Авторизация

 

Финансовый кризис: энергоэффективность – эффективность энергетики

Финансовый кризис: энергоэффективность – эффективность энергетикиСамой модной и обсуждаемой темой последнего времени являются заявления, что финансовый кризис закончился и все снова стало хорошо. Но никто не хочет говорить о том, что дальше, согласно законам экономики, нас ждет посткризисный синдром. В чем он проявится и какие есть риски для предприятий на этапе после кризисного развития? Об этом рассказал журналу "Энергополис" Максим Лесничий, управляющий директор SCIENER.

Основным и самым опасным риском могут стать неправильные выводы, которые сделают менеджеры компаний, дескать, «пережили кризис, и слава богу, будем жить, как жили». Но мало кто обернется и проанализирует события последнего года, посмотрит, что пережили в основном за счет затягивания поясов, то есть экстенсивным методом. И как результат, подходы к управлению, к технологиям организации и производств меняться не будут, не будут оказываться превентивные меры, чтобы подобная ситуация не повторилась в ближайшем будущем, и значит, все закончится косметическим ремонтом. Основным оправданием таких действий, а точнее бездействия, станет отсутствие средств на проведение качественной перестройки систем управления и технологий, в том числе и в направлении энергоэффективности.

И в то же время на государственном уровне принимаются законы и программы, направленные на повышение энергоэффективности, которая должна стать одним из направлений инновационного развития России. Но к сожалению, почти всегда, когда говорят об этом направлении развития экономики, подразумевают только энергосбережение и шаги, направленные в эту сторону: лампы накаливания, биотопливо, установку современных приборов учета. И при этом мы забываем, что важной составляющей энергоэффективности является управление. Ведь именно в организационной машине чаще всего происходит сбой при реализации тех или иных целевых программ. И как следствие, через некоторый период времени все это превращается в ругательное слово. У нас должна быть не только энергоэффективность как лозунг, она в первую очередь должна вылиться в финансовую эффективность, то есть меряться рублем. А на текущий момент на предприятиях энергетической отрасли в части затрат не контролируются до 60% расходов.

Для того чтобы исправить существующую ситуацию, необходимо применение новых технологий не только в области «железа», но и в комплексе с преобразованиями в сфере управления. Результатом управленческих решений, поддержанных аналитической информацией, должно стать высвобождение средств, которые будут направлены на расширение и реконструкцию активов производства. Это позволит рассматривать предприятие как финансовую машину с прозрачными бизнес-процессами и строгими правилами по оценке ее эффективности.

Так как энергоэффективность не является самоцелью и разовым явлением, а есть постоянный подход и средство для решения Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны, то она должна базироваться на управлении целевыми программами, включающими: энергоаудит, разработку планов изменения в области эксплуатации объектов, разработку целевых инвестиционных и ремонтных программ, организацию работ по проектированию, капитальному строительству и реконструкции объектов, привлечение финансовых средств в виде целевых займов и кредитов, технико-экономические обоснования целевых программ для включения в тарифы и защиту перед собственниками предприятий.

Финансовый кризис: энергоэффективность – эффективность энергетикиДля достижения данных целей в энергетике должны появиться EPCM-контракторы (Engineering Procurement Construction Manage- ment), которые будут разрабатывать целевые программы для конкретных территорий. Такой подход связан с особенностью отечественной энергосистемы, которая изначально строилась по территориальному принципу. В настоящее время такой подход уже переосмысливается с целью достижения сбалансированного оптимума и искоренения ситуаций, подобных той, что сложилась, например, в Москве: есть избыток тепловой генерации, конкурируют два монополиста, тратятся средства, квоты на газ, но все это неэффективное расходование средств в естественных монополиях. И, как бы ни утверждали, что генерация будет конкурентна, данный вопрос является весьма спорным. Электрическая генерация может быть конкурентной, а тепловая нет, особенно при комбинированном способе производства тепловой и электрической энергии. Для недопущения подобных ситуаций должен быть комплексный подход, необходимо разрабатывать целевые программы для конкретных территорий, и уже реализаторами этих программ будут являться субъекты, а также компании, которые обладают этими технологиями и способны это качественно сделать. Безусловно, все это должно быть под контролем государства, но должны реализовывать EPCM-контракторы, которые организуют проектный офис, все спроектируют или привлекут качественную проектную организацию, обеспечат схему привлечения финансов или реализацию государственных целевых программ, обоснуют эффективность инвестиционной и технической программы и, главное, будут нести ответственность за достигнутый результат. Причем для повышения ответственности можно пересмотреть коммерческую модель работы с подрядными организациями, когда финансовые потоки вливаются непосредственно в программы, а вознаграждение и бонусная часть определяются как доля от снижения потерь, издержек. Тогда заработок такой подрядной организации будет зависеть не от реализованного бюджета, а от достижения результата и эффективности реализованного проекта, что в разы повысит ответственность.

При этом если вернуться к вопросу о том, где можно повышать эффективность, – то только там, где есть учет. Именно информация, основанная на учете и контроле, позволит качественно разработать целевые программы с соответствующими показателями, которых необходимо достигнуть. На основе полученных данных можно производить корректирующие воздействия. Но для этого надо стремиться к минимально возможному искажению информации, которая должна отражать действительное состояние дел, а не то, которое выгодно для «бумажных» отчетов. Без применения и активного использования информационных технологий этого не сделаешь: необходимо сократить влияние человеческого фактора, поскольку не секрет, что до сих пор существуют ситуации, когда по отчетам с коллекторов отпускают одну величину, а до потребителя якобы доходит в шесть раз больше. Понятно, что при таких мнимых показателях говорить об энергоэффективности невозможно в принципе: какую бы лампу мы ни поставили дома или какое бы топливо ни использовали для выработки энергии, результат будет удручающий. В этом аспекте основная цель ИТ – сделать так, чтобы не было искушения что-либо приписывать и искажать. Это еще одна сторона энергоэффективности – применение информационных технологий не как средства для повышения капитализации компании, а как инструмента для комплексного управления всеми бизнес-процессами предприятия. Но и здесь главным является именно управление. Ни один самый умный компьютер не сможет принять решение за человека. Он призван помочь в принятии правильного решения, снабдить исчерпывающей, актуальной и правдивой информацией, на основе которой менеджер сможет предпринимать корректирующие воздействия на активы. И, что немаловажно, такие воздействия будут прогнозируемы и будут иметь высокую эффективность.

В существующих реалиях самое время полностью пересмотреть подход к управлению, произвести его качественную перестройку. Кризис по своей сути стал катализатором для активного использования новых технологий на всех уровнях жизнедеятельности любой компании, и особенно в энергетике. Энергоэффективность в ЭСК должна в первую очередь стать эффективностью в управлении.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.