Авторизация

 

Каспийский узел

Каспийский узелРоль каспийских углеводородов для мировой энергетики может существенно возрасти в случае преодоления глобального финансово-экономического кризиса и по мере роста цен на нефть и газ. Серьезным фактором, содействующим усилению внимания стран ЕС, Китая и некоторых других государств к каспийским нефтегазовым ресурсам, стала необходимость обеспечения их энергетической безопасности в новых геополитических условиях. Об этой проблеме сегодня рассуждает постоянный куратор нашей рубрики, доктор экономических наук, профессор МГИМО (У) МИД РФ, президент Центра энергетической дипломатии и геополитики Станислав Жизнин.

Анализируя экономику и геополитику каспийской энергетической дипломатии, не надо забывать и о странах Ближнего Востока и Северной Африки, где наблюдается политическая дестабилизация. Ведь именно она может вести к срывам поставок нефти и газа. Помимо действующих маршрутов транспортировки углеводородов в Каспийском регионе рассматриваются новые проекты, за каждым из которых – переплетение экономических и геополитических интересов государств, коммерческих интересов компаний и, соответственно, свои проблемы и перспективы.

Проблемы статуса

Международно-правовой статус Каспийского моря определяется российско-персидским договором от 26 февраля 1921 года, а также советско-иранским договором от 25 марта 1940 года. Оба документа являются бессрочными и основываются на принципе «общей воды». Конкретно речь идет о режимах свободы судоходства и рыболовства для прикаспийских государств, запрете плавания судов под флагами «некаспийских» стран. Вопросы недропользования и природоохранной деятельности договорами не регулируются.

После образования новых независимых государств на территории почившего СССР некоторые бывшие республики решили, что, исходя из существующего международно-правового статуса Каспия, они вправе проводить разведку нефтегазовых месторождений и осуществлять добычу в любой точке Каспийского моря. Однако в условиях отсутствия нового правового статуса и режима Каспия, в том числе решающего проблемы собственности прикаспийских государств на энергетические ресурсы, осуществление этих прав уже привело к конфликтным ситуациям. Отсутствие четкой правовой фиксации национальной принадлежности нефтегазовых ресурсов Каспия означает продолжение юридических споров на межгосударственном уровне.

Более пятнадцати лет ведутся трудные переговоры между пятью прикаспийскими государствами по разработке проекта конвенции о правовом статусе Каспийского моря. За доступ к его месторождениям и маршруты транспортировки каспийских нефтегазовых ресурсов ведется острая дипломатическая борьба, в которой сталкиваются интересы многих других государств, а также крупных компаний. Не вдаваясь в юридические сложности и тонкости проблем, возникающих в переговорах каспийских государств по правовому статусу Каспия, необходимо отметить, что все они придерживаются разных точек зрения по поводу того, как его делить и кто в итоге будет владеть правом собственности на конкретные месторождения.

И назвали «морем мира»

В настоящее время действует постоянный механизм специальной рабочей группы по разработке конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств (СРГ). Одной из основных задач этой группы является выработка рекомендаций для регулярных встреч министров иностранных дел прикаспийских государств и Каспийских саммитов с участием руководителей этих государств.

В апреле 2002 года в Ашхабаде состоялся I саммит глав прикаспийских государств – России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении. В октябре 2007 года в Тегеране прошел II Каспийский саммит. По его итогам лидеры прикаспийских государств подписали совместную декларацию. В документе говорится, что прибрежные государства обладают суверенными правами в отношении Каспийского моря и его ресурсов.

В октябре 2008 года в Астрахани была проведена межправительственная экономическая конференция прикаспийских государств. В ней приняли участие правительственные делегации, возглавляемые вице-премьерами. Автор этих строк тоже принимал участие в подготовке и проведении данного мероприятия в качестве эксперта российской делегации. Работа проходила на пленарных заседаниях, а также в формате «круглых столов» и двусторонних встреч. Министры транспорта прикаспийских государств поддержали инициативу о проведении ежегодных министерских встреч. Министры энергетики одобрили создание многосторонних рабочих групп по обсуждению ряда энергетических проектов. Руководители ведомств по рыболовству условились провести работу в целях ускорения выработки межправительственного соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биоресурсов Каспийского моря. Главы природоохранных министерств подтвердили необходимость полного выполнения положений рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря и дополнительных протоколов к ней. Руководители министерств экономики и финансов высказались за мобилизацию финансовых ресурсов пяти прикаспийских стран в целях развития инвестиционных процессов в регионе.

В ноябре 2010 года в Баку состоялся III Каспийский саммит. Президенты подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, а также расширенное совместное заявление по итогам саммита. Самым важным итогом переговоров тогда стало принципиальное решение, что Каспийское море объявляется «морем мира» и «все вопросы на море будут решаться прикаспийскими государствами мирными средствами».

У кого какой интерес?


По оценкам Минприроды РФ, запасы углеводородов в российской части шельфа Каспия оцениваются в 100–150 млн. тонн нефти и 530 млрд. кубометров газа. Разведанные запасы всего шельфа Каспийского моря составляют 2,95 млрд. тонн нефти и 3,1 трлн. кубометров газа.

Каспийский регион в силу его географического положения имеет весьма важное стратегическое значение для России, особенно в условиях изменения геополитического баланса в регионе вследствие распада СССР. Российские энергетические интересы связаны здесь прежде всего с укреплением энергетической безопасности. Региональное энергетическое сотрудничество играет ключевую роль в обеспечении стабильности в Каспийском регионе с учетом российских геополитических и экономических интересов. В число приоритетных задач входит дипломатическое содействие реализации наиболее выгодных для России трубопроводных проектов.

Оценивая интересы Азербайджана на Каспии, необходимо отметить, что морские углеводородные месторождения являются, по сути, единственной основой его экономического потенциала и выживания. В отношении путей транспортировки углеводородов Азербайджан занимает достаточно гибкую позицию. Старается не ссориться с Россией, но ведет дело к тому, чтобы основная часть его углеводородов транспортировалась в обход России.

Интересы Казахстана во многом определяются прогнозами морских запасов нефти и газа в северной части Каспия. Страна обладает значительными запасами энергетических ресурсов в пределах своей сухопутной территории. Но после распространения информации об огромных потенциальных запасах нефти и газа в северной части Каспия Казахстан активизировал дипломатическую деятельность в отношении раздела дна моря с целью международно-правового признания прав Казахстана на значительную часть северокаспийских минеральных ресурсов.

Что касается интересов Туркменистана, то они во многом определяются тем, что промышленная добыча нефти и газа ведется на его основных месторождениях, которые находятся на суше. В то же время Туркменистан предъявляет претензии к Азербайджану в отношении ряда месторождений, которые та сторона уже включила в свой национальный сектор. Интересы Ашхабада сводятся к тому, чтобы максимально диверсифицировать газотранспортные маршруты и снизить зависимость от России.

Интересы Ирана в отношении Каспия в меньшей степени определяются энергетическим фактором. Это связано с тем, что основные запасы нефти и газа страны расположены значительно южнее, в пределах ее суверенной территории, в том числе на шельфе Персидского залива, а ресурсные запасы нефти и газа вблизи каспийских берегов Ирана оцениваются как малоперспективные.

Среди интересов других стран, не входящих в «пятерку», следует выделить Турцию, на каспийскую политику которой влияют энергетический и геополитический факторы. Турция заинтересована в обеспечении доступа своих компаний к богатой ресурсной базе Каспийского региона. Кроме того, она усиленно лоббирует прокладку основных трубопроводных маршрутов для транспортировки каспийских энергетических ресурсов на мировые рынки через свою территорию.

Каспийские интересы США, а также стран ЕС, Японии и Китая связаны с их энергетической стратегией, нацеленной на диверсификацию внешних источников поставки энергоресурсов, снижение зависимости от нестабильного в политическом отношении Ближнего Востока, а также обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для широкого доступа к ресурсно-сырьевой базе региона.

Практически все крупные международные компании являются важными игроками в каспийской нефтегазовой игре и стремятся в той или иной степени застолбить свои права на участие в разработке и транспортировке каспийских углеводородов, не дожидаясь урегулирования проблем правового статуса и режима использования Каспийского моря.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.