоизмещением. Длина стапеля для такого судна – 300 метров. В России таких нет, в принципе. Строительство портов-терминалов необходимо. Во-первых, для таких судов нужны огромные глубины, так как принимать груз они могут только на дальних рейдах, во-вторых, перекачка сжиженного газа с завода на судно – это сложный технологический процесс. Что важно во всем этом: если мы выстроим этот бизнес, то есть наладим, например, торговлю сжиженным газом с каким-то регионом Южной Америки, то они, по чисто технологическим причинам, уже никогда не смогут отказаться от наших услуг.
Наш козырь в том, что мы окружены (спасибо нашим предкам) морями. И не использовать это – преступно. Начинать надо, мне кажется, с Дальнего Востока. Это окажет существенное влияние и на развитие всего региона. Представьте: надо подвести газопровод, построить заводы по сжижению газа, порт-терминал, гигантские верфи – это может быть как «электрификация всей страны», лозунг для подъема края. Теперь о гигантских вложениях. Да, они, естественно, огромные. Но надо все считать. Есть целый ряд европейских и ближневосточных банков, которые готовы взять на себя до 80% расходов. Есть компании, готовые подключаться к строительству судов. Есть компании, владеющие технологиями строительства портов-терминалов и готовые хоть завтра браться за дело, есть компании, готовые вложиться в бизнес под будущие поставки газа!

Бизнес, который даст развитие целым регионам– Так в чем дело?
– Дело, как подсказал нам Булгаков, в головах. Должна быть государственная программа, ставящая задачей развитие этого бизнеса. По моим подсчетам, если мы выйдем на этот рынок через десять лет, мы полностью проиграем его. Значит, действовать надо быстро, энергично, умно. И без помощи государственной программы работа эта продвигаться будет медленно, фрагментарно, каждый будет искать свой собственный интерес, а в результате страна наша, Россия, останется на проигрышных позициях. И опять будем кого-то догонять. И перегонять. Вместо того чтобы догоняли нас. Без помощи государства осуществить экспансию на этот рынок невозможно.

– Окупаться эти вложения будут очень долго. А деньги вкладывать – сейчас. И опять же за счет государства, за счет налогоплательщиков.
– Государственная программа тем и хороша, что она может давать не деньги, а нечто большее: государственные гарантии. Которые зачастую на рынке денег стоят нисколько не меньше, чем деньги реальные.

– Сергей Александрович, я знаю, что прежде, чем выходить на государственный уровень решений, вы сами просчитываете реальные перспективы бизнеса.
– Это, разумеется, просчеты в первом приближении. Потому что за государственными программами всегда встает вопрос о собственности. Чтобы не погружать вас в подробности, скажу, что если государство на первом этапе будет иметь 49% собственности этого бизнеса (или трех бизнесов, как хотите), то в ближайшие годы это абсолютно реальное дело и абсолютно реальные, понятные капиталовложения. Которые не только не лягут на бюджет, но и дадут импульс для развития целого ряда прибрежных регионов – от Мурманска до Дальнего Востока.

Беседовал Алексей Иванов
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.