Авторизация

 

Полуостров

Если говорить оКрыме как новом регионе России, новом субъекте Федерации иновом рынке для российских компаний, то складывается такое впечатление, что пока не складывается. Понятно, что сложится все ивсе будет хорошо вКрыму, только за это надо будет заплатить. Не вопрос. Вопрос сколько.

Во сколько обойдется бюджету социально-экономическая интеграция двух новых субъектов Российской Федерации – Крыма и Севастополя? Если посмотреть на инфраструктурный пакет инвестиций, то следует назвать первоочередные проекты ипервостепенные задачи, которые надо решить: дороги, порты, аэропорты, железные дороги иэлектроэнергетика.

Бюджет текущего ремонта автодорог Службы автодорог Крыма 6,5млрд рублей. Потребности вразвитии транспортной инфраструктуры Крыма Министерством экономического развития РФ оцениваются в100млрд рублей. Стоимость строительства моста через Керченский пролив, который свяжет полуостров с материковой Россией, Министерством транспорта РФ оценивается примерно в 50млрд. Предварительная независимая оценка проекта составляет 80млрд рублей.

По оценке ТПП РФ, на реконструкцию четырех морских торговых портов потребуется 60млрд, четырех аэропортов полуострова – 8,5млрд и на строительство железных дорог 1млрд рублей. Последняя сумма вызывает большие сомнения вОАО«РЖД».

В18млрд рублей оцениваются независимыми экспертами минимальные и необходимые инвестиции в развитие электроэнергетики полуострова.

Общий дефицит бюджета Севастополя иКрыма в2014 году будет покрываться втом числе за счет нераспределенных доходов бюджета России и,по оценке Министерства финансов РФ, составит 55млрд рублей.

Если говорить осоциальной части интеграции, то, по данным Службы статистики Республики Крым, на 1февраля 2014 года постоянное население полуострова составляло 1958046 человек, 677тыс. из которых – пенсионеры, по данным Минтруда и соцзащиты РФ. Расходы на поддержание пенсионной системы Крыма составят 36млрд рублей вгод. При увеличении пенсий крымчан до среднего уровня по РФ расходы составят 80млрд рублей в год. Средняя зарплата работника бюджетной сферы вКрыму впересчете сгривен составляет 10тыс. рублей. 60млрд рублей на повышение зарплат бюджетников субъектов потребуется выделить из бюджета. Есть еще ивоеннослужащие вКрыму. Сейчас личный состав Черноморского флота 12тыс. человек. Министерство обороны РФ предполагает увеличить численность ВС РФ в Крыму до 30–40 тыс. человек иосуществить вложения в военную инфраструктуру Крыма в размере 100 млрд рублей.

Сколько потребуется вложить, чтобы обеспечить Крым бесперебойным энергопитанием?

Энергоснабжение Крыма не имеет рецепта, но имеет диагноз: все не так хорошо, или все совсем не так. Сложно для восприятия? Но так оно иесть на самом деле. Факт. Заверните вфантик иположите вкарман.

Начать имеет смысл старифа. Иесли его взять за отправную точку впопытке нарисовать картину энергетики полуострова, то для начала надо сказать, что украинские домохозяйства получают электро­энергию по одному из самых низких тарифов вЕвропе. Вцифру переведем? Так вот, тариф для населения Крыма в2013 году составлял 0,77–2,63рубля за 1кВт·ч электроэнергии. Для сравнения: население вМоскве платит по тарифу от 3,15 до 4,50рубля за 1кВт·ч. Европейские же цены на электроэнергию для населения достигают уровня 8–10рублей за 1кВт·ч (пересчет по курсу на конец марта). Впромышленности ситуация схожая: крымские предприятия платят около 3,4рубля за 1кВт·ч электроэнергии против 5,5–6,5рубля вРоссии и6–7рубля за 1кВт·чвЕС.

Наши тарифы – чума для населения субъекта. Понятно, что надо заплатить. Кто это оплачивает, тоже понятно. Государственные дотации исубсидии синдексацией цен на электроэнергию темпами, соотносимыми стемпами роста зарплат бюджетников ипенсионеров Крыма до российского уровня, в2014 году составят около 4–5млрд рублей, в2015-м – около 3млрд ибудут снижаться впоследующие годы.

Теперь, когда старифом не так чтобы ясно, но более или менее понятно, можно ипро саму энергосистему Крыма, которая энергодефицитна. На полуострове недостаток собственных энергоресурсов. При этом рядом на территории материковой Украины электроэнергию производят крупнейшая встране Запорожская ТЭС (3625МВт) икрупнейшая вЕвропе Запорожская АЭС (6000МВт). Крым вряд ли увидит новую собственную электроэнергию или переданную из Краснодарского края ранее начала 2016 года. Ближайшие два года диалога сКиевом по поставкам электричества вКрым не избежать. Уровень цен в23–27долларов за 1МВт·ч для населения иоколо 45долларов за 1МВт·ч для промышленности, по которому Украина поставляла электроэнергию вКрым в2013 году, согласовать вряд ли удастся. Тогда почем это стоит? Так, в2013 году Украина поставляла электроэнергию вВенгрию, Словакию иРумынию всреднем по 62доллара за 1МВт·ч, вБеларусь – по 57долларов, вПольшу– по 48, вМолдавию – по 61доллару за 1МВт·ч (с учетом транспортировки до границы). Средняя цена – 60долларов за 1МВт·ч. Получается, что сучетом платы за передачу, распределение исбыт электроэнергии конечная цена для потребителя будет равна примерно европейской, то есть 7–9рублей за 1кВт·ч для всех потребителей, иразницу стекущими ценами придется компенсировать из федерального бюджета РФ. Ну как-то так. И все это ждет Крым уже вближайшем будущем.

Если задуматься одолгосрочных перспективах, то Крыму предстоит глобальное строительство своих энергосистем. Что нам стоит там построить ичто строить там имеет смысл? Есть несколько вариантов, каждый из которых позволит вдолгосрочной перспективе решить проблему энергоснабжения полуострова.

Путь первый – строительство собственной генерации. Сейчас вКрыму добывается 1,65млрд кубометров газа, из них 1,5млрд идет на выработку тепла. Есть возможности увеличить добычу газа иобеспечить им 1,2тыс.МВт тепловых электростанций.

ПолуостровПуть второй – еще раз построить Крымскую АЭС вКазантипе. Ее почти построили иприостановили всвязи сЧернобылем. Втот момент готовность первого блока составляла 80%, второго – 18%. Но об этом всем можно забыть. Большая часть оборудования была сдана на металлолом. Площадка есть, ина ней можно построить станцию. Такой проект оценивается примерно в10млрд долларов, но, по мнению главы компании «Рос­атом» Сергея Кириенко, атомная электростанция вэтом регионе не нужна иКрым в этом качестве вкомпании не рассматривают.

Третий инаиболее быстро реализуемый способ – прокладка подвод­ного кабеля через Керченский пролив. Предполагается, что осуществит это ОАО «Россети». Его глава Олег Бударгин уже не раз говорил журналистам, что компания организует свое подразделение вКрыму изаймется прокладкой кабеля, но пока точный маршрут прокладки или возведения ЛЭП не выбран: он может пройти по дну моря или по мосту через Керченский пролив, который должен соединить Россию сКрымом.

Стоимость такого энергомоста оценивается по-разному взависимости от того, где он пройдет. Строить по дну Керченского пролива дороже, по совмещенному сжелезнодорожным автомосту через пролив – дольше. Стоимость строительства варьируется от 10млрд (через железнодорожный мост) до 20млрд рублей (по дну пролива), сроки реализации – от полутора (по дну пролива) до трех-четырех (по мосту) лет.

Общая протяженность энергосетей вКрыму составляет около 1380км. Степень их износа – 81%. Снижение износа до приемлемых 50% будет стоить примерно 3–5млрд рублей, до европейского уровня в30% – около 8–9млрд. Расширение сети для обеспечения выдачи мощности сновых электростанций конечным потребителям – еще примерно 10млрд. Общая стоимость электросетевых работ вКрыму может составить от 25 до 40млрд рублей. Тем самым для решения всех основных задач всреднесрочной перспективе государству потребуется потратить от 75 до 120млрд рублей. Окупаемость этих проектов сучетом субсидируемых тарифов врегионе выглядит сомнительной. Ктому же без государственных гарантий возврата инвестиций частным инвесторам или использования бюджетных средств реализация этих проектов кажется практически невозможной.

В Крыму, конечно, тепло, это вам не Биробиджан, но что из себя представляет тепловая генерация на Крымском полуострове? Всего четыре теплоэлектроцентрали: Севастопольская, Симферопольская, Сакская иКамыш-Бурунская вКерчи. Эти, спозволения сказать, мощности восновном построены до Великой Отечественной войны. Помните, какие бои были за Крым? Севастопольская ТЭЦ во время войны была полностью разрушена, аоборудование ее вывезено вГерманию. После окончания оккупации началось восстановление станции, которое завершилось к1951 году. ТЭЦ была выведена на полную мощность в1958 году исейчас вырабатывает около 33МВт электроэнергии.

Сакская ТЭЦ строилась для обеспечения нужд Сакского химического завода, была разрушена немцами ипосле войны восстановлена. В2002 году завод был закрыт, иТЭЦ сегодня работает лишь на половину мощности, вырабатывая около 6МВт электроэнергии.

Камыш-Бурунская ТЭЦ вКерчи, построенная в1937 году, до 1972 года гордо именовалась ГРЭС иимела около 30МВт установленной мощности. Однако сейчас она используется только втеплофикационном цикле всвязи сотсутствием внешнего промышленного потребителя пара, без чего работа врежиме когенерации затруднительна.

Симферопольская ТЭЦ построена в1958 году ирасширена в1986-м путем достройки двух турбин 100МВт каждая. Однако сейчас эти турбины не используются ввыработке.

Норма жизненного цикла тепловых электростанций без глубокой модернизации изамены ключевых узлов вмировой практике составляет около 30 лет. Видеальной ситуации все вышеперечисленные электростанции следовало бы вывести из эксплуатации немедленно изаменить новыми. Вполне возможно, что такое оборудование может прослужить еще год, два идаже пять лет, но вусловиях сверхнагрузок вреалиях крымского энергодефицита технологические риски возрастают геометрическими темпами.

Что делать, когда все так или все не так? Обратим взгляд кнебесам итам увидим солнце. Министр энергетики РФ Александр Новак на совещании по обеспечению электроэнергией полуострова сообщил, что вКрыму очень высок уровень использования ВИЭ. Украинские власти в2009 году начали активное развитие возобновляемых источников электроэнергии, впервую очередь солнечных электростанций. ВКрыму пять солнечных электростанций: СЭС «Николаевка»– 69,7МВт (введена вдействие вавгусте 2013 года), СЭС «Митяево»– 31,55МВт (введена вапреле 2012-го), СЭС «Перово» – 105,56МВт (введена вдекабре 2011-го), СЭС

«Охотниково» – 82,65МВт (введена воктябре 2011-го), СЭС «Родниковое» – 7,5МВт (введена вфеврале 2011-го). Суммарная установленная мощность этих станций – 297МВт, что вдва споловиной раза превышает мощность, выдаваемую всеми тепловыми станциями Крыма. «Перово» всвое время была крупнейшей солнечной электростанцией вмире исейчас занимает четвертое место врейтинге. Александр Новак подчеркнул, что необходимо сохранить эти энергомощности, обеспечить их функционирование исоздать систему, которая позволяла бы покупать электроэнергию на условиях не хуже сегодняшних.

Несмотря на то что эти электростанции являются на данный момент важной частью энергообеспечения Крыма, назвать их полностью надежными или сделать ключевым элементом будущей энергосистемы Крыма будет ошибкой.
Солнечный удар 2009 года вКрыму был вызван договором между правительством Украины икомпанией Activ Solar, основанной вАвстрии. По неофициальным данным, эта фирма тесно связана сАндреем Клюевым, который был главой администрации президента Украины Виктора Януковича. Согласно договору, электроэнергия, произведенная на предприятиях Activ, была освобождена от налога на прибыль, акомпания получила 75-процентную скидку на аренду земель под солнечные электростанции.

Кто икак будет развивать ВИЭ вКрыму теперь, пока неизвестно. Небольшой ресурс по сравнению степловыми станциями всочетании свысокой стоимостью обслуживания делает проект крайне непривлекательным для инвестора.

Теоретически развитие вКрыму ВИЭ могла бы взять на себя компания «РусГидро», успешно доказавшая свои лидерские качества вэтом направлении вРоссии. Но пока остается неясным, какие льготы исубсидии готово наше правительство предоставить для развития ВИЭ вКрыму, абез этого, как говорится, см. выше.
Итого: Крым наш!
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.