Авторизация

 

Ник Кейв: «Я собираюсь взорвать людям мозг»

Я второй раз в своей жизни попал на шоу Nick Cave & The Bad Seeds и, как тогда, первой мыслью или первым впечатлением от людей в очереди на вход в клуб было, что все эти люди знали, куда и зачем пришли.





Концерт Ника дает чувство единения или триединства - время, место и действо - и привносит осознанность каждому из зрителей. Это как в храме или на конспиративной явке во время собрания заговорщиков, как в закрытом сообществе носителей некоего сакрального знания, ревностных хранителей истинных или «других» ценностей. Эдакие тамплиеры рока.
В одном из последних интервью, которое Ник дал незадолго до начала тура «Skeleton Tree» он сказал, что время рок-музыки прошло. «Но ведь на самом деле как получается: если в какую-то застывшую форму никто не привносит ничего нового, то она заслуживает того, чтобы умереть. Чтобы сохранить что-то живое, его нужно постоянно менять, пересматривать, переосмысливать, но с рок-музыкой ничего подобного уже давно не происходит. По крайней мере, я этого не вижу. Все, что есть сейчас, это всего лишь ностальгия. А ностальгия — это проклятие».
Это было созвучно и моему настроению перед концертом в Москве. Всю жизнь читать одни и те же книги, одних и тех же писателей. Слушать музыку одних и тех же исполнителей... Ностальгия как проклятие... «Опять Кейв, опять мы все сдохнем и это здорово».
Программу тура, где московское шоу стало завершающим, назвали по имени альбома 2016-го года — «Skeleton Tree». С нее Ник и сотоварищи исполнили композиции «Jesus Alone», «Magneto», «Distant Sky», «Girl in Amber». Что касается самой пластинки, то она родилась под несчастливой звездой: лидер The Bad Seeds посвятил ее погибшему тогда 15-летнему сыну Артуру, который сорвался со скалы в Брайтоне.
Сетлист московского концерта получился разнообразным. «Stagger Lee» с пластинки «Murder Ballads» 2013-го года - народная песня про рождественскую бандитскую разборку, которую исполняли многие заслуженные фолк-исполнители и блюзмены, но именно взвинченная версия Кейва подарила композиции бессмертие. «These Boots Are Made for Walking» - кавер-версия песни Нэнси Синатры, которую Кейв сделал в самом начале карьеры. Агрессивный феминистский гимн превращен австралийцем в гимн молодых негодяев всей Земли, не утративший актуальности и сегодня. «Mercy Seat» - отчаянная исповедь приговоренного к смерти по пути на электрический стул — номер, когда гениальный кавер Джонни Кэша ничуть не затмил замогильного сияния оригинала. Конечно же «Red Right Hand» - эпическая страшилка про шашни с дьяволом, которая лишний раз подтвердила, что Кейву сам черт не брат. Сегодня эта песня стала одним из главных готических стандартов всех времен, а также обрела вторую жизнь в качестве центрального трека на звуковой дорожке гангстерского сериала «Острые козырьки». На протяжении четырех сезонов ее, кстати, успели перепеть экс-пассия Ника Пи Джей Харви и сам черт Игги Поп. «No Pussy Blues» - великая песня моего любимого яростного сайд-проекта Ника The Grinderman — монолог мужчины, который никак не может добиться от женщины желаемого. Учитывая, что исполняет его мужчина с внешностью Кейва, песня служит утешением — даже лучшие из нас порой оказываются не у дел.
Феномен The Bad Seeds в том, что, каждый раз пускаясь в эксперименты, меняя звучание, мелодические и ритмические, жанровые формы, они всегда сохраняли свой стержень, продолжали говорить со слушателями на том музыкальном языке, к которому так или иначе их приучили. На протяжении почти трех часов Ник не давал московской публике и понаехавшим на этот концерт со всей России продохнуть, постоянно сваливая в зал безумные коды новой композиции, где главную партию брал на себя «бородатый хоббит», мультиинструменталист Уоррен Эллис, играющий с Ником с 1995-го года. Как только этот дядька с бородой начинал терзать скрипку или клавиши, ко мне возвращалась классическая мысль о том, что лучше бы я сдох вчера.
Думаю, главная сила коллектива — в живых выступлениях, очень энергетически мощных, экспрессивных, динамичных. На них все музыканты следом за Ником буквально физически включаются в действие, и зрители получают некий «электрический» заряд, становятся свидетелями музыкального ритуала. Ник одновременно проявляет себя как талантливый актер и человек, который наоборот — не играет роль, а срывает с себя все маски, выходя на сцену, становится абсолютно обнаженным.

«если в какую-то застывшую форму никто не привносит ничего нового, то она заслуживает того, чтобы умереть. Чтобы сохранить что-то живое, его нужно постоянно менять, пересматривать, переосмысливать, но с рок-музыкой ничего подобного уже давно не происходит. По крайней мере, я этого не вижу. Все, что есть сейчас, это всего лишь ностальгия. А ностальгия — это проклятие».


Стиль The Bad Seeds принято называть нойз-роком или экспериментальным роком. Но любые стилистические ярлыки тут будут лишними. Группа Ника Кейва действительно не похожа ни на кого из коллег по сцене своего поколения и тем более на современные команды. И мне кажется, феномен как раз в этой двойственности, противоречивой гармоничности.
И еще про публику... Они нашли ее, нашли свою публику. Она открыта, интеллектуальна, готова к чему-то экстраординарному, к внутренним трансформациям. Поклонники отдают на концертах Ника Кейва не меньше энергии, чем он отдает им. Зрители становятся полноправными участниками происходящего, они создают это необычное пространство вместе с The Bad Seeds. И это — настоящий кайф живого рок концерта.



PS Автор текста приносит свои извинения за качество своих фотографий
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.