Авторизация

 

Возможный потенциал роста

В сравнении с европейским уровнем развития теплоснабжения российское напоминает Средневековье. Колоссальная разруха в сетевом и генерирующем хозяйстве, отсутствие учета и контроля за потреблением ресурсов, несвязность хозяйствующих субъектов, убыточность большинства предприятий – вот неполный список отраслевых проблем. Масштабы бедствия таковы, что отрасль стала источником больших социальных рисков и одним из главных препятствий для развития инфраструктуры и промышленности в стране. Приходилось даже слышать такое, что скрытое перекрестное субсидирование электроэнергетики за счет теплоэнергетики – главный враг российской энергетики вообще.

Большинство игроков отрасли называют главной причиной такого положения вещей в отрасли несовершенство, заскорузлость государственного тарифного регулирования. Оно, мол, лишает компании возможностей закладывать реальные издержки в стоимость услуг, не мотивирует их к повышению эффективности за счет снижения издержек. Но не только это.

Парвиз Абдушукуров, заместитель генерального директора по операционной деятельности – главный инженер ОАО «Фортум», вице-президент по тепловому бизнесу, считает, что теплоэнергетика в России – социально важная отрасль экономики и бизнес:

– Бизнес ли теплоэнергетика? Несомненно. Но в России то, чем занимаются компании, работающие в отрасли, бизнесом в мировом восприятии и понимании этого слова можно назвать только очень странным и с большими оговорками.

Если мы в один предвыборный год говорим, что теплоэнергетика – это социалка и мы не можем строить в этой отрасли бизнес-модель, а через четыре года говорим, что для модернизации и развития отрасли у нас нет денег и нужно привлечь инвестиции в теплоэнергетику, то надо понимать, что если это не бизнес, то инвестиций не будет. Надо определиться, теплоэнергетика – это бизнес или что? Российские эксперты оценили масштаб проблем в области теплоснабжения в 9 трлн рублей, что сопоставимо с годовым бюджетом страны. Очевидно, что государство не может позволить себе потратить такие деньги, соответственно, нужно привлекать инвестиции, а бизнес без механизма возврата инвестированного капитала не придет. Бизнес приходит при наличии двух условий: благоприятная среда и долгосрочность правил.

В Европе, например в Прибалтике, которая работает в схожих условиях на такой же инфраструктуре, – это социальный бизнес, в котором государство определило правила и нормы рентабельности, условно, на уровне 15%. Государство официально разрешает зарабатывать 15% в теплоэнергетике. И все. И бизнес-модель, и модернизация, и инвестиции в развитие компаний в европейских странах есть. И правила там государство не меняет.

 

Я упомянул, что в большинстве стран ЕС государство регулирует, контролирует или, другими словами, управляет теплоэнергетикой. Управление, как известно, начинается с учета, и если мы хотим чем-то управлять, то это надо научиться измерять. Мы в России уже три с лишним года не можем решить элементарный вопрос по установке приборов учета. Пока мы не «оприборим» нашего потребителя, у нас будет не управление и учет, а «черный ящик». Учет позволяет оценивать эффективность, показывать слабые места, выявлять ошибки, на его основе можно сформулировать рекомендации, что делать компании. Сложно назвать на третьем году действия ФЗ-261 установку приборов учета проблемой. Проблемой стала законодательно необусловленная обязательность их установки. На Западе это – обязательное условие подключения. Нужно совершить всего один шаг: сделать так, чтобы потреблять ресурс без прибора стало экономически невыгодно. Именно так Прибалтика и даже Казахстан решили этот вопрос буквально за год-два. Но и этот вопрос – компетенция того, кто регулирует, контролирует и управляет отраслью, вопрос государства. Государству надо проявить в его решении политическую волю и здравый смысл.


Итак, мы не знаем, теплоэнергетика – это бизнес или нет, не имеем учета, долгосрочных правил и при этом пытаемся говорить о качественном теплоснабжении. Наши предложения – подойти к решению проблемы методом «альтернативной котельной» или справедливой цены ресурса. Хороший термин – «справедливая цена». Он как бы дает потребителю понимание, что цена, которую предлагает ресурсоснабжающая организация, – она справедливая в этом месте, в этом регионе и в данное время. Но для этого надо сделать систему прозрачной. В наших обсуждениях и разговорах мы по этому вопросу уже достаточно далеко продвинулись, но пока не довели эту работу до логического завершения. Справедливая цена не обязательно низкая. А вот вопросы поддержки населения, компенсаций, субсидий, дотаций должны быть исключительно адресными.


Перечисленными, мягко выражаясь, неувязками насущные и нерешенные вопросы теплоэнергетики России сегодня не исчерпываются, и при всем этом у нашей теплоэнергетики огромный потенциал. Это выражение стало устойчивым словосочетанием, когда об отрасли говорят с высоких трибун или на совещаниях. И с этим не поспоришь, как и с тем, с чего я начинал эту статью: тепло­энергетика в России – социально важная отрасль экономики и социально ориентированный бизнес. Но, говоря о потенциале, мы понимаем, что он не в повышении тарифов и не в повышении цены, а что есть огромный внутренний потенциал отрасли и компаний, связанный с неэффективностью. Если говорить только о выработке тепла, то ее возможный потенциал роста в России составляет, по нашим подсчетам – подсчетам иностранной компании, работающей на территории России, по отношению к европейским компаниям приблизительно 2,5 раза. Это не просто огромный, это колоссальный потенциал, его нужно только реализовать, решив вопросы, проблемы, не­увязки и нестыковки. 

рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.