Авторизация

 

Ядерный контролер

Ядерный контролерСобытия на АЭС «Фукусима» в марте 2011 года подчеркнули и напомнили миру о той важной роли, которую продолжает сегодня играть МАГАТЭ в обеспечении глобальной ядерной безопасности. Центр мирового сотрудничества в ядерной сфере, МАГАТЭ является ядром, вокруг которого концентрируются и вращаются все остальные части глобальной системы управления, содействие безопасной, надежной работе при использовании мирных ядерных технологий.

Накануне 55-й годовщины со дня основания МАГАТЭ старший научный сотрудник агентства, профессор и заведующий кафедрой международных отношений школы Норманна Паттерсона Карлтонского университета в Оттаве (NPSIA), директор Канадского центра соблюдения договора (ССТС) Тревор Финдли в Монреале встретился с корреспондентом журнала «Энергополис».

Тревор Финдли – автор фундаментального исследования, которое стало основой объемного и подробного 160-страничного доклада о деятельности МАГАТЭ, где подробнейшим образом описаны основные программы Агентства по международным ядерным гарантиям, безопасности и мирного использования ядерной энергии, управления и финансовой стороне деятельности организации. В своем докладе Финдли говорит о том, что МАГАТЭ требуется серьезное реформирование, начиная от системы и объемов финансирования и технической поддержки со стороны стран – членов организации и заканчивая модернизацией избирательной системы Совета и Конференции по безопасности.

– Тревор, МАГАТЭ было создано в 1957 году в связи с получившими широкое распространение страхами и ожиданиями неминуемого в результате недавнего открытия ядерной энергии апокалипсиса. 29 июля 2012 года агентство отметило свое 55-летие. Насколько эффективно МАГАТЭ и насколько влиятельны, авторитетны и важны сегодня решения агентства для жизни мира?


– В своем отчете по результатам исследований деятельности МАГАТЭ я даю в целом положительную оценку работы агентства, отмечая не самую высокую эффективность принимаемых организацией решений. Я говорю о необходимости реформ и модернизации некоторых из практик агентства, но в целом мне кажется, что МАГАТЭ было и остается одной из самых эффективных и действенных организаций в структуре ООН. Это довольно влиятельная организация с мировым именем, особенно потому, что она играет важную роль в обеспечении неких ядерных гарантий для всех стран мира. Эта та часть работы агентства, которая отвечает и определяет равновесие и состояние сил в мире в соответствии с обязательствами не приобретать и не распространять ядерное оружие, что, согласитесь, является важнейшем аспектом международной безопасности. Думаю, что ответил на ту часть вашего вопроса, которая касалась авторитетности принимаемых МАГАТЭ решений. Таким образом, агентство было и остается влиятельной организацией для сообщества государств, но, подчеркну, его позиции нуждаются в укреплении. Агентству требуется реформа, в частности, требуется большая поддержка его работы со стороны государств-членов, которых в настоящее время 153.

– Каковы основные проблемы, с которыми сталкивается агентство сейчас?

– Ну одной из главных проблем, конечно, является бюджет. Я отметил в своем отчете нулевой реальный рост финансирования работ агентства за последние 20 лет. Согласитесь, что на протяжении такого долгого времени отсутствие роста бюджета для любой организации не является положительным фактором. Более того, мало кто смог бы продолжать работу и исследования на протяжении такого периода времени, не имея ни одного лишнего на то цента. Так что первое – потребности в финансировании. Мой доклад не рекомендует какой-либо конкретной суммы, и в нем не говорится, как в других исследованиях, что сумма финансирования МАГАТЭ должна быть удвоена. Но это, конечно, так. Потому что почти каждая программа МАГАТЭ нуждается в большей поддержке, потому что то, что делает организация для всего мира, очень важно, потому что агентство на самом деле работает, а не создает видимость своей деятельности. При этом я в моем докладе утверждаю, что само агентство должно улучшить свою работу и свою эффективность в решение вопросов собственного финансирования. Агентство сегодня должно мотивированно объяснить странам ООН, почему оно нуждается в дополнительном финансировании и чем может обернуться сворачивание каких-то программ агентства для всего человечества.

Второй большой проблемой агентства является политизация его управления – Совета управления и Генеральной конференции МАГАТЭ. И это действительно важно для понимания государствами-членами, это то, что требует решения, это – проблема. Была огромная проблема вокруг Ирана. Именно политика в работе управленческих органов агентства привела к тому, что на принятие решения по иранской проблеме повлияли решения стран – участниц совета, которые не имеют ничего общего с Ираном и не знают ничего об этой стране, кроме того, что там есть нефть. То, что мы получили в результате решения вопроса по ядерным проблемам Ирана в МАГАТЭ, стало проблемой уже для всего мира.

Третий вопрос, который я хотел бы отметить, – это необходимость введения современных практик управления в работу агентства. МАГАТЭ сегодня нужны современные менеджеры-управленцы. Кроме того, очень важно и актуально привлекать к работе современных профессионалов, специалистов и компетентных лидеров в своих областях знаний, особенно в области информационных технологий. Нужны современные специалисты при проведении экспертиз ядерных технологий. Это действительно очень важно – быть в курсе развития технологий при оценке использования ядерного топлива в различных областях человеческой деятельности. Все это касается вопросов безопасности и нераспространения.

– Одна из названных вами проблем состоит в политизации Совета управления. Что вы можете предложить для решения этой проблемы?

– Совет управления является органом, который действительно отвечает за свою собственную судьбу. Снижение уровня политизации при обсуждении вопросов, которые вынесены на совет, меньше самой политики в его решениях, думаю, должны и могут вернуть работу совета к коллективным, общим, согласованным решениям и действиям. Если это произойдет. За годы работы агентства система принятия решений в совете прошла путь от поиска консенсуса в принятии решений к системе принятия решения по голосам. Существует в настоящее время предложение о расширении совета, но я думаю, что это было бы ошибкой.
Все сказанное о совете, конечно, не работает в случае с Конференцией по разоружению. Но я думаю, что на самом деле и там из года в год расклад становится хуже. Посмотрите на существующую избирательную систему, которая в настоящее время ориентирована лишь на один критерий при оценке той или иной страны: готова ли эта страна и может ли она сделать больший вклад в финансирование? Так что я думаю, что должна быть проведена реформа избирательной системы по географическому признаку, так что географические регионы выбирают лучшие страны, которые подходят для членства в совете. Это не решит всех политических проблем, но это поможет создать более справедливую избирательную систему для развивающихся стран, которые предположительно будут в большей степени чувствовать, что они имеют вес и голос в представительном органе агентства и что они и их вопросы тоже имеют гораздо больше шансов попасть на совет.

– Какие мировые проблемы, или, как принято сейчас говорить, вызовы, будут определять будущее МАГАТЭ?

– Ну одна из проблем существует уже более десяти лет, и она никоим образом до сих пор не решена, – это Иран. И мир может получить еще не один подобный названному случай. Это очень сложная задача. И это уже существующий вызов всему миру.

Другим вызовом является внезапное возрождение интереса к ядерной энергии, который на данный момент обусловлен событиями на «Фукусиме» и решением Германии и ряда других стран выйти из бизнеса развития ядерной энергии. Вопросы изменения климата на Земле вызывают, с одной стороны, повышенный интерес к распространению возобновляемых источников энергии, а с другой – дефицит энергии побуждает многие страны к разработке собственных программ создания ядерных реакторов, что тоже в сегодняшнем мире является и вызовом, и проблемой.

Третья задача будет заключаться в плане проведения программ ядерного разоружения. МАГАТЭ включена в качестве агентства, осуществляющего контроль и проверку по ядерному разоружению, и агентством уже ведутся переговоры с Россией и США о том, как защитить мир от избытка ядерных материалов, возникающих при демонтаже оружия. Но этот вопрос значительно шире, потому что потенциально больше круг вовлеченных в этот процесс стран, обладающих ядерным оружием и компонентами к нему. Другие государства должны будут присоединиться к соглашению о ликвидации ядерного оружия и к работе с агентством, но и оно само должно будет быть более активным в этом отношении. Так или иначе, но МАГАТЭ, безусловно, будет участвовать в качестве агента при работах, связанных с отменой и отказом от ядерного оружия.

– Какую роль Россия сейчас играет в МАГАТЭ? Какие проблемы вы видите в вопросах сотрудничества Россия–МАГАТЭ? Как может быть улучшено участие России в работе МАГАТЭ?

– Россия играет очень важную, исторически сложившуюся роль в МАГАТЭ. Россия была одним из первых членов Совета управления и постоянно переизбиралась на эту должность. Таким образом, позиция России в агентстве чрезвычайно важна, она помогает принять некоторые из самых важных решений в том, что делает МАГАТЭ.

На протяжении многих лет основная трудность в работе с Россией, на мой взгляд, заключается в том, что это работа проводится, если угодно, несоответственно ее статусу, не как со страной, обладающей действительной властью и влиянием, не как с эффективной ядерной державой. Это в полной степени относится и к работе с США, и это не способствует участию этой страны в работе МАГАТЭ в отношении ее добровольных взносов в финансирование агентства или предоставления ему технической помощи. Так что, на мой взгляд, Россия должна быть в состоянии сделать гораздо больше, особенно сейчас, когда состояние ее экономики намного лучше, чем в США или в Евросоюзе. Я думаю, что Россия должна играть большую роль в МАГАТЭ. Россия имеет и выдвигает интересные идеи в некоторых областях, таких как обязательное предварительное рассмотрение проектов с их оценкой для целей достижения ядерной безопасности в мире. И я думаю, что это очень хорошо. К сожалению, другие государства не согласились на это предложение, но было бы очень полезно, если бы Россия преследовала эту цель обязательного предварительного рассмотрения в дальнейшем, поскольку страна надеется на экспорт своих ядерных реакторов и, конечно, сама Россия имеет очень большую и хорошо развитую атомную отрасль. Поэтому роль России в области ядерной безопасности будет особенно полезна.

То, что касается работы России в области предоставления ядерных гарантий, к сожалению, Россия, похоже, сдерживает ряд предложений по реформе и укреплению этого направления деятельности агентства. И я не совсем уверен, почему это должно быть так, потому что традиционно в России не было проблем с гарантиями. И было бы жаль, если бы Россия по-прежнему шла по этому пути. На мой взгляд, ядерные гарантии – чрезвычайно важный вопрос, и лучшим подтверждением моим словам может служить случай с Ираном. Да, согласен, что ядерные гарантии не всегда работают так, как должны. Но это говорит лишь о необходимости укрепления и реформирования работы этого направления МАГАТЭ, и я считаю, что развитие ядерных гарантий в мире в том числе и в интересах России.

– Большое вам спасибо, профессор, за это интервью и до свидания.


– Всего хорошего вам и вашим читателям и большой привет России.

Виктор Дмитрук, Канада, Монреаль.
Специально для журнала «Энергополис»
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Chernov
  • 13-11-2012, 19:58
  • : 19:58
  • Пользователь offline
    • Нравится
    • 0
Логика предупреждения Аварий

«Есть логика намерений и логика обстоятельств, и логика обстоятельств сильнее логики намерений» – И.В. Сталин. Но есть ещё и логика предупреждения этих обстоятельств.

Производственная деятельность на электростанциях использует логику намерений, а АВАРИИ на этих же электростанциях происходят в соответствии с логикой обстоятельств. Но раз логика обстоятельств сильнее логики намерений, то АВАРИЮ, если ей в силу обстоятельств суждено быть, уже не остановить. И в настоящее время все средства на электростанциях ориентированы только на снижение последствий уже свершившейся АВАРИИ. Но возникает вопрос: Зачем же вообще допускать эту АВАРИЮ, когда есть логика предупреждения обстоятельств, т.е. АВАРИЙ?

Например: Есть три дискретных параметра “A,B,C”, которые обязательно в строгом порядке следует включать и выключать, а нарушение этого порядка обуславливает Аварийную Ситуацию. На электростанциях сосредоточены десятки тысяч подобных дискретных параметров, и уловить одно, тем более – несколько, самопроизвольных некорректных срабатываний, на первый взгляд, очень сложный вопрос, который до сих пор крупными отраслевыми институтами не решён.

В данном случае предлагается очень простая теория. Для обнаружения самопроизвольного срабатывания совсем не нужно анализировать весь технологический срез, т.е. взаимное состояние всех параметров. Вполне достаточно анализировать состояние только смежных параметров.