КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Aquatherm Moscow

Aquatherm Moscow

21-я Международная выставка бытового и промышленного оборудования для отопления, водоснабжения, инженерно-сантехнических систем, кондиционирования, вентиляции, бассейнов, саун и спа
06.02 - 09.02.2018
Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
http://aquatherm-moscow.ru/ru/

АРХИВ

Июль 2018 (35)
Июнь 2018 (5)
Май 2018 (9)
Апрель 2018 (13)
Март 2018 (19)
Февраль 2018 (19)
#ДВЭУК #Сила Сибири 9may CIGRE Neirika Simens ВИЭ Всемирный банк повысил рейтинг России Генерация Госдума ДФО ЖКХ ИПЕМ Интер РАО Ледяной дождь Лондонцы Минэнерго Обвал мировых рынков Оборудование энергоблоков Грозненской ТЭС доставлено на строительную площадк Пенсионная реформа Путин РЗА Релейная защита Релематика Рост тарифов ЖКХ РусГидро США Санкции США против Китая Теплоком Торговая война Трамп ЦБ Штраф Юнипро Янтарьэнерго журнал Энергополис зеленая энергия колонка редактора конференция облачные технологии прочее

ПОТЕНЦИАЛ ЗДРАВОМЫСЛИЯ. О мерах по стимулированию использования возобновляемых источников энергии в России

Опубликовано: 12-06-2013, 16:00 Раздел: Биоресурс / 2013 / Июнь / ЭНЕРГОблок : ПОТЕНЦИАЛ ЗДРАВОМЫСЛИЯ. О мерах по стимулированию использования возобновляемых источников энергии в России

О мерах по стимулированию использования возобновляемых источников энергии в России

 

28 мая 2013 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности». Принятию этого документа предшествовали страстные публичные дебаты сторонников и противников договоров предоставления мощности как основного механизма поддержки использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) для оптового рынка электрической энергии и мощности, а также дискуссии по поводу приемлемых темпов локализации производства основного технологического оборудования в России для ветроэнергетики и малой гидроэнергетики (предложенная динамика локализации для солнечной фотовольтаики с учетом быстрых темпов развития компании «Хевел» беспокойства не вызывала).

 

В результате принятия этого постановления дебаты относительно его необходимости прекратились и началась подготовка заинтересованных компаний к участию в конкурсах инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов с использованием ВИЭ на 2014, 2015, 2016 и 2017 годы (отбор проектов согласно информации НП «Совет рынка» и ОАО «АТС» запланирован на 28 августа – 10 сентября с.г.). С целью выработки и проведения заинтересованными компаниями согласованной политики по вопросам технического обеспечения выполнения постановления Правительства РФ от 28 мая с.г. в ближайшее время будет создан совет производителей электроэнергии на основе ВИЭ (НП «СПЭ-ВИЭ»), а к октябрю 2013 года – ассоциация участников рынка возобновляемой энергетики (АВЭ). Одной из срочных задач пока еще не формализованного сообщества компаний, планирующих участие в конкурсных отборах инвестиционных проектов, является подготовка предложений Минпромторгу России по упрощению отдельных процедур, в частности по проверке соответствия степени локализации.


Новейшая история стимулирования возобновляемой энергетики в России связана прежде всего с появлением в ноябре 2007 года поправок к Закону «Об электроэнергетике» относительно места возобновляемой энергетики в электрогенерации.

 

Подготовленный в 2008 году экспертной группой пакет постановлений Правительства РФ прямого действия, призванный обеспечить быстрое и эффективное создание в России новых отраслей промышленности и инженерного обеспечения по использованию ВИЭ, был трансформирован в единственное постановление правительства с целевыми показателями генерации электрической энергии на основе ВИЭ (4,5% к 2020 году) и поручение Минэнерго России заняться остальными вопросами.


Умышленная примитивизация и фальсификация темы о технических и финансово-экономических аспектах использования возобновляемых источников энергии в разных географических и социально-экономических условиях нашей страны и беспрестанная битва с Минфином по поводу малейшего государственного финансирования возобновляемой энергетики на этапе ее становления наряду с естественным стремлением сотрудников Минэнерго не попасть под жернова регулярно меняющегося начальства в связи с напоминанием о непопулярной теме ВИЭ постепенно гасили веру энтузиастов ВИЭ в потенциал здравомыслия на государственном уровне. Усложненная (зачастую до бессмысленности) процедура классификации генерирующего объекта, функционирующего на основе ВИЭ, проблемы компенсации присоединения генерирующих объектов к энергосетям, а также – и это основное – порядок установления цены на выработанную энергию с использованием ВИЭ и процедуры обеспечения этой цены на практике, – все это дестимулировало компании участвовать в проектировании и строительстве генераторов на основе ВИЭ. На таком пессимистичном фоне появление постановления от 28 мая с.г. – это в целом перспективное явление. Ожидаемое позднее еще одно постановление – по ВИЭ для розничных рынков электроэнергетики – должно добавить энтузиазма в развитие биоэнергетики и иных видов генерации в объемах менее 5 МВт.


Итак, стимулирование использования ВИЭ на оптовом рынке предусматривает поддержку создания в России промышленных производств на минимально необходимом для этого уровне и при минимальном росте цены электрической энергии для конечного потребителя (не более 2%). Использование биомассы рассматривается с позиций рисков недостаточной концентрации топливных ресурсов для стабильной генерации энергии в больших объемах (более 5 МВт), в связи с чем генераторы на основе биотоплива различных видов не рассматриваются как имеющие высокие перспективы выхода на оптовый рынок.
Механизм поддержки проектов ВИЭ на оптовом рынке включает:


– конкурсный отбор проектов на ежегодной основе на четыре года вперед;
– использование критерия отбора по принципу наименьших полных капитальных затрат;
– определение предельных капитальных и эксплуатационных затрат по проекту;
– соблюдение требований локализации по видам генерации:
• ветрогенерация: 2014 год – 35%; 2015 год – 45%; с 2016 года – 65%;
• солнечная генерация: 2014–2015 годы – 50%; с 2016 года – 70%;
• малые ГЭС: 2014–2015 годы – 20%; 2016–2017 годы – 45%; с 2018 года – 65%.


По результатам первых конкурсных отборов Правительством РФ могут быть уменьшены показатели предельных капитальных затрат и уменьшены объемы ввода мощности.


Срок действия договоров о предоставлении мощности устанавливается на 15 лет при норме доходности 14% в первые два года и 12% в последующие годы.


Определены минимально допустимые коэффициенты использования установленной мощности: ветрогенерация – 25%, малые ГЭС – 30%, солнечная генерация – 13%.

 

В случае отклонения фактических коэффициентов использования установленной мощности от целевых в меньшую сторону более чем на 25% – плата за мощность уменьшается (вводится коэффициент 0,8; при отклонении на 50% – коэффициент 0).


Предельные капитальные затраты (в евро за кВт): ветрогенерация – 1638, малые ГЭС (от 10 до 25 МВт) – 3641, солнечные электростанции – 2956. Они основаны на экспертных оценках с учетом зарубежного опыта, особенностей реализации проектов в регионах Российской Федерации. На основании результатов первых отборов инвестиционных проектов по ВИЭ и с учетом снижения затрат в результате развития технологий планируется периодически проводить новую оценку этих индикаторов.


В Единой энергосистеме (на оптовом рынке) до 2020 года планируется с использованием мер государственной поддержки выйти на уровень генерации электрической энергии в объеме более 6 ГВт. В результате предполагается, что будет создана основа промышленного производства машин и оборудования, а также создана инженерная школа для масштабного использования возобновляемых источников энергии с использованием интеллектуальных сетей.


На розничном рынке сетевые компании обязаны покупать по регулируемым тарифам энергию от генераторов на базе ВИЭ. Сетевые компании и сами заинтересованы в снижении потерь в сетях путем генерации энергии с использованием ВИЭ. Однако реализация механизмов розничного рынка для ВИЭ ограничена предельной дополнительной финансовой нагрузкой на конечного потребителя, что создает неопределенность в структуре платежей по проекту. Меры поддержки генераторов на базе ВИЭ для розничного рынка сейчас применимы только в случае включения объекта генерации в региональные схемы и программы развития электроэнергетики. В скором будущем планируется в рамках нового постановления Правительства РФ определить ценовые параметры установления долгосрочных тарифов для этого вида генерации.


В изолированных энергосистемах использование ВИЭ позволяет уже сейчас реализовывать экономически оправданные проекты и уменьшать риски энергообеспечения путем сокращения использования дорогостоящих видов топлива, масел и использования дизель-генераторов частично в качестве источника резервной мощности. В изолированных энергосистемах должны использоваться долгосрочные тарифы на период окупаемости объектов генерации на базе ВИЭ и включение таких объектов в федеральные целевые программы.


Е. А. Коныгин, заместитель председателя – исполнительный директор Подкомитета РСПП по энергоэффективности и возобновляемой энергетике

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Место под солнцем. Солнечная энергетика – главный тренд развития ВИЭ в России

Место под солнцем. Солнечная

Возобновляемая энергетика, хоть и является спорным
Катализатор развития

Катализатор развития

Локализация производства ветрогенераторов в России –
Солнце и ветер для роста и развития

Солнце и ветер для роста и

О строительстве объектов возобновляемой энергетики в
ВИЭ «Голубая мечта»: стоит ли форсировать развитие альтернативной энергетики?

ВИЭ «Голубая мечта»: стоит ли

Тема развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) стала
Энергия ветра

Энергия ветра

Ветровая энергетика в России: технический потенциал и
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Контакты Правовая информация © ООО «ИД Медиацентр АРТ» 2014