Авторизация
 
  • 13:05 – РЭН 2018. Часть вторая. Итоги
  • 15:17 – Повышение надежности электроснабжения потребителей
  • 10:30 – Рейтинг эффективности систем теплоснабжения России
  • 10:00 – Отдельной строкой. Строительство и модернизация ТЭС на Дальнем Востоке
  • 09:30 – Дивиденды госкомпаний увязать с инвестпрограммами

Уголь в угол. Перевалка угля в портах

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал основные выводы аналитического доклада, посвященного анализу социально-экономических последствий возможных ограничений на перевалку угля в портах, а также мероприятий по снижению негативного воздействия угольных терминалов на окружающую среду.
По оценкам Института, ущерб для экономики России от радикальных регуляторных решений может составлять до 0,5 трлн руб. (суммарно потери выручки угольных компаний, портовых терминалов и, соответственно, налоговых поступлений в государственный бюджет) и привести к сокращению до 51 тыс. рабочих мест. Эксперты считают, что принятие любых регуляторных мер в отношении перевалки и хранения угля в портах должно иметь соответствующее экономическое обоснование, а также базироваться на принципах наилучших доступных технологий (НДТ).
Исследование ИПЕМ было представлено в рамках круглого стола «Экономические и экологические проблемы развития российских угольных терминалов», прошедшего в Аналитическом центре при Правительстве РФ. В обсуждении результатов исследования приняли участие представители Минэнерго России, Государственной Думы РФ, Росморречфлота, ООО «Управляющая портовая компания», ФГУП «НИИ «Центр экологической промышленной политики» и других организаций.
Наблюдавшийся в период 2000-2017 годов значительный рост экспорта угля потребовал строительства новых специализированных портовых терминалов. Ряд универсальных терминалов также начал оказывать услуги по перевалке угля. В то же время выросла и нагрузка на окружающую среду в окрестностях терминалов, что было отмечено на высоком государственном уровне.
В рамках исследования ИПЕМ провел расчеты на основе 5 различных сценариев (разные условия динамики экспорта и ужесточения законодательного регулирования). И показали, что если темпы роста спроса на российский уголь сохранятся (на 29% к 2030 году относительно 2017-го), то любые ограничения на перевалку угля вызовут заметные негативные последствия для экономики России.

По оценкам Института, в случае полного прекращения перевалки угля в российских портах снижение его экспорта в 2030 году может достигнуть 114–186 млн т (в зависимости от зарубежного спроса на российский уголь). Это означает, что снижение добычи угля также составит 28–45% по сравнению с уровнем 2017 года. Соответственно, доходы федерального бюджета снизятся на Снижение 33 млрд рублей (20 млрд руб. – от стивидорных компаний, 13 млрд руб. – от угольных предприятий).
С учетом того, что ОАО «РЖД» и операторы грузовых вагонов также потеряют грузовую базу, ущерб для экономики может быть еще значительнее. Так, в случае стабильного роста спроса на уголь в мире запрет на перевалку угля в неспециализированных терминалах приведёт к снижению доходов операторов на 24 млрд руб., а ОАО «РЖД» — на 34 млрд руб. В случае же полного запрета на перевалку угля в портах потери составят 106 млрд руб. для операторов и 150 млрд руб. для ОАО «РЖД».

Полное прекращение перевалки угля приведет к высвобождению 12 тыс. занятых в портах и 39 тыс. занятых в добыче. Основными регионами России, находящимися в «зоне риска», являются Кемеровская область и Хабаровский край. При этом от снижения доли России на мировом рынке угля выиграют другие страны – США, Колумбия, ЮАР и пр.
ИПЕМ полагает, что модернизация требований к перевалке и хранению угля в российских портах является оправданным и назревшим решением. В то же время принятие любых регуляторных мер в отношении сферы перевалки и хранения угля в российских портах должно иметь соответствующее экономическое обоснование, учитывающие основные риски и последствия их реализации. «Поспешная реализация таких необдуманных мер может привести к непоправимым последствиям: мировые рынки угля крайне чувствительны к стабильности обеспечения поставок», - отмечено в докладе Института.

По мнению Института, любые регуляторные решения в отношении воздействия угольных терминалов на окружающую среду должны опираться на передовой международный опыт. Последний показывает, что приоритетом должно быть не сооружение полностью закрытых угольных терминалов, а внедрение современного специализированного и природоохранного оборудования. При этом в России в других отраслях уже есть инструментарий, стимулирующий внедрение такого оборудования — механизм наилучших доступных технологий (НДТ). Его внедрение в сфере перевалки угля позволит не только обеспечить выполнение необходимых экологических требований, но и сделает их реализацию экономически и технически возможными.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Свежий номер
  • Комментируют
  • Сегодня
  • Читаемое
Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru