Авторизация

 

Cбыты. Cрез проблемы

Cбыты. Cрез проблемы
Разговор с Глебом Петровым, новым, назначенным в июне этого года генеральным директором «Саратовэнерго», я думал начать с вопросов о падении уровня потребления и росте неплатежей, но Глеб Леонидович решил начать разговор с начала и по порядку…

Саратовэнерго» – это крупная энергосбытовая компания, гарантирующий поставщик электроэнергии в Саратовской области. 60% поставок электроэнергии в регионе осуществляется нами. В числе преимуществ нашей компании отмечу наличие широкой сети отделений – их 38, и находятся они в каждом районном центре; конечно, кадры, являющиеся профессионалами с многолетним опытом работы и знаниями специфики работы в отрасли или, если угодно, на рынке. Наши активы – это сумма навыков и технологий, в том числе компьютеры, техническое вооружение, программное обеспечение, биллинговая система. В современных рыночных условиях использование IT-технологий является большим конкурентным преимуществом любой компании, в особенности энергосбытовой.

Помимо этого, «Саратовэнерго» соответствует всем требованиям работы на оптовом рынке и является его участником с 2003 года. Все это дает понимание, что не любая компания может взять и при желании заняться сбытом электроэнергии. Весомый финансовый поток, создаваемый сбытовой компанией, – это то, что заставляет считаться с таким бизнесом.

– Считаются?
– Чтобы ответить на этот вопрос, скажу, что статус гарантирующего поставщика (ГП) накладывает определенные обязанности. Например, мы не вправе отказать обратившемуся к нам потребителю в заключении договора. Помимо этого на нас как на поставщике лежит огромная социальная ответственность. Электроэнергия – это то благо, без которого жизнь современного человека просто невозможна. К сожалению, потребители не до конца понимают, что это товар, за который надо платить.

Cбыты. Cрез проблемы– Так понимаю, что речь идет о неплатежах, о долгах потребителей…
– Еще раз повторю, что мы как добросовестный гарантирующий поставщик, если к нам обращается потребитель с просьбой заключить договор, не можем ему отказать. Это прописано Правилами, регулирующими работу рынка электроэнергии. В данном случае ГП не вправе выбирать себе потребителя – это первое.
Во-вторых, на сегодняшний день сетевые организации предлагают нашим потребителям заключать прямые договора, выгода от которых для самого абонента весьма сомнительна. Конечный тариф для потребителя одинаков. Более того, для потребителя возникает сложность регулировать свои отношения сразу по двум договорам, а также возможность получить налоговые риски в связи с тем, что данная практика на сегодняшний день отсутствует.
Сетевые компании пытаются минимизировать свои риски, связанные с неплатежами в их адрес со стороны сбытовой организации. На самом деле риски сохраняются. Если потребитель не платит, то как мы не сможем взыскать с него долги, так и сетевики. Они ничем не лучше, не сильнее нас в отношении воздействия на этих потребителей. У нас даже есть свое преимущество перед ними – многолетний опыт работы в этом направлении. Кроме того, рычаги воздействия на недобросовестного клиента у нас такие же, как и у сетевых компаний, которые выполняют ограничение энергоснабжения того или иного потребителя по нашей команде. То есть, если мы даем распоряжение ограничить отпуск энергии, сетевая организация обязана это сделать. В общем, мотивация, которую пытаются таким образом преподнести как благо, при ближайшем рассмотрении оказывается ничем.
Но самая актуальная проблема в настоящее время, как для нас, так, я думаю, и для других сбытовых компаний, – неплатежи, которые мы очень ощущаем со стороны промышленного сектора и со стороны перепродавцов электроэнергии. Существует огромная задолженность этих компаний, и последствия, к которым могут привести их неплатежи, очень опасны.

– С чем вы связываете проблему неплатежей перед сбытовыми компаниями?
– Главную проблему я вижу в существующей системе расчетов. Сбытовая компания, с одной стороны, работает на оптовом рынке, с другой – на розничном. Оптовый рынок требует предоплату, с потребителей же мы получаем деньги за отпущенную электроэнергию в лучшем случае через месяц. Таким образом, сбытовая компания постоянно находится в состоянии кассовых разрывов, а так как объем товарной продукции у нас исчисляется миллиардами киловатт-часов, то и неплатежи — сотнями миллионов рублей. В результате по факту мы кредитуем нашего потребителя без компенсации с его стороны наших издержек по кредитам.

– Какой выход вы видите из сложившейся ситуации?
– Здесь возможны два варианта: либо синхронизировать платежи на оптовом рынке с розничным, либо ужесточать воздействие на потребителя путем ввода ограничений. Я думаю, логичным выглядит первый путь – пересмотр периодов платежей на оптовом рынке. Другими методами могли бы служить такие инструменты, как залоговые обязательства со стороны потребителя, гарантии, система страхования рисков.

– Но вернемся к вопросу о долгах. Как вы решаете вопрос с недобросовестными потребителями?
– Мы придерживаемся законных методов и потому стараемся использовать весь спектр методов воздействия на недобросовестных плательщиков, в том числе и судебные процессы. Правда, процедура это достаточно долгая: от подачи искового заявления до получения решения проходит несколько месяцев. А тем временем недобросовестные плательщики продолжают наращивать долги. В таких случаях мы вынуждены прибегать к крайней мере – ограничениям подачи электроэнергии. Некоторые потребители, к сожалению, понимают только этот язык. Но есть предприятия, руководители которых просто не хотят решать проблему. Вот уже несколько лет таким недобросовестным потребителем является ОАО «Балашовский текстиль». В свое время оно являлось градообразующим предприятием Балашова. От этого предприятия зависит энергообеспечение всего города. Поэтому вводить такую меру, как ограничение, мы не можем, так как без электричества останутся жители Балашова, больницы, роддом, школы, чего мы как социально ответственная компания позволить себе просто не имеем права. Зная это, руководство «Балтекса» спекулирует данной ситуацией.
Еще один пример – МУПП «Саратовводоканал». На протяжении уже нескольких месяцев он находится в своеобразных лидерах по размеру накопившейся задолженности. «Саратовводоканал» избрал исключительно судебную тактику. Добровольно «Саратовводоканал» платить отказывается – разговор с таким потребителем возможен только через суд.
Сейчас к списку неплательщиков добавился оптовый перепродавец ООО «Саратовская областная энергосбытовая компания».

– Помогает ли власть решать проблемы неплатежей?
– Помогает, правда, не столь активно, как хотелось бы. Ведь энергоснабжение – это залог социально-экономического благополучия региона и его жителей. Хотелось бы видеть большее участие областной власти в решении вопросов, связанных с долгами крупных потребителей, имеющих отношение к ним тем или иным образом. Ведь возникающая социальная напряженность скажется и на них.

– И сколько весят такие должники в общем объеме энергопотребления компании?
– В общей сумме около 25%.

– Как вы думаете, в чем причина наращивания долгов названными потребителями?
– Как я понимаю, у этих компаний возникли обстоятельства, связанные с какими-то внутренними проблемами, или, напротив, сыграли свою роль какие-то внешние, возможно, политические факторы. Так или иначе, но жертвой этих изменений стали наши партнерские отношения. Платежи в наш адрес были стабильны, но вот с какого-то момента все очень резко пошло не так, как хотелось бы нам и контрагентам.
Вся система розничного рынка задумывалась как идеальная модель, но жизнь, как обычно, внесла свои коррективы. Сегодня мы видим, что на рынке остается все меньше и меньше конкурентов. И даже те из них, кто до недавнего времени пытался выйти на оптовый рынок и стать его участником, отказываются от своих планов. Это происходит вследствие того, что изменилась ситуация в стране в связи с кризисом и внутренними политическими проблемами региона. И на первый взгляд кажущийся радужным бизнес в электроэнергетике на сегодняшний день сложен и многотруден. Поэтому, невзирая на все заявления о росте конкуренции, выживать на этом рынке будут только сильные и крупные сбытовые компании, объединенные общими принципами работы. И тот тренд, который формирует сейчас РАО «Энергетические системы Востока», объединив сбытовые компании нескольких регионов, не просто имеет право на жизнь – только так, наверное, на сегодняшний день и можно выжить. Так появилась «Объединенная энергосбытовая компания», в которой будут отрабатываться правила взаимодействия с субъектами рынка электроэнергии и защищаться интересы сбытовых компаний на федеральном и региональном уровнях.

– Энергетика – структурообразующая часть экономики региона и страны, и без государства здесь никуда. Вон напротив стоит большое административное здание с вывеской «Центр стратегического планирования Саратовской области». Люди в здании напротив, планируя стратегию развития Саратовской области, учитывают и сегодняшнее положение вещей в отраслевых компаниях, и развитие энергетики в регионе в перспективе, надо так понимать? Вот, например, в Балаково, городе большой химии и атомной энергетики Саратовской области, как мне известно, рассматривался вопрос строительства алюминиевого завода, который был заблокирован. Такой завод – рост потребления энергии, новые рабочие места, инфраструктурные изменения и приход крупной компании с инвестиционными деньгами в регион. Речь шла о группе компаний «РУСАЛ»…
– Что касается строительства завода, я слышал, что эти планы еще до сих пор существуют.
Что касается взаимоотношений рынка и государства, я скажу, что рынок электроэнергии – живой организм, который требует постоянной подстройки и настройки. Для этого все участники рынка и власть должны понять, что сбыт электроэнергии – это очень важный элемент системы и что его необходимо поддерживать и развивать, выстраивая нормальные правила взаимодействия.
Мы видим, что у нас существует потенциал, и даже в это непростое время, в этих сложных отношениях, когда мы зажаты в тисках, довольно успешно работаем и дадим фору любому вновь пришедшему на этот рынок игроку.

– Что вас отличает от этих новых игроков? Что предлагаете своим потребителям?
– Мы себя позиционируем в первую очередь как клиентоориентированную организацию и будем делать все для того, чтобы отношения с нашими партнерами были цивилизованными и взаимовыгодными. Для этого мы развиваем дополнительные сервисы. У нас в компании давно заложен принцип работы «Мы – для потребителя», у нас принят и работает стандарт обслуживания клиентов, оказываются дополнительные услуги – например, технический аудит тарифов, когда мы помогаем выбрать самый выгодный из всех вариант, а также оказываем помощь в прогнозировании через составление графиков оптимального потребления энергии по времени суток, проводим разъяснительную работу для абонентов. Мы информируем наших клиентов обо всех изменениях в законодательстве, затрагивающих взаимоотношения с потребителем. У нас постоянно работает бесплатный телефон «горячей линии» 8-800-2000-573, и мы считаем важной работу по разъяснению вопросов, связанных с заключением договоров, тарифами, льготами и т.д.

– Но все-таки главным для потребителя остается вопрос тарифов. Что с ними?
– Прежде всего скажу, что для населения по-прежнему темпы роста цен и сами тарифы на электроэнергию устанавливает государство.
Для юридических лиц продолжается либерализация рынка, то есть планируется постепенный переход к свободному рынку, и ожидается, что в 2011 году вся электроэнергия для предприятий будет продаваться по нерегулируемым ценам. Сейчас же регулируемые цены устанавливаются государством, а вот нерегулируемые тарифы – это результат работы компании на рынке. И отчасти по ним потребитель может судить, насколько эффективно она сработала. Благодаря профессиональной работе наших энерготрейдеров нерегулируемый тариф на электроэнергию растет постепенно и является одним из самых выгодных в области. Это, кстати, одно из наших конкурентных преимуществ. Информация о ценах публична: она размещается на сайте компании, а также в областной газете. Это является составной частью нашей информационной политики, основанной на принципах открытости и прозрачности.

– Ну и в заключение разговора скажите, какие задачи и цели ставите перед компанией?
– Основа бизнеса – это взаимодействие с клиентом, соблюдение и отстаивание его интересов на рынке. С момента основания компании главное внимание уделяется повышению качества и надежности работы, расширению спектра предоставляемых услуг. Мы следуем этому курсу, а бесперебойное энергоснабжение было и остается привычным результатом работы профессионалов компании.






Факт:
Проект «РУСАЛ» строительства в ряде российских регионов энергометаллургических объединений реализовывал следующую схему: инвестиции компании в строительство АЭС обмениваются на существенные скидки при приобретении электроэнергии для нужд алюминиевых заводов.





«САРАТОВЭНЕРГО»
В мае 1930 года был введен в строй первый агрегат Саратовской ГРЭС – положено начало региональной системы, ныне АО «Саратовэнерго». В его составе 18 предприятий: 6 тепловых станций мощностью 1502 МВт; 7 предприятий электрических сетей, обслуживающих 61 677 километров линий электропередачи; более 10 000 трансформаторных подстанций мощностью 12 235 МВт, атакже «Энергосбыт», «Саратовэнергоснабкомплект», «Саратовэнергоремонт», «Саратовэнергоспецремонт».
ОАО «Саратовэнерго» ежегодно отпускает 9,1 млрд. кВт.ч электрической энергии и 9 млн. ГКал – тепловой.
ОАО «Саратовэнерго» является организатором поставки основного объема электрической энергии, потребляемой на всей территории Саратовской области. Саратовская энергосистема обеспечивает электрической энергией население Саратовской области численностью более 2,7 млн. человек, проживающее на территории 100,2 тыс. кв. км.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.