Авторизация
 
  • 17:31 – Schneider Electric открыл тренинговый центр для инженеров и специалистов в Казахстане
  • 12:50 – Чистая прибыль ТГК-1 за 9 месяцев выросла на 27,6% и достигла 10,9 млрд руб
  • 19:04 – Moody’s подтвердило кредитный рейтинг ПАО «МРСК Волги» на уровне Ba1 со «стабильным» прогнозом
  • 15:58 – Т Плюс вложит в теплоснабжение Саратова 12 млрд рублей
  • 16:35 – Рынок приборов учета тепла

Логика и связи цифрового ТЭК РФ

Если от перехода на цифру никуда не деться, то у всех заинтересованных сторон начиная с разработчиков и заканчивая потребителями, включая компании, которые будут предоставлять свои услуги в цифровом формате, не остается ничего другого, кроме как сделать этот переход менее затратным и наиболее эффективным.

Участники этого занимательного процесса должны в какой-то момент отчетливо осознать, что конечным результатом их труда должна стать вновь созданная цифровая инфраструктура или экосистема цифры, что подразумевает под собой комплексное системное решение для всех составляющих этого пазла, в котором, если говорить об энергетическом секторе, неотъемлемыми частями выступают компании ТЭК, регуляторы и потребители. Причем потребители разные. Одно дело — физическое лицо с его бытовой техникой, и совсем другое — НПЗ или сталелитейный комплекс. И чем быстрее появится такое видение или такое понимание задачи, тем выше будет эффект от перехода и меньше денег понадобится потом на устранение «допущенных досадных недочетов».
...«в среднесрочной перспективе написание огромного количества программ и проблемы с интеграцией между ними, потому что реализовать систему очень сложно, а закупить то, что нужно в готовом виде, еще сложнее, точнее, нереально, потому что никто не знает, что это должно быть и как это должно работать»...

Целостную картину создаваемой экосистемы цифровой трансформации можно представить таким образом, что единое комплексное решение в каждом из сегментов цепи решает свои уникальные задачи для каждого из участников. В органах власти и у регуляторов, например, протокол должен предусматривать получение отчетности от производителей, производить обработку входящих данных и при этом иметь постоянный канал обратной связи от потребителя как инструмент мониторинга. На основе этих данных должны, по моему мнению, производиться оценка и корректироваться нормы, включая принимаемые тарифные решения и изменения законодательства.

Цифровизацию по масштабам задачи нередко сравнивают с индустриализацией. Отчасти спорно, но вполне соотносимо. И понятно, что создание цифровой экосистемы беспроблемным быть не может, но все-таки, если смотреть на это как на техническое задание «прописать систему», основу ТЗ этого должны составить интегрированность и лояльность всех систем всех типов пользователей. Как ее напишут, так и будет работать цифровая энергетика. Интеграционные связи — это самая важная часть экосистемы, и от всей цифровизации не будет проку, если интеграция будет продумана плохо. Для решения такой задачи я рекомендовал бы брать несколько крупных компаний-разработчиков и проводить среди них конкурс, в котором поставщики конкурировали бы не снижением цены, а предложением решения данной проблемы. Потому что, если во всем остальном мире технологический переход шел поступательно на протяжении всей новейшей истории, то в России мы сразу начинаем строить экономику 4.0, когда у нас еще не все умеют пользоваться 1С. Крупная компания-разработчик кроме того что изначально должна обладать компетенциями и необходимыми ресурсами, также должна понимать, что на нее ни много ни мало возлагается функция творца, создателя, строителя логических цепей и взаимодействий — она не просто компания, которая получила стратегический заказ с хорошим бюджетом. Пафосно? А как еще это назвать?

Кроме того, частями экосистемы будут локальные модули, которые ни с чем интегрировать не нужно и которые нужны, например, для превентивной диагностики оборудования или для предиктивной и превентивной аналитики. Это те самые модули или части пазла, которые и будут строить «умные» сети, цифровые шахты, системы виртуального мониторинга и прогностики. С помощью этих продуктов будет производиться анализ и данные будут поступать в систему, но круг получателей или пользователей этого сегмента можно выделить в отдельную директорию. Если угодно, то назовите ее «продвинутой». И эту часть работы или же подобного рода задачи целесообразно финансировать с помощью грантов, средних и мелких закупок и подключать в качестве подрядчиков-разработчиков малый и средний бизнес. Таким компаниям будут интересны и задачи, и деньги, решение о выделении которых не надо будет проводить через акты федеральных ведомств или через решения кабмина, например. Это такие цены, за которые не станут конкурировать отраслевые гиганты, госкорпорации и компании с особым статусом «победителей по умолчанию». Много конкурентов — высокое качество и хорошая экономия. Все логично.
Если говорить о том, что ждет сферу ТЭК в части цифровой трансформации, то, скорее всего, в среднесрочной перспективе это написание огромного количества программ и проблемы с интеграцией между ними, потому что реализовать подобную систему очень сложно, а закупить то, что нужно в готовом виде, еще сложнее, точнее, нереально, потому что никто не знает, что это должно быть и как это должно работать. Что касается перспектив производителей в этой связи, то надеюсь, что у них получится уложиться в разумные бюджеты на эти цели, которые не отразятся на тарифах.

Если говорить о долгосрочной перспективе, то в случае успешной реализации цифрового перехода и создания полноценной цифровой инфраструктуры и экосистемы можно ждать серьезного повышения качества в сфере ТЭК, снижения издержек, решения проблем взаимодействия между регуляторами и участниками рынка. Но повторюсь: самое главное — правильно продумать логику экосистемы и ее элементов. Иначе никак.


Дмитрий Нор, директор компании SkySoft
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Свежий номер
  • Комментируют
  • Сегодня
  • Читаемое
Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru