Не дожидаясь, когда вступит в силу новый федеральный закон, в Тюмени начали работу по внедрению мероприятий, которые бы позволили отточить институционально механизмы, предусмотренные указанным законом и отнесенные к полномочиям местного самоуправления.Работа начата над разработкой программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Но пока идет разработка самой программы, мы параллельно осуществляем работу как на объектах социальной сферы, так и в многоквартирных домах. Нами определена территория энергоэффективного квартала, центральной части и застройки города Тюмени, которая включает в себя совокупность всех возможных по функциональному назначению объектов, от многоквартирных домов до коммерческих объектов и социальной сферы. На сегодняшний день мы уже провели энергетический аудит объектов социальной сферы, составили энергетические паспорта. Тем самым мы выделили те моменты, на которые нужно обращать внимание при проведении энергоаудита на определенных объектах. Вторым этапом у нас идет работа по проведению энергетического обследования в многоквартирных домах. Там работа намного сложнее, поскольку она непосредственно связана с населением, с проведением собраний с собственниками в жилых домах. Но при этом пока как таковых препятствий мы не заметили, поскольку сама логика и целесообразность реализации этого проекта гражданам на сегодняшний день понятна, и понимание при принятии решений имеется. Препятствия возникают при выборе профессиональных компаний по проведению энергоаудита. И для того, чтобы не наломать дров, мы пошли по пути создания собственного фонда энергоаудиторских компаний. С одной стороны, мы вменили в обязанность одному муниципальному предприятию данную функцию и в ручном режиме вместе начинаем отрабатывать энергоаудит. На первом этапе компании проводят аудит за свой счет. Когда энергопаспорта готовы, гражданам рассказывается о том, какая работа проделана (что если поставить, к примеру, прибор учета тепловой энергии с телеметрией, то будет сэкономлено порядка 35% энергии). Становится понятно, о чем речь идет, и, соответственно, видя цифры и понимая окупаемость данного проекта, жильцы принимают соответствующее решение.
С другой стороны, мы взяли в качестве эксперимента ряд достаточно серьезных управляющих компаний, предложенных нашим жилищным фондом. Это дает им дополнительно развить свой бизнес в части проведения энергоаудита, а в дальнейшем и энергосервиса. Могу сказать, что работа осуществляется по двум направлениям одновременно. До конца года у нас будут заключены в нашем энергоэффективном квартале энергосервисные контракты. Сам энергосервисный контракт уже разработан и был рассмотрен на рабочей встрече в Министерстве экономики. При этом мы считаем необходимым вовлекать в данный процесс и банковский сектор, поскольку без участия кредитования энергосервисным компаниям будет сложно решать вопросы внедрения энергоэффективных мероприятий. В целом для 44 домов, внесенных в проект, объем общеобязательных мероприятий первого этапа составляет 130 млн. рублей. Это энергоэффективные мероприятия в местах общего пользования в многоквартирных домах: установка приборов общего учета, контуров, приборов регулирования ресурса. В среднем при проведении энергосервиса на один дом затрачивается от 1,5 до 3 млн. рублей.
Срок окупаемости, соответственно, от года до трех с половиной лет. В этом проекте жилой фонд сформирован так, что присутствуют здания и 70-х годов постройки, и совсем свежие дома. Причем они уже вводятся в эксплуатацию с приборами учета, с технологиями, которые соответствуют принципам, заложенным в федеральном законе. Мы подписали соглашение с Союзом строителей, который охотно откликнулся на наше предложение – не дожидаясь подзаконных актов, которые устанавливают требования к строительству зданий, сооружений, уже сегодня начать проектирование объектов, исходя из идеологии закона. Другими словами, в рамках исполнения полномочий, которые даны этим законом муниципалитету, мы работаем в ручном режиме со всеми субъектами, от которых зависит реализация данного закона. В целом предполагается и стимулирование внедрения, реализации данного закона для населения. Мы предполагаем предоставлять муниципальные гранты для тех управляющих компаний, которые будут осуществлять энергосервис, в частности по многоквартирным домам. Например, предусматриваются гранты по предоставлению безвозмездного финансирования для замены устаревших оконных блоков на энергоэффективные. Такая мера стимулирования – эксперимент, но нужно идею воплотить в жизнь и посмотреть, насколько она себя оправдает. Более того, со Сбербанком у нас отработано два кредитных продукта, которые заключаются в субсидировании процентной ставки для граждан по приобретению энергосберегающих индивидуальных приборов внутри жилых помещений, либо субсидирование процентной ставки в отношении поставщиков тех же энергоэффективных мероприятий для этих граждан. То есть, по сути дела, предлагается создать такую систему, когда в каждую квартиру может прийти, условно, любая компания, которая занимается, к примеру, установкой пластиковых окон, предложить установку в рассрочку до года, при этом бюджет на себя возьмет расходы по ставке кредитования. То есть мы пытаемся объединить все возможные механизмы реализации в нашем квартале для того, чтобы отточить и институционально, и финансово данную структуру. После этого программу можно будет реализовывать в масштабе города.
Хочу отметить, что есть две составляющие, которые повлияют на своевременную и успешную реализацию применения этого закона в нашем муниципальном образовании. Это, во-первых, свое- временность принятия подзаконных актов. Но при этом по ряду правовых актов, приоритетных в настоящее время, мы идем по пути принятия временных актов на собственном уровне, в том числе и на уровне правительства Тюменской области. Законодательство нам это позволяет. Когда правовые акты будут приняты на федеральном уровне, мы все приведем в соответствие. Второе – это производственный блок в части недостаточности уровня, соответствующего современным требованиям энергоэффективного, энергосберегающего оборудования. Здесь можно вести речь и о приборах регулирования, и о приборах учета. Но я говорю сейчас об оборудовании нероссийского производства, что, по всей видимости, тоже должно быть учтено. Соответственно, в рамках реализации этого закона есть, на мой взгляд, стимул для направления инвестиций в эту сторону – производства и ламп накаливания, и приборов учета, и проборов регулирования. И одновременно не нужно забывать об очень важном вопросе, связанном со сбором и утилизацией энергосберегающих ламп. Соответственно, нужно параллельно двигаться в этом направлении и создавать заводы по переработке, создавать механизмы, стимулирующие сбор отработанных энергосберегающих ламп, чтобы, делая одно дело для того, чтобы быт наших граждан стал более цивилизованным, другим делом одновременно не навредить.