Многие российские предприятия жалуются на нехватку грамотных технических кадров. С начала девяностых выпускники школ устремились в вузы, которые подарили стране тысячи менеджеров, экономистов и юристов с высшим образованием. Техникумы и ПТУ потеряли былой престижный статус, и количество подобных учебных заведений резко сократилось. Сегодня в России наконец поняли: систему профтехобразования нужно восстанавливать, иначе стремительно развивающуюся технику и инновационное оборудование некому будет обслуживать. В ОАО «МРСК Центра и Приволжья», сработав на опережение, уже создали корпоративную систему профессионального обучения, готовы делиться своим опытом с другими компаниями и постоянно привносить в нее что-то новое.Предложения по усовершенствования корпоративной системы обучения и модернизации компании прозвучали на одном из совещаний Технического совета, который проходит в компании регулярно. Самые интересные из них внесены в «Программу инновационного развития МРСК Центра и Приволжья на 2011–2016 годы», которая утверждена Советом директоров 27 июля этого года.
– Эта программа предусматривает проведение значительного объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), организацию соглашений с НИИ, высшими и средними учебными заведениями, подготовку персонала в сфере инновационного развития, – рассказывает Сергей Андрус – заместитель генерального директора по техническим вопросам – главный инженер ОАО «МРСК Центра и Приволжья». – Только в 2011 году компания планирует направить на НИОКР более 300 млн. рублей.
В ходе реализации программы будут разработаны и внедрены новые технологии, которые позволят существенно уменьшить себестоимость электроэнергии, значительно повысить производительность труда и экологичность процесса производства и утилизации отходов.
– Но, каким бы высокотехнологичным ни было оборудование, без грамотных, хорошо образованных специалистов оно останется просто железом. Именно поэтому для энергетики вопрос обучения и повышения квалификации персонала имеет первостепенное значение, – отмечает Лада Подольская – заместитель генерального директора по корпоративному управлению ОАО «МРСК Центра и Приволжья». – От людей, которые работают на энергообъектах компании и координируют работу энергосистемы, зависит надежность электроснабжения потребителей. Наша задача – грамотное построение кадровой политики. И здесь без учебных центров, уникальных образовательных заведений, позволяющих доучить сотрудников до необходимого нам стандарта, не обойтись.
Программа инновационного развития откроет компании новые возможности, в том числе для обучения и повышения квалификации персонала. Сейчас в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» действует единая корпоративная система обучения. В 2009 году на старой основе, но на новом уровне была воссоздана система подготовки производственных кадров. Сегодня учебные центры расположены в семи из девяти регионов присутствия ОАО «МРСК Центра и Приволжья». Такая схема расположения позволяет равномерно распределить нагрузки по приему слушателей из филиалов и максимально оптимизировать расходы персонала на проезд. Каждый из учебных центров корпоративной системы обучения выделен в отдельное юридическое лицо, это, с одной стороны, помогает оптимизировать структуру управления МРСК Центра и Приволжья, а с другой – повысить эффективность работы учебного центра.
– Наличие единой корпоративной системы обучения ОАО «МРСК Центра и Приволжья» – это удачное решение сразу двух взаимоисключающих задач: необходимости увеличения бюджета на обучение персонала и одновременно сокращения операционных расходов общества, – поясняет Ольга Тихомирова – заместитель генерального директора по экономике и финансам.
Школа энергетиков
Что же представляет собой типичный учебный центр корпоративной системы обучения ОАО «МРСК Центра и Приволжья»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся в город Киров, где вот уже более 45 лет работает НАНОО УЦ «Энергетик». На сегодняшний день это одно из лучших образовательных учреждений страны по подготовке и повышению квалификации кадров в области электроэнергетики. Просторные учебные кабинеты с мультимедийными системами и большими проекционными экранами, компьютерные классы, оборудованные по последнему слову техники, масса наглядных пособий – полномасштабных и компьютерных тренажеров распределительных сетей, подстанций и электростанций. Сотрудники учебного центра – штатные преподаватели, а также лучшие специалисты профильных вузов и МРСК Центра и Приволжья. За год здесь успевают подготовить и переподготовить около полутора тысяч сотрудников «Кировэнерго», а это более половины всего персонала филиала. Учебное заведение славится своими традициями еще с советских времен: в 80-х на его базе проходили всероссийские соревнования профессионального мастерства, а сегодня – важные совещания технического совета МРСК Центра и Приволжья.
Помимо Кирова отдельно стоящие здания есть у учебных центров энергетиков Ижевска и Калуги. Понятно, что нужны немалые финансовые вложения для того, чтобы содержать подобное учебное заведение, динамично развивать и совершенствовать его материально-техническую базу. Но в МРСК Центра и Приволжья нашли способ решения и этой проблемы.
– Учебные центры не только обучают собственных сотрудников, но и принимают заказы на обучение от сторонних организаций. Здесь могут подготовить квалифицированный персонал электротехнических, теплотехнических, ремонтных и вспомогательных специальностей, провести предэкзаменационную подготовку руководителей и специалистов, обслуживающих объекты Ростехнадзора, – делится опытом Лада Подольская. – Ведется постоянный набор слушателей специализированных компьютерных курсов, организовываются корпоративные семинары и тренинги. Все это позволяет получить дополнительные источники финансирования на содержание учебных центров.
Встретимся в СетиВсе семь учебных центров объединяет унифицированная система управления, но тем не менее сейчас в МРСК Центра и Приволжья стоит задача обеспечить еще более тесное информационное и технологическое взаимодействие между ними. И недавнее совещание в Кирове дало возможность кадровикам энергокомпании обсудить, как воплотить планы в жизнь.
– Возможно, в ближайшем будущем в сети Интернет на специальном сайте будет создан единый электронный банк учебных планов, программ и экзаменационных вопросов, доступ к которому получит каждый из филиалов. Конференции и совещания будут проходить намного чаще: руководители учебных центров будут встречаться в Глобальной сети на видеоконференциях через скайп, – рассказывает Владимир Марусич, директор ЧОУ «Учебный центр «Энергетик-НН».
– Создать единую образовательную корпоративную среду для подготовки персонала МРСК Центра и Приволжья поможет и система дистанционного обучения, – продолжает Татьяна Кирилова, директор НОУ «Ивановский учебный центр». – Это поможет снизить затраты на аренду помещений и командировочные расходы, проводить обучение большого количества человек одновременно. Здесь нам на помощь снова придут современные компьютерные технологии и Интернет. Слушателей учебных центров ждут чат-занятия, телеконференции, вебинары и веб-конференции, которые помогут объединить преподавателя и учащихся в одной огромной виртуальной аудитории.
Виртуальная реальностьНо каким бы ни был урок – виртуальным или самым обычным, – и педагоги, и сами слушатели должны понимать, насколько высока степень ответственности за результат учебного процесса. Здесь шпаргалки не помогут. Ценой ошибки, допущенной на практике по незнанию или неосторожности, может стать человеческая жизнь. Не секрет, что порой энергетикам приходится действовать в экстремальных ситуациях, когда решения принимаются холодным умом, но в максимально короткие сроки.
Для того чтобы сотрудники МРСК Центра и Приволжья смогли сориентироваться в любой производственной обстановке, в учебных центрах проводят так называемое проблемное обучение.
– Его суть заключается в столкновении обучаемых с учебными, жизненными и производственными проблемными ситуациями, которые они должны решить, – объясняет Евгений Петров, заместитель директора НАНОО УЦ «Энергетик» (г. Киров) по учебно-производственной работе. – Здесь широкое применение находят деловые игры. Их основная цель – сформировать и отработать конкретные навыки действия в определенных обстоятельствах. В процессе игры сотрудники учатся оперативно анализировать заданные производственные условия и принимать оптимальные решения, вести поиск неисправностей и выбирать способы их устранения.
Деловые игры проводятся в тренажерном комплексе. Здесь все почти по-настоящему: диспетчерский пульт, элементы ЛЭП, подстанции, фрагменты распределительных сетей. Особой популярностью у слушателей пользуются тренажеры-имитаторы, в которых применена технология виртуальной реальности. При выполнении задания на экране дисплея появляются схемы реального оборудования, на которых отображаются действия обучаемого.
Психолог спешит на помощьСпособность к нововведениям для одних является фактором выживания, для других – процветания. А вот неспособность развиваться для всех без исключения становится фактором банкротства. Однако не все сотрудники предприятия или подразделения, на котором готовятся перемены, воспринимают эту новость как радостную.
– Порой чем значительнее предстоящие изменения, тем сильнее сопротивление им со стороны сотрудников. Это может проявляться в самых различных формах: от игнорирования или формального исполнения распоряжений до нежелания работать с новой техникой и элементов «забастовки по-итальянски». В таких ситуациях на помощь приходят психологи учебных центров МРСК Центра и Приволжья, – рассказывает Людмила Ипатова, методист НАНОО «Учебный центр «Энергетик» (г. Киров). – Они стараются помочь сделать изменения и привычными, и ожидаемыми для всего персонала организации.
Например, в Нижнем Новгороде в учебном центре «Энергетик-НН» есть целая лаборатория психофизиологического развития. Здесь проводят все виды психофизиологического и психологического обследования, консультирование, психофизиологическую релаксацию, различные виды коррекционных мероприятий (индивидуальных и групповых), ведется профориентационная работа.
– Выстраивая кадровую политику МРСК Центра и Приволжья, мы стараемся продумать все до последней мелочи, а психологический комфорт и гармоничное эмоциональное состояние каждого из сотрудников – залог успешной работы всей компании, – комментирует Лада Подольская. – Мы планируем и дальше совершенствоваться в вопросе повышения квалификации персонала и создания всех условий для профессиональной самореализации наших сотрудников. Ведь основной капитал и главная ценность ОАО «МРСК Центра и Приволжья» – это люди. Кадровая политика компании нацелена на привлечение высококвалифицированных специалистов, развитие персонала, его мотивацию на достижение высоких результатов. В настоящее время в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» трудятся более 20 тыс. человек, от слаженной работы которых зависит энергоснабжение более 14 млн. потребителей.
Людмила Петровская