Авторизация

 

Понаехали. Резкий прирост мигрантов

Миграционный прирост населения России в январе-апреле 2019 года резко увеличился, превысив значения всех предшествующих десяти лет. Численность иностранных трудовых мигрантов в России несколько выросла, а доля легализованных на рынке труда среди них сократилась.


Долговременная миграция


В первые месяцы 2019 г. миграционный прирост населения России резко увеличился, с 57,1 тыс. человек в январе-апреле 2018 г. до 98,0 тыс. в январе-апреле 2019 г. Этот рост был полностью обеспечен увеличением числа прибывших в страну – 218,6 тыс. против 177,3 тыс. за соответствующий период прошлого года, при этом число выбывших практически не изменилось.
Динамика числа прибывших в 2019 г. по сравнению с предыдущими годами выглядит аномальной. Сравнение квартальных данных показывает, что, во-первых, число прибывших в I квартале текущего года было наибольшим за все последнее десятилетие. Во-вторых, что, за исключением 2011 г., когда произошло коренное изменение методики статистического учета миграции в России, численность прибывших в I квартале была ниже, чем в последнем квартале предшествующего года – обычно их число увеличивается к концу года.

Возможно, причина резкого роста прибытий заключается в недоучете их в 2018 г., когда миграционный прирост населения (125 тыс. человек) оказался самым низким за многие годы. Также резкое изменение показателя может объясняться новой коррекцией методики учета миграции, предпринятой в текущем году.


В январе-апреле 2019 г. миграционный прирост населения России увеличился с подавляющим большинством стран, в том числе со странами СНГ– на 57,4% по сравнению с соответствующим периодом 2018 г., с другими странами – в 5,2 раза. Из стран – крупных миграционных партнеров России в наибольшей мере увеличился миграционный прирост с Арменией и Украиной. При этом сократился показатель миграционного прироста с Белоруссией и Молдавией. Основными миграционными донорами России становятся Казахстан, Украина, Таджикистан и Армения.
Миграционный прирост России со странами дальнего зарубежья в начале 2019 г. не только был выше показателей последних лет, но и данных за 2011 г., когда он был максимальным (9,0 тыс. человек за январь-апрель, 31,4 тыс. – в целом за год). Причем показатели растут в отношении большинства стран. В наибольшей степени увеличилось число прибывших из Китая (в 2,35 раза), Сербии (в 2,17 раза), Сирии (в 1,93 раза). Число выбытий в страны дальнего зарубежья сократилось на 7%.

Отсутствие прогресса в легализации трудовых мигрантов на рынке труда свидетельствует о недостатках миграционного законодательства и правоприменительной практики в текущих экономических условиях.

Масштабы внутристрановой миграции немного уменьшились. По сравнению с январем-апрелем 2018 г. число долговременных миграционных перемещений в пределах страны снизилось на 38,3 тыс. человек, или на 3,2%. В целом показатель в последние годы характеризовался стабильностью, изменяясь от года к году на несколько процентов без четкой направленности динамики.
Увеличение общего миграционного прироста населения России привело к резкому снижению числа регионов, население которых в начале 2019 г. сокращалось за счет миграции. Существенно снизилась миграционная убыль населения Дальневосточного федерального округа – с 8,5 тыс. человек в январе-апреле 2018 г. до 2,9 тыс. за четыре месяца текущего года. Но тенденции пока не выглядят устойчивыми (подобное уже имело место в прошлом). Центры притяжения мигрантов – те же: две крупнейшие агломерации (Московская и Санкт-Петербургская) и Краснодарский край.


Временная миграция



В 2019 г. численность иностранцев, временно пребывающих в России, немного выросла на фоне двух предыдущих лет, а к началу лета даже превысила показатель 2016 г. Однако по сравнению с докризисными 2013–2014 гг. разрыв в показателях сохраняется (рис. 2). На 1 июня 2019 г. на территории РФ пребывало 10,13 млн иностранцев (на 1 июня 2018 г.– 9,63 млн иностранцев, на 1 июня 2017 г. – 9,96 млн).
По-прежнему основной контингент временно пребывающих – граждане стран СНГ. Их доля сохраняется на уровне 85%. Наиболее многочисленна группа выходцев из Средней Азии, за ними следуют граждане Украины, хотя их численность продолжает устойчиво сокращаться.

После заметного падения в 2015–2016 гг. наблюдается рост временной миграции из Азербайджана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Причем по числу пребывающих выходцев из первых трех стран докризисные значения уже превышены, а по Узбекистану показатели ниже всего на 15%. Сокращение в числе пребывающих временных мигрантов устойчиво демонстрируют две страны – Молдавия и Украина.
На 1 июня текущего года по сравнению с той же датой 2018 г. чуть выросло число пребывающих граждан из стран ЕС в целом, хотя по отдельным наиболее крупным странам динамика отрицательная, единственное исключение – Франция (табл. 3). Сравнение же с показателями докризисного 2014 г. по-прежнему показывает масштабное сокращение – в среднем почти в 3 раза, а по отдельным странам – в 6-10 раз.
На 1 июня 2019 г. в РФ пребывало 4,4 млн трудовых мигрантов – въехавших с целью "работы по найму" (в 2018 г. на эту же дату – 4,2 млн). 97% мигрантов – выходцы из стран СНГ. По сравнению с 2018 г. больше всего выросла трудовая миграция из всех трех стран Средней Азии, а заметно снизилась – из Молдавии и Украины.
На 1 июня 2019 г. на руках у трудовых мигрантов было 1,7 млн действительных разрешений на работу и патентов (годом ранее – 1,85 млн), еще чуть более 1,1 млн человек имели право работать без таких документов (граждане стран – членов ЕАЭС). Около 64% трудовых мигрантов потенциально имели возможность трудоустроиться в России официально; по сравнению с прошлым годом на эту же дату доля таких работников снизилась (было около 69%). Отсутствие прогресса в легализации трудовых мигрантов на рынке труда свидетельствует о недостатках миграционного законодательства и правоприменительной практики в текущих экономических условиях. Это происходит при небольшом, но все-таки росте абсолютного числа трудовых мигрантов, демонстрирующем их востребованность на российском рынке труда.
О трудностях процесса легализации трудовых мигрантов свидетельствуют и данные по числу вновь оформленных документов за 5 месяцев 2019 г. (табл. 4). Если в 2017 г. и 2018 г. общее число оформленных разрешительных документов за 5 месяцев выросло на 8–10% относительно соответствующих данных предыдущего года, то в 2019 г. – лишь на 2%.
Почти перестали расти и авансовые налоговые платежи за патенты. За 5 месяцев 2019 г. мигранты перечислили в региональные бюджеты 23,7 млрд руб., в прошлом году за тот же период – 23,6 млрд. В Москве и вовсе наблюдается сокращение собранных в бюджет платежей: с 7,5 млрд за 5 месяцев 2018 г. до 7,2 млрд в 2019 г.
С каждым годом вклад в платежи за патенты мигрантов из Узбекистана и Таджикистана растет, в этом году ими был оформлен 91% всех патентов, в 2018 г. – 89%, в 2017 г. – 86%, в 2016 г. – 82%. На долю трудовых мигрантов из Украины и Молдавии приходится суммарно 7% оформленных патентов.


Никита Мкртчан, Юлия Флоринская, ведущие научные сотрудники
Институт соцанализа и прогнозирования РАНХиГС
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.