Авторизация

 

Столичная энергетика испытывает дефицит проектирощиков

Столичная энергетика испытывает дефицит проектирощиковПервый заместитель руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы Сергей Романовский рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту журнала "Энергополис" о проблемах столичного энергохозяйства, путях их решения и планах развития в ближайшие годы.


- Сергей Петрович, что было сделано в году минувшем для снижения в столице энергодефицита? Что и почему сделать не удалось?

- Сначала все-таки несколько слов, как и почему энергосистема Московского региона пришла к тому состоянию, которое было год или два назад. Наивысшего уровня электропотребления город достиг в 1989 - 1990 годах. Потом был спад в экономике в связи с перестройкой. Соответственно, был спад и в электропотреблении. Примерно до 1995 - 1996 годов спад продолжался, и город был избыточен по электрической мощности, энергии. Свободная мощность отпускалась на оптовый рынок. С другой стороны, была и серьезная проблема: энергетика столицы просто не развивалась, поскольку не было необходимости, не было потребности. Но уже где-то с 1996 года сначала в Москве, а года через три-четыре и в Московской области начался рост электропотребления, и, соответственно, мощности стали востребованны.

В 2000 году Московский регион (столица и область) уже стал сначала сбалансированным, а в 2002 - 2003 годах дефицитным по электроэнергии. Потребление превысило собственные возможности. В предыдущие годы, как я уже отметил, мало что делалось для развития энергосистемы. В лучшем случае поддерживалось то, что было: проводились ремонт и небольшие реконструкции. А нового строительства практически не велось. 2003 год был критическим в этом плане. Встала проблема подключения новых потребителей. К тому моменту были исчерпаны трансформаторные мощности подстанций, исчерпаны (не везде, но во многом) возможности пропускной способности линий электропередачи, возможности генерации, то есть электростанций.

Напомню, что тогда между городом и "Мосэнерго" (в то время это была еще единая компания) были не самые теплые отношения. Поэтому Москве пришлось на начальном этапе решать возникшие проблемы практически самой. И мы начали с электростанций. Была разработана программа строительства электрогенераций в столице. В основном она базировалась на существующих у города районных тепловых станциях. Как правило, они размещались в промышленных зонах (все-таки объекты экологически не самые чистые). Такую программу мы сделали в 2003 году.

- На сколько лет рассчитана программа?

- До 2011 года включительно. Она позднее претерпела несколько уточнений, но по сути своей мало в чем изменилась. По ней предусматривается введение почти 3000 МВт энергомощности именно за счет московских строек. Потом в 2005 году, вы помните, была авария. Эта аварийная ситуация изменила отношение в умах руководителей РАО "ЕЭС", показала, что в Москве надо что-то срочно делать. И тогда мы совместно с РАО "ЕЭС" подготовили так называемое соглашение под условным названием "Лужков - Чубайс". Его суть - недопущение дефицита, воссоздание новых мощностей, бесперебойное обеспечение электроэнергией московских потребителей. Причем это не какое-то политическое соглашение, а абсолютно конкретный документ с конкретными мероприятиями, задачами, исполнителями, сроками, источниками финансирования.

В нем поставлена задача решения трех основных задач. Первое - генерация. Второе - реконструкция и строительство новых электроподстанций 110 - 220 кВ. И третье - это развитие сетевого хозяйства, линий электропередачи. Соглашение было подписано в мае 2006 года и было рассчитано на три года (по генерации до 2010 года). По нему планировалось до 2010 года ввести почти 6000 МВт новых мощностей за счет всех сил: и городских, и инвестиционных, и "Мосэнерго", и РАО "ЕЭС". ФСК, например, брало на себя обязательство реконструировать подстанции и линии электропередачи на 500 кВ.

- В Москве пока три "пятисотки"?

- В Московском кольце семь подстанций напряжением 500 кВ. Административно на территории Москвы расположены три. На данном этапе реконструируется три подстанции 500 кВ на территории города: "Чагино", "Очаково" и "Бескудниково". И строится одна абсолютно новая подстанция 500 кВ "Западная" (на северо-западе Москвы, в Митине).

- Какова цена вопроса?

- До 2008 года включительно порядка 200 миллиардов рублей. Соглашение пока еще действует, кстати. Около 40% финансируется за счет города и его инвесторов, 60% - за счет РАО "ЕЭС" и его структур. В рамках этого соглашения за 2006 - 2007 годы построено пять новых подстанций за счет бюджета Москвы. Шестая вводится в 2008 году, как и планировалось. Это ПС "Сити-2". Ранее были введены подстанции "Матвеевская" (она же "Давыдковская"), "Заболотье", "Дубнинская", "Ново-Внуково" и "Герцево".

- С какими трудностями приходится сталкиваться при строительстве или реконструкции подстанций?

- Это проблемы, имеющие отношение не только к линиям, но и вообще ко всем объектам энергетики. Их несколько. Первая - отсутствие сегодня проектных мощностей в энергетике. Сейчас негде и некому проектировать, нет проектных организаций, которые в состоянии потянуть тот объем, который необходимо реализовывать. Их просто нет. По объему задач, я имею в виду. По объему решаемых задач, по объему физическому, который надо выполнить. Плюс не надо забывать: это Москва. Здесь одна процедура согласования занимает больше времени, чем вся стройка. Объект иногда построить быстрее, чем согласовать проект. Например, я назвал пять подстанций, которые мы уже в бюджет ввели. В городской бюджет, где заказчик - город, а не какой-то сторонний инвестор. Так, порой мы уже вводили энергообъекты, включали подстанции в работу, даже не имея разрешения на строительство. Потому что процедура согласования действительно очень сложна. Не все к этому готовы, особенно компании, проектные организации.

- А упростить эту процедуру нельзя? Как мэр относится к этому?

- Это очень сложно. Вопрос же не в мэре. Есть Градостроительный кодекс Российской Федерации. И 90% тех вещей, которыми приходится заниматься, - это не выдумка города. Все вытекает из Градостроительного кодекса, который обойти невозможно. Если надо иметь какую-то разрешительную бумажку, ее надо иметь. Если надо еще одну, то ее тоже надо иметь.

Вторая проблема - это низкий уровень отечественного машиностроения. Ведь сегодня объем заказов для машиностроителей такой, что они не могут его переварить. И не только в России. К сожалению, но это факт: сегодня значительную часть оборудования (особенно для подстанций) приходится импортировать. В Европе, да и в мире в целом энергомашиностроительные заводы перегружены заказами. Сейчас, если заказать трансформатор для подстанции, ждать нужно минимум год, а то и полтора. А раньше за полгода мы все это делали. Если кабельную линию (110 - 220 кВ) - тоже надо за год заказывать. Газовую турбину для генерации с поставкой в 2010 году ни один завод в мире не возьмется изготовить. А паровую еще дольше.

Наконец, третья проблема - это финансирование. Почему энергетика не развивалась в предыдущие 10 - 15 лет? Энергомощности просто не были востребованы, не было нужды, поэтому энергетикой и не занимались. А второе - это действительно отсутствие финансов. В Москве за последние 2-3 года эта проблема решена. Есть свои сложности, конечно, но по-крупному проблема решена. Абсолютно понятно, за счет каких источников, кто и какие объекты будет строить. При этом мы в очень большом объеме привлекли инвесторов. Первые инвестиционные электростанции строятся (одна уже введена в эксплуатацию) именно в Москве. Мы первыми в России привлекли инвестора. Причем даже конкурсы организовали, тендеры по выбору инвестора. И инвесторы пришли в сеть.

- Какие сложности возникают при строительстве новых энергообъектов в Москве с точки зрения свободных территорий?

- Есть проблема. Москва, вы видите, застраивается очень активно. Каждый год вводится по пять миллионов квадратных метров новых площадей. Поэтому сегодня в столице свободных территорий не осталось. Особенно сложно решается вопрос, когда речь идет о строительстве, например, электростанции. Не каждый захочет под своим окном увидеть дымящую трубу. Как человек, как москвич я это понимаю. Поэтому проблема существует. Но под ту программу, которую мы подготовили, у нас на сегодня по 95% всех объектов вопросы решены. Потому что начиная с 2003 года вместе с "Москомархитектурой" мы уже резервировали землю под энергообъекты. Старались где-то в промышленных зонах выбирать, чтобы поменьше было негатива от москвичей. По 2008 году у нас очень большая программа по всем инвесторам, по всем заказчикам. Пожалуй, на сегодня только по двум подстанциям еще не решен вопрос землеотвода, их расположения.

- По каким?

- Подстанция "Хамовники" в районе Лужников. И подстанция "Курская", по которой проблемы больше согласовательного плана, чем размещения. По сути, подстанция "Хамовники" сейчас единственная, которая сегодня действительно "не посажена на землю": для нее не определены границы.

- И как решается проблема?

- Не просто. Безусловно, возникнут дополнительные затраты, потому что абсолютно свободных площадок в столице нет. Если площадки находятся, то с какими-то обременениями: какие-нибудь гаражи (самое распространенное), которые нужно выносить, где-то строить новые автостоянки либо выплачивать владельцам компенсации. Затрат много. На участке могут быть здания, иногда даже жилые дома попадают. Приходится отселять людей. Правда, если хорошее здание, то его, конечно, никто не трогает. Отселение идет из ветхих строений, реконструкция которых предусмотрена в программе правительства Москвы. Такие здания мы сносим. А это дополнительные затраты. Повторяю, абсолютно свободных площадок в Москве нет ни одной. А когда еще дело доходит до проектирования, то возникает проблема подземных коммуникаций. Их надо вынести, переложить в другое место, сохранить теплотрассы, газопровод, кабель или какой-то водосточный коллектор. Это издержки большого города, но в целом проблема решается. И это самое важное.

- Москва развивается. Вместе с городом развиваются и кабельные сети. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние кабельного хозяйства столичной энергосистемы?

- Я бы разделил ответ на две части: распределительные сети 6, 10 и 20 кВ и высоковольтное кабельное хозяйство 110 - 220 кВ и 500 кВ. Сегодня в Москве протяженность кабельных линий 110 - 220 кВ приближается к 1000 километров. Плюс к этому на территории города почти 1300 километров воздушных линий электропередачи - ЛЭП. И там и там есть свои проблемы, безусловно. Если говорить о высоковольтных кабельных линиях, то первоочередная задача заключается в их реконструкции. Необходимо увеличивать сечение кабельных линий. Вторая задача - ремонт уже существующих линий. В столице еще довольно много так называемых маслонаполненных кабельных линий. Уже более десяти лет мы кладем только кабели из сшитого полиэтилена. Постепенно от проблемных линий с маслом нужно уходить. С точки зрения экологии маслонаполненные линии очень грязные. Вдобавок они очень затратные в эксплуатации. И самое главное, эти линии не очень надежны, потому что морально и физически устарели, работают по 30 - 40 лет и израсходовали свой ресурс. Еще одна проблема - это перекладка воздушных линий в подземные кабельные. Летом 2008 года должна быть подготовлена специальная программа, когда, что, как и кому делать.

- Как быстро можно будет, на ваш взгляд, убрать воздушные линии в столице?

- Нужно будет выполнить очень большой по масштабам объем работ. Думаю, программа по срокам будет рассчитана лет 15 - 20, быстрее ее не реализовать. Новые воздушные линии электропередачи высокого напряжения в столице практически не строятся, только кабельные.

- Сколько километров кабельных линий было сооружено в Москве за последние год-два?

- Смотря как считать. Если пообщаетесь с подрядчиком, то услышите цифру 600 километров, потому что он считает в однофазном исчислении (кабель из сшитого полиэтилена однофазный). Я привык считать по длине кабельной трассы. Поэтому надо делить на три. А иногда и больше, потому что бывают двухцепные линии, там лежат по шесть кабелей. Реально порядок цифр за 2006 - 2007 годы километров 70 по трассе, по траншее. В этом году необходимо построить 240 - 250 километров кабельных линий. В лучшие советские времена, когда в Москве был трест "Москабельсетьмонтаж" и "Мосэнерго" еще не разделялось, строили не больше 30 - 40 километров.

- Во времена СССР можно было строить и больше?

- Наверное. Тогда все-таки проще было с землей, с территориями в городе. Просто линии не тянули. А сейчас возникают проблемы. Во-первых, колоссальный объем строительства. Во-вторых, даже кабель заказать проблема. В России высоковольтный кабель на 110 кВ делают, например, в Москве. А 220 кВ или 500 кВ пока не производится ни одним из отечественных заводов. Значит, нужно заказывать за рубежом. Добавим сюда ограниченность монтажных мощностей. Прокладка - это не самое сложное. А вот монтаж соединительных концевых муфт осуществляется по довольно сложной технологии, и выполнять эти работы может весьма ограниченное число специалистов. Но самое, наверное, сложное - это трассировка кабельных линий в Москве. Мы строим, например, сейчас в столице 62 коллектора для прокладки кабельных линий разной протяженности. Есть полнопроходные коллекторы протяженностью по 5 - 6 километров и диаметром 3,5 метра.

- Почти метро.

- Да, почти метро. Иногда приходится уходить на большие глубины. От подстанции "Дубнинская" на севере Москвы мы делали коллектор и шли на глубине 18 метров. Разумеется, с помощью щитовой проходки, а не открытым способом. Прокладка кабеля в Москве - это очень затратная работа. Но другого выхода сегодня нет. Решения столичного правительства на этот счет приняты, и требования к их выполнению будут только ужесточаться.

Сергей Меркулов







Сергей Петрович РОМАНОВСКИЙ родился в 1959 году. Выпускник Белорусского политехнического института. Кандидат экономических наук. Трудовую деятельность начал в 1977 году. Работал слесарем-инструментальщиком, электромонтером, начальником смены электрического цеха, заместителем директора по капитальному строительству на ряде предприятий города Москвы.

С 2002 года - первый заместитель руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.

За заслуги в развитии единой энергетической системы России награжден нагрудным знаком "Заслуженный работник "ЕЭС России" и знаком "Заслуженный ветеран труда Мосэнерго" II степени.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.